События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Слишком нормативный русский
В Высшей школе экономики оценили сложность российских законов
В НИУ ВШЭ рассчитали специальный индекс для оценки сложности прочтения российских законов.
По мнению специалистов, российское законодательство усложняется год от года, и гражданам без специального образования все сложнее в нем разобраться. При этом Конституция России до сих пор оставалась одним из самых легких для прочтения текстов в корпусе российского законодательства. После внесения поправок и она может немного усложниться.
Институт государственного и муниципального управления Высшей школы экономики провел исследование, чтобы оценить сложность языка, которым написаны российские законы. Авторы пришли к выводу, что язык этот с каждым годом усложняется, один из его основных недостатков — пассивность: в нем слишком мало используются глаголы.
Язык российского законодателя в среднем вдесятеро сложнее литературного русского.
При этом тексты становятся все многословнее: по сравнению с 1991 годом среднестатистический закон стал в 2,5 раза длиннее, средняя статья в нем — втрое длиннее. Ученые НИУ ВШЭ также критикуют законодательный язык за отказ от введения емких сокращений для громоздких понятий, часто состоящих из восьми слов. В законах почти никогда не используются таблицы, и даже математические формулы описываются словами.
-
доля глаголов от общего числа слов;
-
отношение количества слов, зависимых от существительного, к количеству существительных;
-
количество слов между двумя зависимыми словами;
-
количество слов в одном абзаце;
-
количество причастных оборотов на одно предложение;
-
количество слов в одном предложении;
-
количество предикативных ядер (подлежащее плюс сказуемое) в одном предложении.
По этим параметрам в НИУ ВШЭ сравнили российские законы с рядом произведений художественной литературы — "Анной Карениной" Льва Толстого, "Географ глобус пропил" Алексея Иванова, "Текстом" Дмитрия Глуховского и "Авиатором" Евгения Водолазкина, а также с "Критикой чистого разума" Иммануила Канта. Значимость каждого параметра для интегрального индекса оценивалась путем эксперимента с участием профессиональных юристов и студентов магистратуры ВШЭ.
Самым значимым параметром оказалась доля глаголов от общего количества слов в тексте.
В художественной литературе показатели выше: так, в "Тексте" он составляет 19%. Второй по значимости параметр — отношение количества зависимых слов к общему количеству существительных: чем их больше, тем текст сложней для восприятия. В российских законах это отношение составляет 3,69: это заметный рост по сравнению с 1991 годом (2,9). В "Анне Карениной", для сравнения, лишь 1,2 зависимых слова на каждое существительное. Расстояние между зависимыми словами также влияет на восприятие текста: чем больше слов между ними, тем трудней читать. В российских законах зависимые слова в среднем разделяют 2,49 слова, а в "Авиаторе" Евгения Водолазкина — 1,96.
В одном абзаце российского закона в среднем 30,4 слова, это почти на треть больше, чем в 1991 году (21,3 слова). По этому параметру Лев Толстой (37 слов) и Дмитрий Глуховский (32,3 слова) все-таки обошли современных российских законотворцев. Количество причастных оборотов на одно предложение в законах составляет в среднем 0,48, это существенно больше значения 1991 года (0,3) и на порядок больше, чем в романе Алексея Иванова "Географ глобус пропил" (0,02). На 2019 год в одном предложении российского закона в среднем 20,7 слова — на 2,7 слова больше, чем в 1991 году. По этому параметру Лев Толстой снова впереди: в "Анне Карениной" в среднем 13,63 слова в одном предложении. Количество предикативных ядер на одно предложение в законе составляет 1,2.
Интегральный индекс сложности текста законов неуклонно растет с 1991 года: тогда он составлял 30,8, сейчас — 40.
Для сравнения, интегральный индекс для "Критики чистого разума" составляет 48. Самые сложные российские законы имеют индекс 65. Такую оценку получили законы "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
По расчетам авторов исследования, в каждый закон с момента принятия примерно 20 раз вносились изменения, и каждое из них увеличивало индекс сложности на 0,1 пункта. Рекордсменом по усложнению законов стал VI созыв Госдумы (декабрь 2011 — сентябрь 2016): за время его работы ИСЗ повысился на 2 пункта. До этого рекорд удерживал V созыв, повысивший его на 1,6. Напомним, шестой созыв Госдумы впервые работал пять лет вместо четырех. "В большинстве случаев (48%) последняя редакция (закона.— “Ъ”) была более сложной по сравнению с исходной",— говорится в исследовании. В 40% случаев текст практически не изменился, в 12% — упростился.
Конституция РФ, находящаяся сейчас в процессе редактирования, к сложным законам не относится: ее индекс сложности составляет 24 пункта. Но после принятия поправок Основной закон читать станет сложнее: доля глаголов в нем станет меньше (6,66% вместо 7,35%), среднее количество слов в абзаце вырастет с 19,07 до 24,56. Самый длинный абзац в новой версии Конституции составит 153 слова против нынешних 93. Индекс сложности вырастет до 26,2. "Основной закон остается одним из наиболее легких и понятных текстов, если сравнивать с другими действующими законами,— говорит старший научный сотрудник Института государственного и муниципального управления Александр Кнутов.— В новой редакции текст незначительно усложнился, но, несмотря на это, он в полтора раза легче для восприятия, чем федеральное законодательство".
Политолог, специалист по проблемам законотворчества Екатерина Шульман говорит, что проблема российских законов не столько в сложности, сколько в "невнятности", которая создает "пространство произвола" для правоприменителя.
"В идеале закон должен быть прост, как табличка на столбе: "Не влезай — убьет",— считает эксперт.— В нашем же случае применение законов зависит от воли судей, полицейских, налоговых инспекторов и других низовых исполнителей".
Исполнители же цепляются за такие "слова-паразиты" российского законодательства, как "безопасность", отмечает госпожа Шульман: "Такие слова могут означать все что угодно и произвольно применяться к любой ситуации".
Проверкой синтаксиса, по ее мнению, проблему не решить: "Бороться с невнятностью законов можно только политической конкуренцией, чтобы каждый хотел написать закон лучше, чем у соседа, и привлекал для этой цели качественную экспертизу. А если некому возразить, то нечего и стараться".
Стало ли общество менее коррупционное с усложнением читаемости законов, с 2000 до 2020 года, однозначно, нет, наоборот мафия укрепилась снизу до верху.
Пример из жизни так сказать.
Как вы затрахали бумагомаратели долбаные
Постановление Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области от 26 декабря 2019 г. N 211 "Об уполномоченных органах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет"
Нафига было только в одном названии 4ре раза употреблять "оставшихся без попечения родителей"...Четыре нафиг раза...одного раза не достаточно да???
И это местное законодательство с кемеровским еще хуже,там не просто много шизофрении ,там одна шизофрения с парой умных слов со смыслом на 100 станиц.
Постановление Администрации г. Новокузнецка Кемеровской области от 26 декабря 2019 г. N 211 "Об уполномоченных органах по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет"
Нафига было только в одном названии 4ре раза употреблять "оставшихся без попечения родителей"...Четыре нафиг раза...одного раза не достаточно да???
И это местное законодательство с кемеровским еще хуже,там не просто много шизофрении ,там одна шизофрения с парой умных слов со смыслом на 100 станиц.
А как вам Следственное управление
Следственного комитета Российской Федерации
по Кемеровской области - Кузбассу
Следственный отдел по городу Новокузнецк
Ощущенье, что не правы,
Что идём не тем путём,
Что живём на переправе
И никак не доплывём.
Левый берег в туче мрака,
Правый тоже никакой.
Врёт нам лодочник однако,
Что уже подать рукой.
То он бурей нас пугает,
То веслом колотит в грудь.
Под себя он загребает,
Но кричит, что знает путь.
Потерпеть ещё, мол, надо
Года два, а там – и сто.
Мы терпеть, конечно, рады,
Но, хотя бы знать: за что.
Маяки социализма
Погасил капитализм…
Лодка с дырочкой, как клизма,
Муть сосёт и тянет вниз.
Да и с курсом не понятно.
Мель. Болтанка. Перекат.
Поворачивать обратно
Или - дальше наугад?
Обещали справедливость.
Обманули, чёрт возьми!
И в душе ползёт гадливость,
Словно кожа от змеи.
Люд раскачивает лодку,
А иные норовят
Ухватить гребца за глотку,
Да законы не велят.
Ну, а лодочник лукаво
Всё гребёт куда-то в бок,
Продлевает переправу
На гребок да новый срок.
Поменять бы нам управу,
Чтоб хоть берег увидать,
Но коней на переправах
Не положено менять.
Вот и длится переправа
Нескончаемо в стране,
Чтобы лодочник лукавый
Был при деле на волне.
Леонид Корнилов
14.03.18 г.
Жить от этого легче не становится.
Да вы, кретины, народу зарплату поднимете раза этак в два. Больше пользы будет, я даже думаю это косвенно спасет в тысячи раз больше жизней чем ваши долбаные рамки на вокзале:)) или огромная армия спецслужб
Бюрократы вот главное зло. А не пиндосы, укрофашисты, геи и кого там еще телевизор нам втирает? Бюрократы хуже всех вышеперечисленных в миллион раз.
Да вы, кретины, народу зарплату поднимете раза этак в два. Больше пользы будет, я даже думаю это косвенно спасет в тысячи раз больше жизней чем ваши долбаные рамки на вокзале:)) или огромная армия спецслужб
Бюрократы вот главное зло. А не пиндосы, укрофашисты, геи и кого там еще телевизор нам втирает? Бюрократы хуже всех вышеперечисленных в миллион раз.
Когда вы изучите вопрос до конца, поймете, что без управленцев никак нельзя, от них зависит эффективность всей системы, а порождают они только умножение задач и самих себя. А если главный бюрократ: царь, король недостаточно умны и образованы (да и просто не в состоянии уследить за всеми поставленными целями) происходит коллапс системы. Почему и появился парламент, чтобы разгрузить монарха.
ИМХО. Нормально работающее самоуправление, это когда народ допустим города сам выбирает себе судей,шерифов,мэров. А гос надзор только в виде прокурора,чтобы местные не зарвались... А область нахрен не нужна вообще... абсолютно лишнее колесо в телеге.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь