Можно ли "хакнуть" электростанцию?
Информацию о ГТЭС "Новокузнецкая" СГК даёт Дмитрий Березин.
Дмитрий - начальник цеха тепловой автоматики и измерений ГТЭС, он знает об этой электростанции всё и может ответить на любые, даже самые каверзные вопросы, которые мы для него и приготовили.
Газотурбинная электростанция
(ГТЭС) "Новокузнецкая" — единственная электростанция, которая построена в Кузбассе "с нуля" за последние полвека, со времен пуска второй по мощности в региональной энергосистеме Беловской ГРЭС.
Основная задача ГТЭС "Новокузнецкая" — покрытие пиковых нагрузок в южном, самом загруженном узле мощной энергосистемы Кузбасса.
Чтобы набрать необходимую мощность, газотурбинной электростанции с момента получения команды Системного оператора дается
три часа. Для сравнения: угольной станции на это требуется
от шести и более часов.
Именно поэтому ГТЭС так необходима для оперативного покрытия дефицита мощности, который может возникать в энергосистеме Кемеровской области.
По словам директора ГТЭС "Новокузнецкая" СГК Сергея Замышляева, для газотурбинной электростанции цех тепловой автоматики и измерений (ТАИ) — одно из опорных подразделений. Поскольку работа всего основного и вспомогательного оборудования крепко "завязана" на автоматизированные процессы.
Контролирует все технологические процессы станции общестанционная АСУ ТП энергоблоков №14 и 15 на базе SPPA-T3000 производства Siemens AG.
И если турбину и генератор можно считать сердцем электростанции, то АСУ ТП — это своего рода ее мозг и интеллект, который самостоятельно управляет работой и газовых турбин, и газодожимных компрессоров, и еще более чем сотней единиц менее крупного, но важного оборудования. Такой уровень автоматизации позволяет обслуживать электростанцию всего шести специалистам из числа оперативного персонала.
На глазах Дмитрия Березина самая молодая электростанция Сибири строилась,
в октябре 2014 года запускалась, проводила отладку всех процессов и превращалась в самостоятельное современное предприятие энергетики. А сам он за эти восемь лет прошел путь от инженера до начальника цеха ТАИ.
Дмитрий Березин считает рабочим местом всю территорию станции: везде установлены контрольно-измерительные приборы и автоматика
"Если б хакеры всей земли…"
— Дмитрий, первый вопрос может показаться безумным, но в мире происходит много странных вещей. Учитывая уровень автоматизации электростанции, можно ли "хакнуть" ГТЭС "Новокузнецкая"? Такая ситуация гипотетически возможна?
— На современных производствах информационная безопасность — одна из важнейших задач. Везде стоят компьютеры, серверы, микропроцессорная техника, а это то, к чему при желании можно даже дистанционно подключиться. На ГТЭС "Новокузнецкая" проникнуть в сеть АСУ ТП из внешнего мира — невозможно, она полностью изолирована и ограничена внутренним контуром.
"Хакнуть", или взломать ее извне, не получится, даже владея суперсовременным оборудованием.
Сеть Интернет на станции работает параллельно, пересечь эти две системы может только человек, находящийся на станции, при помощи флешки, например.
— То есть опасность все равно существует?
— Я бы не назвал это опасностью, учитывая меры безопасности, которые принимаются на ГТЭС. Теоретическому злоумышленнику пришлось бы стать невидимкой, чтобы воплотить свои коварные планы, а это все-таки пока еще научная фантастика. Так что если отвлечься от каких-то грандиозных вымыслов и вернуться к реалиям жизни, — нет.
Электростанцию "взломать" нельзя.
Кстати, приносить личное компьютерное оборудование, например ноутбук, на станцию
запрещено, а право использования (как в целом и возможность этого) специальной рабочей флешки имеет
только один человек — руководитель группы АСУ ТП, который также следит за ее безопасностью.
"Выйди из себя и зайди нормально"
— Вам приходится работать не только с оборудованием, но и с людьми. Хотя коллектив на станции небольшой, всего 61 сотрудник. Под вашим началом трудится 9 человек. Это сотрудники разных специальностей: инженеры-электроники, электрослесари... Я знаю, что при приеме новых специалистов, вы проводите профессиональное собеседование с каждым соискателем. Что может сказать (или как себя повести) потенциальный сотрудник во время беседы и гарантированно получить отказ от рабочего места на ГТЭС "Новокузнецкая"?
— Я общаюсь с соискателем уже на заключительном этапе, то есть когда уже достоверно выяснено, что у него и образование соответствующее, и опыт работы. Беседа строится таким образом, чтобы определить не только уровень квалификации, но и понять, чем человек дышит, чего ждет от будущего места работы.
Наши новые специалисты проходят длительное дополнительное обучение, поэтому важно, чтобы сотрудник не оказался "летуном": полгода на одном месте, полгода на другом… Это видно и из данных трудовой книжки, предыдущего трудового опыта, но формальностей недостаточно.
Взаимопонимание в коллективе всегда идет на пользу общему делу К нам нужно приходить, как в семью: всерьез и надолго. Поэтому часть вопросов, которые я задаю, неформальные, они направлены на выявление эмоциональной устойчивости, жизненных ориентиров и ценностей собеседника. Если в ходе собеседования соискатель проявляет поверхностность, нервозность или легкомыслие, отделывается общими фразами на конкретные вопросы, не проявляет интереса к своим будущим задачам, оборудованию, которое есть на станции, — я
делаю вывод, что такой человек вряд ли нам подходит.
— Когда вы стали руководителем, столкнулись с какими-то новыми для себя сложностями? Как складывалось ваше общение с подчиненными?
— Первое, чему я учился, приняв руководство подразделением, — не поддаваться на манипуляции коллег. Мне не нравится слово "подчиненные",
мы — коллеги, делаем одно общее дело. Но при этом все — очень разные люди со своими личными особенностями.
Коллектив цеха ТАИ молодой: средний возраст 36 лет. Бури в стакане воды у нас не происходят, конечно, это больше свойственно юности. Но если возникают предпосылки к конфликту, я знаю, как его погасить.
Если тебя провоцируют на агрессию, важно сохранять спокойствие. Это твой щит, твоя опора в любой ситуации. Нужно понимать, что стоит за эмоциями "провокатора", отделять их и видеть причину, по которой человек себя так ведет.
Я считаю, что любые трения можно решить в диалоге, с опорой на логику и здравый смысл. Уметь искать и находить компромиссы, когда это необходимо. Кроме того, существуют должностные инструкции, часть вопросов они снимают безоговорочно. А в остальном — "спокойствие, только спокойствие".
"Всё лучше, и лучше, и лучше"
— А какие люди вам, что называется, по душе? Какие черты характера нравятся вам в других?
— Мне по сердцу те, кто открыто смотрит на мир, те, кому интересно жить и трудиться в энергетике. С такими людьми и работать приятно. Они всегда в поиске новой, полезной для нашей станции информации. С ними рядом и сам развиваешься. Знаете, есть такое понятие "рационализаторское предложение", или на профессиональном сленге — "рацуха". В Советском Союзе, на производстве, они были обязательными, а сейчас перешли в разряд, скажем так, "по желанию". Так вот, мне нравятся такие
кипучие люди, которые понимают, что в работе всегда есть место улучшениям.
Вот пример: благодаря одной такой "рацухе" мы поставили на систему управления котлами дополнительные блоки питания, чтобы повысить надежность оборудования, уменьшить вероятность его сбоев. Или вот еще — на шкафах управления АСУ ТП, которые всегда должны работать в определенных условиях по температуре и влажности воздуха, установили для большей их защиты специальные датчики контроля. Но датчики ведь мало просто поставить. Сначала нужно подготовить техническое решение, утвердить его, установить, подключить, проконтролировать. Это большой путь маленького улучшения, которое было проведено исключительно по доброй воле тех, кому не все равно. Вот это главное, наверное, в человеке — неравнодушие к делу своей жизни.
А еще — семья и любовь.
У Дмитрия Березина двое детей, двенадцатилетний Вячеслав и семилетняя Дарья, его супруга также работает в энергетике. До периода ограничительных мер на ГТЭС "Новокузнецкая" нередко бывали гости: школьники, студенты, художники, фотографы. Приходили и дети сотрудников станции, чтобы
своими глазами увидеть, где трудятся их папы и мамы. И все это время бессменным экскурсоводом был Дмитрий Березин. Он рассказывает о
ГТЭС так, как может только человек, который очень сильно ее любит.