#
#
Просмотров: 1070
Тема дня

Коронавирусный калейдоскоп. 05.08.2021

Picture

50-летняя Анита Цой рассказала, что после коронавируса восстанавливала дыхание целых полгода.

Просмотров: 3416
Тема недели

"Звонила, просила пить"

Picture

"Пожилая новокузнечанка приняла страшную смерть в ковидарии": гость портала КузПресс rgiwtireb предлагает обсудить тему.

Просмотров: 10599
Тема месяца

Скончался Александр Щукин

Picture

Известный предприниматель из Новокузнецка ушел из жизни 19 июля.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Опросы на КузПресс
  Какие из факторов в большей мере влияют на рост ДТП?
  Как вы считаете, спортсмены из России на Олимпиаде честно зарабатывают медали?
  Как вы оцениваете действия властей по борьбе с коронавирусом?
  ...
Нарушители:
Президент
добавить на Яндекс
Режиссер Петр Шерешевский снова в Новокузнецке. И его Чехов будет неожиданным

“Чехов будет не тот, которого ждут”

Встреча со старым другом всегда радостна, и не только потому, что Пётр Юрьевич Шерешевский хороший человек, яркая личность, но и потому, что он - интересный режиссер, поставивший в нашем драматическом театре такие спектакли, как “Зойкина квартира”, “Старший сын”, “Бродвей”, “Дуэль”, “Откровенные полароидные снимки”.

За “Дуэль” на фестивале “Кузбасс театральный” театр взял четыре номинации, а через год на “Новосибирском транзите” Андрей Ковзель стал лауреатом за лучшую роль второго плана в “Откровенных полароидных снимках”. Режиссура Петра Шерешевского - гарантия неординарности спектакля. На этот раз Пётр Юрьевич приехал в наш город ставить пьесу Антона Павловича Чехова “Иванов”.

- Пётр Юрьевич, чем обусловлен выбор пьесы для постановки в нашем театре? Почему “Иванов”?

- Потому что Чехова я люблю особенно. Театр предложил мне на выбор ряд хороших пьес, среди них была пьеса “Иванов”. И я с удовольствием согласился.

Но когда погружаешься в материал, ощущаешь, что это еще такой несовершенный Чехов, что это его юношеская пьеса. Антону Павловичу было 27 лет, когда он ее писал. И это не “Три сестры”, не “Чайка”, не “Дядя Ваня”. Есть в ней какой-то юношеский максимализм, какая-то патетика и в то же время издевательство над патетикой. Вот сейчас у нас получается такой юношеский спектакль. У меня ощущение, что мне лет 25, я только окончил театральный институт и решил, ничего не боясь, поставить современно, нагло и т. д. Может, это и с перебором. Может, через какое-то время я буду себя корить, но тем не менее спектакль мы сочиняем ну совсем непривычный для Чехова.

Если в “Дуэли”, которую мы тогда делали, привычно чеховская нота и атмосфера, и мудрость какая-то. Если в “Трёх сёстрах”, которые я поставил в Барнауле, тоже звучит эта чеховская нота, то сейчас мы делаем агрессивно-провокационный спектакль, современный и по ритмам, и по музыке, и по языку. И я ощущаю себя немножечко...

- Отступником?

- Не отступником, а как бы это сказать. Ну, такая подростковая режиссура. Но хочется в эту сторону двинуться.

Мы долго размышляли над тем, что такое самоубийство Иванова. При первом прочтении пьесы получается, что это искупление грехов героя. Но думаю, что и Чехов с такой трактовкой не согласился бы.

Пьеса про другое. Она про то, что в жизни всегда есть возможность сделать что-нибудь непоправимое. Мы живем, и кажется, что мы плохого не сделали бы, завтра можно исправить. Мне кажется, фокус Иванова в том, что совершённый один непоправимый поступок Иванова не останавливает, и он идет по этому коридору, который сам себе создает, и совершает следующий непоправимый поступок. И цепь непоправимых поступков ведет Иванова к самому непоправимому - самоубийству.

Наша история - это как бы посмертный сон. Это вспышки сознания человека, который пытается избежать непоправимых поступков, которые он уже совершал и совершает их снова и снова. И отсюда такая конструктивистская сценография. И отсюда попытка от внятной повествовательной чеховской истории прийти к каким-то вспышкам сознания, агрессивно картиночным, как они запечатлеваются в мозгу. Эпизоды не в прямой логике друг с другом связанные, а в логике сна. Вот яркий кусок, он переплыл в другой яркий кусок. И все это не с точки зрения бытописательства, а как это запомнилось.

- Как актеры с этим справляются? Кто у вас Иванов?

- Иванов - Андрей Ковзель. Львов - Саша Шрейтер. Анна Петровна - Илона Литвиненко и Алена Сигорская. Саша - Полина Зуева. Заняты и Анатолий Смирнов, Толя Нога, Андрей Грачев. Это основные герои. Мы вместе с артистами сочиняем спектакль, получаем удовольствие. Мне такой спектакль интересно делать и интересно будет увидеть. Но насколько такая агрессивно-провокативная история будет воспринята зрителем... У меня есть надежда, что кому-то это будет любопытно. По энергии это будет спектакль для молодых людей, отзывающихся на какие-то современные ритмы. Люди театральные должны воспринять нашего “Иванова”. Но есть опасение, что будут крики: “А где же настоящий Чехов и тонкость чувств?”

- Костюмы тоже будут непривычными для чеховских пьес?

- Да, какая-то игра по поводу. Вроде бы есть общий чеховский флер. Ну как бы летний Чехов в каких-то льняных тканях. Это остается. Мы не играем время совсем. Есть и музыка современная, и барабанная установка на сцену будет выезжать. И плеер у нас герой слушает. И костюм вне времени. Не знаю, получится или нет. Очень много кусков оклеено бумагой. Такая странная фактура становится. Есть опасения, что бумага разорвется, нельзя постирать. Эту технологическую проблему еще предстоит решать.

- Кто художник?

- Саша Мохов и Маша Лукка. Мы с ними здесь делаем третий спектакль. Делали “Зойкину квартиру”, “Снимки”.

- Знаю, что вы сейчас восстанавливаете “Полароидные снимки”. Вам приходилось смотреть ваши спектакли через какое-то время? Вы же много ставили здесь, будучи главным режиссером. Спектакли без режиссерского глаза могут разболтаться.

- Да, да. Вот сейчас я посмотрел “Зойку” и “Старшего сына”. Конечно, есть ощущение, что сейчас я бы сделал что-то иначе. Это во-первых. Во-вторых, что-то разваливается, что-то держится. “Старший сын” более компактный, там меньше народу. И это не такое огромное полотно. Он вообще, мне кажется, даже растет. А “Зойка”... При том, что я с удовольствием смотрю, как все честно работают, и спектакль живой, кое-что подразвалилось. Но в общем, держатся оба спектакля. В принципе, если все правильно замешано, то спектакль растет, а не разваливается. Но когда вводов много или еще что-то, может возникать обратная ситуация. К счастью, мне как-то везло.

- “Дуэль” никак нельзя восстановить?

- Невозможно. И Сережа Стасюк ушел, и Женя Любицкий. Нет двух главных героев. Нельзя войти в одну реку дважды. А со “Снимками”, надеюсь, все будет достойно. Вместо ушедшего Левченко вводим Криницына.

- После “Иванова” у вас какие планы?

- Сделаю дома в маленьком театре спектакль. Мне надо дома побыть. Поэтому до августа я буду в Питере. А потом поеду в Уфу и Ижевск.

- И напоследок вернемся к “Иванову”. Чего вам от спектакля хочется больше всего?

- Хочется, чтобы театр будоражил, чтобы зритель ощутил, что перед ним не история, которая произошла сто с лишним лет назад неизвестно где, неизвестно с кем, а это очень сегодняшняя история, которая может произойти и с ним, и с его ближним. Хочется, чтобы некомфортно было в зале, поэтому и агрессивные приемы используем. Чехов будет не тот, которого ждут. Это темная история, отчаянная и царапающая нервы.

Татьяна Тюрина
Фото: Валентин Волченков
17.02.2014
Просмотров: 2510 | Комментариев: 17
Православный 17.02.2014 10:32
Что то мне за Антон Палыча тревожно стало...
0
0
=
0
Сципион 17.02.2014 11:16
Эпатажные трактовки давно уж не поражают своим эпатажем.
Ну, да классические сюжетные и психологические коллзии на то и классические, что узнаваемы всеми последующими поколениями и могут был примерены на любую эпоху.
Но!
Чехов - драматург стыка двух веков, 19 и 20-го.
С удовольствием бы посмотрел копию спектаклей, которые режиссировал Станиславский.

И другое.
Мне кажется, наши театральные города достойны именной режиссуры. Гастролёры-постановщики просто-таки утомляют. Собралась бы, наконец, труппа, как тот же МХАТ или театр Мейерхольда, или, как "Табакерка" Табакова.
А то прилетел - соорудил постановку - убежал в Уфу, Барнаул, Ижевск...
0
0
=
0
Std 17.02.2014 13:29
Отчего у вас в Сибири так холодно?
– Богу так угодно! – отвечает возница.
Да, уже май, в России зеленеют леса и заливаются соловьи, на юге давно уже цветут акация и сирень, а здесь, по дороге от Тюмени до Томска, земля бурая, леса голые, на озерах матовый лед, на берегах и в оврагах лежит еще снег…
0
0
=
0
Std 17.02.2014 13:32
Пристав к берегу, гребцы первым делом начинают браниться. Бранятся они со злобой, без всякой причины, очевидно спросонок. Слушая их отборную ругань, можно подумать, что не только у моего возницы, у лошадей и у них самих, но и у воды, у парома и у весел есть матери
0
0
=
0
Std 17.02.2014 13:34
Подъезжаем к реке. Надо переправляться на ту сторону на пароме. На берегу ни души.
– Уплыли на ту сторону, язви их душу! – говорит возница. – Давай, ваше благородие, реветь.
Кричать от боли, плакать, звать на помощь, вообще звать – здесь значит реветь, и потому в Сибири ревут
А.П. Чехов. Из Сибири
0
0
=
0
Сципион 17.02.2014 13:55
Кстати, идея: сделать театральную постановку по чеховским запискам.
0
0
=
0
Православный 17.02.2014 14:02
Сципион: Кстати, идея: сделать театральную постановку по чеховским запискам.

хорошая идея...должно живо получится...тут и поэкспериментировать не грех...
0
0
=
0
Спицион в пенсне на сцене, а Православный в оркестровой яме на лодке резиновой.
П: -Не перевезти-с ли вас, батюшка, через Томь, шальную-с реку?
С: -Оснись, сын мой! Вот пришью сейчас крыло чайке и сам перелечу!
0
0
=
0
Std 17.02.2014 13:53
после первых же двух фраз местный интеллигент непременно уж задает вам вопрос: «А не выпить ли нам водки?» И от скуки пьет с ним ссыльный, сначала морщится, потом привыкает и в конце концов, конечно, спивается. Если говорить о пьянстве, то не ссыльные деморализуют население, а население ссыльных. Женщина здесь так же скучна, как сибирская природа; она не колоритна, холодна, не умеет одеваться, не поет, не смеется, не миловидна и, как выразился один старожил в разговоре со мной: «жестка на ощупь». Когда в Сибири со временем народятся свои собственные романисты и поэты, то в их романах и поэмах женщина не будет героинею; она не будет вдохновлять, возбуждать к высокой деятельности, спасать, идти «на край света».
0
0
=
0
Сципион 17.02.2014 13:56
Всёжки АнтонПалыч изрядный гад.
0
0
=
0
Сципион 17.02.2014 13:57
Но забавный и точный.
0
0
=
0
Сципион 17.02.2014 15:02
Ведь русский (сибирский) интеллигент не может быть непьющим.
Не пьёт - значит не русский или не интеллигент.
0
0
=
0
Std 17.02.2014 15:23
А какие выражения на лицах! Видно, что эти люди, пока плыли сюда на арестантских баржах, скованные попарно наручниками, и пока шли этапом по тракту, ночуя в избах, где их тело невыносимо жгли клопы, одеревенели до мозга костей; а теперь, болтаясь день и ночь в холодной воде и не видя ничего, кроме голых берегов, навсегда утратили всё тепло, какое имели, и осталось у них
0
0
=
0
Std 17.02.2014 15:23
жизни только одно: водка, девка, девка, водка… На этом свете они уже не люди, а звери, и по мнению деда, моего возницы, и на том свете им будет худо: пойдут за грехи в ад.
0
0
=
0
Kotafey 17.02.2014 14:30
Ясно...Будет Чехов "Бо Ни Мэ" эдишен... Ай эм Сибериан+Соц Город+Бардокин Лайф... :)))))))))))))
0
0
=
0
Сципион 17.02.2014 15:17
Уже заполыхали идеи...
0
0
=
0
777 17.02.2014 17:23
"...и решил, ничего и решил, ничего не боясь, поставить современно, нагло и т. д. Может, это и с перебором. .."
:) Почти дословный пересказ привожу, спонсируемой газпромом, детской радиопередачи, услышанный сегодня за рулём по автоприемнику:
...Жили два мужика семьями в деревне... Работы не было, дома сидели. Деньги закончились, еды в магазине купить не на что, голодно в семьях стало и жены оправили тех двух мужиков найти работу и денег заработать. Ходили, ходили эти мужики по сёлам - нет работы. Совсем сил не стало, присели на околице села возле камня... Один и говорит другому - сходи в деревню, хлеба попроси, а я посижу у камня. Тот мужик и ушел. Второй у камня остался... И тут из под камня змея выползает, мужик схватил её и хотел убить, (наверное, чтобы сожрать?) но его остановил голос тихий из по камня - не убивай змею, сделай добро, отпусти её. Мужик послушал тот голос и отпустил змею, а она прыгнула на него, обвила за шею и хотела мужика укусить, но мужик взмолился - не надо кусать меня, я же тебе добро сделал, а на добро надо ответить добром. Если не веришь, то давай спросим у первого встречного, и он подвердит мои слова. Змея согласилась. Ну вот и пошли они по дороге (про первого мужика ни слова) и встретили вола. Мужик спрашивает вола, правду скажи - на добро отвечать надо добром? Вол ответил - нет это не так, я работал всю жизнь на человека, а он в итоге меня решил зарезать и пустив на мясо съесть. Пошли дальше, встретили лошадь... Вопрос тот-же и ответ тот же. Пошли далее, встретили осла - такой же вопрос и такой же ответ. И тут змея сказала мужику - тебе поверю, а за то что меня не убил я тебя вознагражу. Вернулись к камню и она дала мужику золота немного, сказав при этом - закончатся деньги, которые на это золото выменяешь, придешь ещё раз, тебе ещё дам. Три раза ходил мужик к змее, а на четвертый решил прийти и убив ту, которая золото давала, забрать всё золото из под камня. Пока он шел к тому камню, змея его мысли прочитала и укусила мужика, после чего тот умер...
Вот такая вот детская сказка, вывод, видимо, дети должны будут сделать...
Потом сказка про ежика, который жил в деревне, за газ не платил, и газ ему отключили... Дальше слушать не стал... Там тоже вывод ясен - умер, наверное, ежик с голоду, пищу стало не на чем приготовить...
К чему пересказал? Может статься так, что после постановки такого Чехова в которой: "...решил, ничего не боясь, поставить современно, нагло и т. д. Может, это и с перебором..." - на Антона Чехова там будет положен ... с прибором.
И ещё пересказал потому, что от таких детских передач, спонсируемых Газпромом, вред не меньший, если не больший, чем от всей его деятельности в российский период существования, его работы по опустошению природных ресурсов российских в угоду процветающей Европе, с минимальной отдачей вырученных средств самой России. ИМХО.
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь