За арестами последуют перестановки

Кадры в администрации Кемеровской области "перетряхнут".
Стоит ли "перетряхивать" администрацию Кузбасса?
Куда бы вы хотели слетать?
Приходилось ли вам справлять нужду в лифте?
...

Аттестация: надежды и разочарования
В этом учебном году Государственная лицензионно-аттестационная служба Кемеровской области внесла изменения в порядок проведения аттестации школ, гимназий и лицеев. Вместо четырех предметов в девятом классе на контроль теперь будут представлены только два (русский язык и математика). Думается, неслучайно.
Слово "аттестация" висит дамокловым мечом над школой каждые пять лет. Трудно найти меру измерения усилиям, затраченным педагогами и учащимися. Недаром до и после аттестации возрастает количество больничных листов учителей, а у некоторых сдают нервы и во время щепетильной процедуры.
Никто не скажет о переписанных на несколько раз документах, дополнительных в расписании часах по аттестационным предметам. Педагог готов и жертвует своим свободным временем, вниманием к собственной семье даже не ради прибавки к доплате. И, тем не менее, список школ, гимназий и лицеев, не подтвердивших свой статус с первого раза, растет. Что это: нелепая случайность, профессиональная некомпетентность учителя или сопротивление детского ума все возрастающему минимуму (стандарту) в образовании? Ответить трудно.
Во-первых, аттестующие педагоги школ усматривают в тестах некорректность: вопросы и задания разных вариантов не равнозначны по сложности. Случалось, что в задании типа "Найдите слово с неверным ударением" правильными было не одно, а два слова. И если ученик укажет эти два или одно, но не то, что имел ввиду составитель теста, то ответ зачтется как ошибочный. Осмелиться спорить - дело неслыханное. В положении об организации аттестации говорится, что "отрицательное заключение может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации".
Во-вторых, у педагога нет возможности видеть ошибки своих воспитанников. А как же мониторинг, отслеживание результатов? Учителя ищут свои пути решения этого вопроса. Едва окончится тест, ребятишки собираются в кучку, чтобы вспомнить вопросы, убедиться в правильности своих ответов. И уже в это время видны первые победы и разочарования.
О профессиональной некомпетентности учителя тоже говорить не всегда правомерно. А на чей счет тогда отнести победы в районных, городских олимпиадах учеников, которых готовил именно этот педагог? Ученика, безусловно. Но все-таки и учителя, который учит двадцать пять и тридцать (сколько "насадят") человек с одинаковым старанием. Учит русскому или математике, физике или химии, учат даже после двух уроков физкультуры, если таково расписание. И хорошо, если администрация школы спросит именно у этого учителя, взять ли его предмет на аттестацию. Порой педагога ставят перед фактом, наверное, полагая, что любой предмет ученики должны знать одинаково хорошо. Увы!
На худой конец, "не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа в государственной аккредитации" возможна повторная аттестация. Так и остается учитель немым рабом замкнутого круга из двух составляющих: личная профессиональная аттестация и аттестация школы. В первом случае учитель старается продемонстрировать свое мастерство в уроках нестандартной формы, помня простую истину: не удивишь - не научишь. В другом - проверку знаний проводят в форме теста. В положении об организации аттестации говорится, что "тест - это объективное, стандартизованное, организованное во времени измерение уровня обученности, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу". Бесспорно. А прошел ли этот тест многократную апробацию, соответствует ли он нормам тестологии?
Неясен и критерий подбора вопросов для тестов. "В каком году Колумб открыл Америку? - это один из тестовых вопросов по истории для учащихся десятого класса. Будет ли востребована эта информация? Вряд ли знание года (даже не века) такого события пригодится будущим абитуриентам для успешной сдачи вступительного экзамена в техникум, вуз. Предугадать тематику вопросов невозможно. Потому после подобных тестов невольно станешь фаталистом.
Однако махнуть рукой, сказав: "Все равно пройдем", - не удастся. Одна из школ Запсиба в этом году не прошла аттестацию вторично. "Провалили математику" - таков слух, призраком теперь гуляющий в кулуарах каждой школы района. Горемычного учителя отстранят от принятия экзамена в конце года, а несчастные ребятишки будут подтверждать свои знания на экзаменах совершенно другим педагогам.
Отчего же выходит, что ждем одного, а имеем другое? Пора искать причины, а не бороться с последствиями. Не потому ли и сузился круг предметов на аттестацию?
Елена Фукс,учитель.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь