Денис Ильин стал главой Новокузнецка (+)
А вы до сегодняшнего дня знали это имя?..
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Есть ли нефть в Кузбассе?
Полвека и более тому назад этот вопрос был не только открыт для обсуждения, но и производилась большая работа по положительному ответу на него.
Почти тридцать лет, с 1933 по 1962 год, буровики сверлили кузбасские, перспективные на нефть, недра, но ничего, кроме незначительных проявлений, не находили. В 1962 году один из наиболее энергичных нефтяников-геологов Ф.К. Солманов разобрал свою буровую установку, сгрузил ее на плот и уплыл в Тюменскую область, где первые скважины уже дали нефть. Вскорости Ф.К. Солманов прославился как удачливый поисковик, получил за свой труд награды Родины и переехал в союзное министерство первым замом. О кузбасских недрах в те времена он отзывался, как о бесперспективных на нефть, но позже свою точку зрения переменил.
Впервые на возможность нахождения нефти в Кузбассе обратил внимание геолог академик М.А. Усов еще в 1920 году. В середине двадцатых годов близ Барзаса были обнаружены первые находки битумов - вестников наличия нефти. Затем свое мнение о нефти Кузбасса высказал другой академик, специалист-нефтяник И.М. Губкин, первооткрыватель башкирских месторождений нефти. Губкин прогнозировал нефть в Западной Сибири, в том числе и в Кузнецкой котловине. Вскоре начались поисковые работы. В результате их было открыто около двадцати проявлений нефти. Речь уже зашла о месторождениях нефти, которую нужно было теперь найти, уточнить ее запасы и начать добычу.
Наиболее перспективными представлялись два месторождения: Борисовское и Сыромолотненское. Из скважин на этих участках нефть текла самотеком, до 300 литров в сутки. Этот выход был вполне приличен, именно с таких объемов начинали свою деятельность будущие знаменитые нефтяные месторождения Тюмени и Томска.
Но вот парадокс. Проявления были, а большой нефти - нет. Это уже потом геолог Виктор Ашурков определил, в чем тут дело: кузбасская нефть залегала на километр-два ниже тогдашних возможных глубин буровых станков. Станки добуривались до глубины трех километров, а нефть лежала на глубине четырех-пяти. Ашурков же позже определил и предполагаемые запасы месторождений: Борисовское - 10 миллионов тонн нефти, Сыромолотненское - 15 миллионов тонн. Это средние показатели. На деле нефти здесь может быть в разы больше.
Кстати, об Ашуркове. Виктор Александрович - геолог-геофизик, по роду своей деятельности поработал на нефтяных месторождениях Ближнего Востока, хорошо изучил тамошние условия. Имеет основательные знания о нефтеносности Западной Сибири. Глубоко убежден в том, что нефть в Кузбассе есть. В последние двадцать лет Виктор Ашурков является едва ли не единственным специалистом, ратующим за поиск и добычу нефти в Кузбассе.
Я не случайно называю его специалистом, хотя он и не нефтяник по профессии. Но его знания вопроса настолько глубоки, что двое специалистов академиков - А.Э. Конторович в 1994 году и Н.П. Запивалов в 2005 году - дали одинаково превосходные отзывы на труды В.А. Ашуркова. Первый на отчет Новокузнецкой комплексной геолого-геофизической экспедиции “Обобщение материалов по нефтегазоносности Кузбасса”, второй на научно-исследовательскую работу “Нефть и газ Кузбасса”.
Вот цитата из отзыва А.Э. Конторовича: “Задача, стоявшая перед рецензируемым обобщением, выполнена авторами на высоком уровне, отчет заслуживает отличной оценки”. А вот из экспертного заключения Н.П. Запивалова: “Я рекомендую незамедлительно опубликовать этот труд не менее чем в 500 экземплярах и ознакомить с ним всю профессиональную элиту, общественность, предполагаемых инвесторов и, конечно же, государственные органы. Надо действовать!”
Полтора года назад В.А. Ашурков уже выступал в “Кузнецком рабочем” со статьей “Кто придет и возьмет нефть Кузбасса?”. Тогда этот вопрос был адресован потенциальным инвесторам. Сейчас у того же обращения есть адресат: строящийся близ Анжеро-Судженска нефтеперерабатывающий завод.
По планам управляющего холдинга “Кем-Ойл”, нефть для своих производств завод должен получать из северных районов Томской области. Расстояние оттуда, говорит В.А. Ашурков, немалое. Кузбасские же месторождения под боком, всего в 50 километрах от завода. Если заставить их давать нефть (а для этого необходимо пробурить скважины глубиной в 5 километров), то добываемой в Кузбассе нефти хватит более чем на полвека. И это очень сдержанный прогноз. На деле нефти должно быть больше.
Но предложения геолога взяться за собственную нефть, нефтепереработчиков не прельстили. Возможно, показалась высокой цена буровых работ. “Что из этого? - замечает В.А. Ашурков. - Зато в случае удачи прибыль во много раз превысит расходы”.
Более продолжительными, но столь же безрезультатными были переговоры с представителями ЗАО “НефтеХимСервис”, готовящегося приступить к строительству еще одного, Яйского, нефтеперерабатывающего завода. Там мощность предполагается больше: 3 миллиона тонн нефти в год. Предложение геолога также не было поддержано.
Многие читатели, прочтя этот материал, скажут: “И хорошо, что не берутся за кузбасскую нефть. Нефти нам только не хватало. От угольщиков продыху нет, а тут еще нефтяники придут, вообще жизни в регионе не станет”. Зная, как относятся разработчики недр к сохранности ландшафта и что они оставляют после себя, можно поддержать такое мнение. Возможно, будет и другое мнение - автомобилистов, которые с пуском в строй обоих заводов получают надежду на относительно дешевый “собственный” бензин. Поэтому мы и рассказали о попытках геолога В.А. Ашуркова заинтересовать “своей” нефтью ее добытчиков и переработчиков.
Приглашаем читателей высказываться.
:) Надежды юношей питают...
О стоимости бензина в марте 2011года
В Ямало-Ненецком автономном округе рост цен на бензин к декабрю предыдущего года составил 104,0%. Увеличение стоимости отмечено на бензин марки А-76 (80) – на 1,7%, А-92 (93) – на 5,3%, А-95 (и выше) – на 4,4%. По отношению к февралю 2011 года цены на автомобильное топливо снизились на 0,5%. В марте жители Ямала в среднем покупали бензин марки А-76 (80) за 21,8 рубль, А-92 (93) – за 25,6 рубля, А-95 (и выше)– за 26,9 рублей.
Ныне когда что-то в недрах, оно как бы "свое", а будет добыто - уже станет чужим... Так что, если и есть нефть, то уж пусть до лучшего времени в недрах и останеться... ИМХО. Пока халеи не передохнут от переедания... :) Есть же восточная пословица - "кто много кушает, долго не живёт - давиться"
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь