#
#
Просмотров: 1068
Тема дня

Каши не сваришь

Picture

В Новокузнецке в мае заметно подорожали рис, гречка и пшено

Просмотров: 3063
Тема недели

"Вы население не будоражьте!"

Picture

Мэр Новокузнецка отказался признать, что все неудачи транспортной реформы он списывает на "зайцев".

Просмотров: 12139
Тема месяца

Где деньги, Зин?

Picture

Мэр Новокузнецка сообщил о катастрофическом недоборе оплаты за проезд.

Обсуждения

петросян-месный 15-06-2021 17:17

Kotafey 15-06-2021 17:16

Murka 15-06-2021 17:12

кол 15-06-2021 17:02

Близнец 15-06-2021 16:25

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Опросы на КузПресс
  В какие времена последнего полувека наша страна была наиболее свободной?
  Поддерживаете ли вы достройку Крапивинской ГЭС?
  Кто из выдвинутых кандидатов достоин почетного звания?
  ...
добавить на Яндекс

Наши люди эпохи бронзы

Археологическая экспедиция КузГПА нашла близ Усть-Кабырзы - в полусотне километров от Таштагола - древнее скифское погребение эпохи бронзы. Датировка “по металлу” дала повод одному из интернет-пользователей прокомментировать сообщение восклицанием: “Значит, наши люди были эти скифы! Всех - с Днем металлурга!”

Но даже если “Евраз” с Русалом не догадаются по такому случаю премировать экспедицию, ей все равно сказочно повезло. Едва приступили в раскопкам на берегу Мрассу, как уже через несколько дней такая редкая находка. Руководитель экспедиции доцент кафедры истории педакадемии Юрий Ширин считает, что раскоп обнажил погребение знатной дамы (приблизительно VI век до н.э.). Скифского происхождения - судя по характеру погребения и артефактов, найденных в нем (предметы домашнего обихода, остатки украшений с бронзовыми вставками, керамика).

В комментариях по поводу находки непременно говорится, что она заставляет пересмотреть сложившиеся представления об уровне развития культур, обитавших в таежной зоне на территории Южного Кузбасса две с половиной тысячи лет назад. Желая удостовериться, что и вправду “надо пересматривать”, я покопался в Интернете и понял (надеюсь, что понял): новизна произошедшего в том, что прежде скифское присутствие в Южной Сибири, в Алтайских горах и предгорьях обнаруживали лишь в степной или лесостепной полосе. И никогда прежде в глухой тайге (а она в Таштагольском районе именно такая). Поскольку это был чуждый мир для скифов-скотоводов. Словом, наверное, историкам действительно придется пересматривать кое-что в своих фолиантах.

На этом можно было бы поставить точку, пообещав читателям интервью по итогам экспедиции, в чем, как можно надеяться, Юрий Ширин не откажет по возвращении в Новокузнецк. Но попутно в своих дилетантских изысканиях по “скифской археологии” я наткнулся на статью, заставившую задуматься об особенностях нашего восприятия минувшего. Это была публикация в сборнике по “новой хронологии” в соответствующем “фоменковском” духе, в которой скифская культура Южной Сибири зондировалась на предмет присутствия в ней “биологических маркеров Руси - Орды”. Автор статьи А.М. Тюрин, приводя всяческие материалы и выкладки, такие “генетические и антропологические маркеры”, понятное дело, находит, в том числе у шорцев и телеутов. И доказывает требуемое: скифская цивилизация наследовала если не культуру, то человеческий материал мифологической Руси - Орды. Причем не наоборот, а именно таким порядком, установленным “новой хронологией”.

Если лет десять назад публикации подобного рода приводили в шок, то сегодня скорее в юмористическое расположение духа. Но что вызывает интерес в построениях сторонников “новой хронологии”, так это социальный генезис их теорий. Было бы слишком просто объяснить их появление “высвобождением научной мысли от канонов марксизма-ленинизма”. (Помнится, и в советское время выходили книги академика А. Югова, выводившего родословную древнерусских князей от героев “Илиады”.) Скорее всего, эти фантомы сотворены из боли тех, кто не смог принять распада СССР (что не исключает для кого-то возможность заработка на “сверхдержавных” иллюзиях).

По такому случаю стоит припомнить бродячий сюжет в центрально-азиатском фольклоре. Им в свое время воспользовался Чингиз Айтматов. И, если я не ошибаюсь, он зафиксирован в шорском эпосе в переводе поэтессы Любови Никоновой. Речь о богатыре, потерявшем память. Он ходит по свету неприкаянный и слышит время от времени о подвигах некоего Героя, не понимая, что вспоминают его самого.

Александр Денисов
24.07.2009
Просмотров: 1463 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь