#
#
Просмотров: 124
Тема дня

А. Щукин: "Тулеев держал меня в узде"

Picture

Начинаем публикацию содержания допросов миллиардера Александра Щукина, которого вместе с заместителями бывшего главы Кузбасса Амана Тулеева и экс-руководителем СК региона обвиняют в вымогательстве акций шахты "Разрез Инской".

Просмотров: 4435
Тема недели

И вы не бойтесь! (+3)

Picture

Арест политика Алексея Навального вызвал резкую реакцию Европы и мира.

Просмотров: 9009
Тема месяца

Минус тридцать восемь. Едем на работу...

Picture

Гостья портала КузПресс Лариса поведала о своих утренних ощущениях.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Опросы на КузПресс
  Как вы оцениваете опубликованное расследование?
  Расследуют ли теперь отравление А. Навального?
  Об автомобиле какого цвета вы мечтаете7
  ...
добавить на Яндекс
Трагедию с поездом "Новокузнецк-Москва" старательно забывают

"Погибли в огне, на глазах спасающих"

О трагедии полувековой давности, постигшей пассажиров поезда "Новокузнецк-Москва", нам рассказал племянник погибших Фарид Габдрахимов.

Фарид дозвонился нам вчера из Казани и настоятельно просил опубликовать информацию, поскольку в той страшной трагедии, по всей очевидности, погиблии пострадали и пассажиры из Кузбасса, их родственники, по его мнению, должны помнить ужасные события лета 1972 года. Он сообщил, что добивается установки памятника на месте той аварии, чтобы близкие погибших могли почтить их память.

Издание 72.ru опубликовало основательный материал о событиях почти полувековой давности. Его мы сегодня републикуем.

«Бабушке привезли урны с прахом»

В крушении поезда в Ламенке погибли, по официальным данным, 58 человек. Среди них был житель Казани Ханзар Габдрахманов

После выхода большого материала о железнодорожной катастрофе в Ламенке в редакцию 72.RU обратились родственник погибших пассажиров Фарид Габдрахманов из Казани, а также тюменка Вера Темерева, которая стала очевидицей катастрофы. Они прислали архивные документы и воспоминания, которые мы решили опубликовать. Далее — от первого лица.

«Стоял запах горелых человеческих останков». Воспоминания Веры Темеревой

В июле 1972 года мне было 16 лет, мы с мамой и младшей сестрой приехали в Ламенку и поселились в доме бабушки по улице Железнодорожной, 10. Дом расположен напротив вокзала и отделен лишь лесополосой, через которую не видна, но хорошо слышна железная дорога. Я была на вечернем киносеансе 25 июля 1972 года, а вернувшись, допоздна читала книгу. Ближе к ночи начались ливневый дождь, гроза.

Потом раздался сильный грохот, похожий на раскаты грома, задрожал дом. В полночь стало светло во дворе, на наш деревянный дом стали сыпаться искры огня. Над лесополосой было зарево, явно что-то горело. Я пошла посмотреть, что там случилось.

Катастрофа произошла в ночь на <nobr class="_">26 июля</nobr> <nobr class="_">1972 года</nobr> на станции Ламенская в Тюменской области

Катастрофа произошла в ночь на 26 июля 1972 года на станции Ламенская в Тюменской области

Фото: Семён Громов / 72.RU

Увиденное меня потрясло: сошедшие и лежащие на земле тепловоз, горящие вагоны. Там уже было немного людей, работников железной дороги и жителей из ближайших домов, они помогали пострадавшим. Была ночь, весь поселок спал, мало кто знал о крушении.

Умерших складывали тут же, на обочине. Пострадавшие размещались внутри вокзала, там уже работали местные медработники. Я помогала накладывать повязки, этому нас учили в школе, когда я участвовала в «Зарнице». Помню, как у одной из пострадавших по всему телу обильно выступали капли крови.

Кто-то носил на руках маленький сверток — ребенка, он не пострадал, но никто из его родных так и не нашелся в ту ночь. Всех пострадавших и ребенка потом эвакуировали в больницы. Вдалеке были видны другие пассажирские вагоны этого поезда, внешне неповрежденные, их отцепили, но людей рядом не было. В другой стороне был виден хвост товарного состава, с которым и столкнулся пассажирский поезд.

Между двумя вагонами у вокзала была зажата женщина, скорее всего, проводник вагона, но помочь ей уже было нельзя и снять ее ночью было невозможно. Только утром с помощью специального инструмента ее тело извлекли из груды железа.

Наверняка фотографии последствий катастрофы у следствия остались, но в свободном доступе найти их сложно. Как говорят ламенцы, проезжающие кто куда пассажиры пытались фотографировать, но сотрудники милиции их снимали с поездов<br>

Наверняка фотографии последствий катастрофы у следствия остались, но в свободном доступе найти их сложно. Как говорят ламенцы, проезжающие кто куда пассажиры пытались фотографировать, но сотрудники милиции их снимали с поездов

Фото: Ирина Шарова / 72.RU

Ночью у жителей был доступ к месту происшествия, но к утру прибыли разные официальные лица, военнослужащие и милиция и ввели оцепление.

Я видела, как обгоревшие тела погибших грузили в товарный вагон. Не все были внешне узнаваемы, у одного тела отсутствовала голова. Для меня как подростка увиденное было психологической травмой, никогда в жизни я не видела столько погибших.

С рассветом стало видно, что насыпь усыпана клочками бумаг, фотографий, тканей, детских книг, обломков игрушек, почему-то кусочками ковра. Назвать количество погибших не могу, но счет явно шел на десятки. Несколько дней в воздухе стоял невыветриваемый запах горелых человеческих останков. Останавливались все проходящие мимо поезда, так как шел ремонт пути, в том числе состав «Пекин — Москва». В окнах были непривычные по тем временам иностранные лица.

Мы в семье от потрясения в те дни больше молчали или разговаривали шепотом. Позже приезжали родственники погибших. Их реакция на гибель родных была понятна, кто-то оскорблял, кто-то угрожал уничтожить Ламенку.

Местные тяжело переживали это событие, было всеобщее чувство вины и беды. Все, кто помогал пострадавшим, сделали, что смогли. Думаю, погибших могло быть больше без помощи местных жителей. Спасти удалось не всех. Многие погибли в огне, на глазах спасающих, невозможно было добраться до них из-за покореженных вагонов. С годами это не забылось. Только со слезами на глазах можно вспоминать эту трагедию.

«Сгорели в первом вагоне поезда». Рассказ Фарида Габдрахманова

Мои дядя и тетя летом 1972 года ездили в гости к родственникам в Прокопьевск Кемеровской области. Домой они возвращались на поезде «Новокузнецк — Москва» — в первом вагоне, от которого практически ничего не осталось.

В свидетельстве о смерти дяди Фарида Габдрахманова, погибшего в крушении, причиной смерти названо действие высоких температур. Такое же свидетельство выдали и по факту смерти его жены

В свидетельстве о смерти дяди Фарида Габдрахманова, погибшего в крушении, причиной смерти названо действие высоких температур. Такое же свидетельство выдали и по факту смерти его жены

Коллаж: Фарид Габдрахманов, Полина Авдошина

Их тела кремировали в Москве, а бабушке привезли только маленькие урны, похожие на вазу. Прах захоронили в Казани. Эта трагедия принесла много горя моей семье. В детстве я много времени проводил с бабушкой, видел, как она мучилась долгие годы, много плакала и никак не могла забыть.

Катастрофа в Тюменской области произошла в ночь с 25 на <nobr class="_">26 июля</nobr> <nobr class="_">1972 года</nobr>, а <nobr class="_">29 июля</nobr> уже была выписана справка в московском крематории

Катастрофа в Тюменской области произошла в ночь с 25 на 26 июля 1972 года, а 29 июля уже была выписана справка в московском крематории

Фото: Фарид Габдрахманов

А в этом документе уже написано о крушении поезда

А в этом документе уже написано о крушении поезда

Фото: Фарид Габдрахманов

Моего дядю звали Ханзар Габдрахманов, а его жену — Сария. Дядя был призван из Казани на службу в ВМФ в 1966 году. Сначала он попал в учебку в Кронштадте на Балтийском флоте, а потом его отправили на Северный флот в Оленью Губу Мурманской области. Он служил матросом на подводной лодке.

После армии Ханзар Габдрахманов женился

После армии Ханзар Габдрахманов женился

Фото: Фарид Габдрахманов

Дядя по секрету рассказывал матери, что однажды во время похода лодка чуть не затонула со всем экипажем, они не могли всплыть и только чудом поднялись. Получается, что с такой опасной службы он вернулся домой живым и здоровым, а погиб — в поезде, возвращаясь из гостей.

По словам Фарида Габдрахманова, дядя с женой планировали провести отпуск в Волгограде, но не смогли купить билеты, поэтому отправились к родственникам в Кемеровскую область

По словам Фарида Габдрахманова, дядя с женой планировали провести отпуск в Волгограде, но не смогли купить билеты, поэтому отправились к родственникам в Кемеровскую область

Фото: Фарид Габдрахманов

В ноябре 2012 года я решил съездить на станцию Ламенская, поскольку бабушка говорила мне, что на месте крушения вроде бы есть памятник. Я приехал в Голышманово, купил цветы, чтобы положить их к памятнику, взял такси и поехал. Но ничего в Ламенской не нашел.

По дороге мы разговаривали с таксистом, и он сказал, что надо поднять вопрос о необходимости памятного знака. Так что после возвращения домой я собрал все оставшиеся после смерти бабушки справки и поехал в Екатеринбург, в управление Свердловской железной дороги.

Там я написал заявление на имя начальника СвЖД Алексея Миронова (в 2019 году покончил с собой вскоре после того, как его заподозрили в получении взятки. — Прим. ред.). Мне ответили, что заявление рассмотрено и доску установят.

Документ подписан Сергеем Нехом, который когда-то был начальником тюменского отделения СвЖД, не так давно <a href="https://72.ru/text/gorod/69459759/" target="_blank" class="_">он умер</a>

Документ подписан Сергеем Нехом, который когда-то был начальником тюменского отделения СвЖД, не так давно он умер

Фото: Фарид Габдрахманов

Доску действительно установили летом 2013 года, обещая в ближайшее время заменить на постоянную. 

В октябре 2020 года корреспонденты 72.RU съездили в Ламенку. Временная доска до сих пор висит внутри здания железнодорожного вокзала на станции Ламенская. Постоянной нет

В октябре 2020 года корреспонденты 72.RU съездили в Ламенку. Временная доска до сих пор висит внутри здания железнодорожного вокзала на станции Ламенская. Постоянной нет

Фото: Ирина Шарова / 72.RU

В 2013 году я отправился в Прокопьевск, чтобы попробовать найти родственницу дядиной жены, к которой они ездили в 1972 году. У меня были примерные координаты, удивительно, но я ее нашел.

Она рассказала, что сразу после крушения к ней домой пришел участковый милиционер и предложил поехать на место ЧП. Вагоны с погибшими привезли в Ишим, они стояли где-то в тупике. Ей сказали, что если нервы крепкие, то можно зайти в вагон и посмотреть. Она зашла, но свою родственницу и моего дядю не нашла. Можно предположить, что от тел остались только фрагменты. Их и отправили в Москву на кремацию.

Говорят, что в первых вагонах в «Артек» везли детей. В этой катастрофе много неизвестного, мне кажется, что в те годы дали отмашку забыть об этой трагедии. Но мне как родственнику погибших было бы важно узнать все подробности произошедшего.

Временную доску обещают заменить на более объемную и красивую, возможно, уже до конца года. Ее планируют повесить с внешней стороны здания

Временную доску обещают заменить на более объемную и красивую, возможно, уже до конца года. Ее планируют повесить с внешней стороны здания

Фото: Ирина Шарова

Напомним, крушение произошло в июле 1972 года на станции Ламенская в Тюменской области.

Виновными признали стрелочников и дежурную по станции, которые пустили пассажирский поезд на путь, занятый грузовым составом. По официальным данным, погибли 58 человек и 16 пострадали. Очевидцы катастрофы утверждают, что погибших было больше 100 человек. Это не единственная трагедия в Тюменской области, о которой в советские времена было не принято говорить. В 70-х годах в Юрминке взлетел на воздух склад с удобрениями, погибли 34 человека.

От редакции 72.ru: Первый материал про трагедию в Ламенке вышел у нас на сайте в конце сентября. Мы отправили множество запросов в разные ведомства, чтобы собрать информацию о катастрофе, но все они остались без конкретного ответа. Не сохранились в тюменских библиотеках и архивы издания «Гудок», в котором, предположительно, вышла одна из немногих заметок о крушении поезда. Основой для текста стали воспоминания жителей станции, а теперь — отклик людей, которые потеряли под Ламенкой своих близких.

03.12.2020
Просмотров: 2222 | Комментариев: 39
АПМ 03.12.2020 08:12
Вечная память...
Упокой, Господи, души раб Твоих, прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь.
18
1
=
17
АПМ: Вечная память...
Упокой, Господи, души раб Твоих, прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь.
так раба или рабов??
1
10
=
-9
АПМ 03.12.2020 08:25
раб = рабов
https://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-ob-upokoenii-dushi-blizhnego.html
5
9
=
-4
АПМ: раб = рабов
https://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-ob-upokoenii-dushi-blizhnego.html
Ага: много доцент?!
0
12
=
-12
Ruthenium 03.12.2020 10:44
Комми по привычке засекретили и фальсифицировали число погибших погибших.

Мертвых, или точнее то, что от них осталось, сложили на поляне, а потом вывезли на специальных машинах. Об этом рассказывает Юрий Завьялов, сын Николая и Нины. В 1972 году ему было 10 лет, вместе со старшим братом он наблюдал, как разбирали завалы и вытаскивали погибших.

— Вытаскивают головешки и в простыню, а простыня сразу засаливается. Получается, это бывший человек. Я лично сам насчитал 116 погибших. Мы с Витей (старший брат. — Прим. ред.) сидели и смотрели на всё это. Потом сложили на поляне и ждали машины, в них прямо простыни (с останками. — Прим. ред.) складывали и увозили. У нас был бригадир Сергей Александрович, он фронтовик; матерился, говорил, что на фронте такого не видал. У меня до сих пор в памяти стоит: вагон на земле, а из-под него — женская рука, — вспоминает Юрий Завьялов...........

Отец Юрия Завьялова рассказывал близким, что в газете прочитал заметку о произошедшем, там коротко написали, что в Ламенке случилось крушение поезда, погибли два человека..............

Полные данные о жертвах страшного ЧП до сих пор не обнародованы, из уст в уста передают, что погибло много детей, которые ехали на летний отдых. В администрации Ламенки нам сообщили официальные общепринятые данные.

— Погибших было 58 человек, раненых — 16. Но свидетели говорят, что, возможно, больше 200 человек пострадали.
Мы сейчас готовим к установке мемориальную доску в память о трагическом событии, она появится на здании станции с внешней стороны, — рассказала глава Ламенской сельской администрации Галина Черноусова.

Инициаторы увековечивания памяти погибших не знали, какое число указывать на мемориальной доске. Об этом говорит депутат Тюменской областной думы от Ишимского избирательного округа Виктор Рейн, который принимал участие в подготовке памятного знака. В итоге, по его словам, было решено вообще никаких данных о погибших не указывать.

https://72.ru/text/incidents/69518379/


1
5
=
-4
uttkin 03.12.2020 14:36
ну и зачем будоражить умы современные прошлыми ужасами???
1
5
=
-4
uttkin 03.12.2020 15:07
...вот в Сорске все жители первого поселка комбината погибли, когда плотину смыло...15 000!!!
...когда первую скважину на газ пробурили в Кызыл-Кумах, тогда газ пошел лавиной по пустыне...погибли жители многих кишлаков...
...и т. д. и т. п.
0
2
=
-2
АЛЕКС 03.12.2020 14:51
Толя правильно гутаришь.
0
0
=
0
Материал вызвал смешанные чувства! Где баланс общественного звучания и семейного архива?!
1
16
=
-15
Сова во-зле Олим: Материал вызвал смешанные чувства! Где баланс общественного звучания и семейного архива?!

О чем я? Есть, например, летописи Русские о битвах! И ни одного упоминания о потерях и смакования над трупами! Будто не было ни инвалидов, ни смертей
1
13
=
-12
Сова во-зле Олим:
Сова во-зле Олим: Материал вызвал смешанные чувства! Где баланс общественного звучания и семейного архива?!

О чем я? Есть, например, летописи Русские о битвах! И ни одного упоминания о потерях и смакования над трупами! Будто не было ни инвалидов, ни смертей

Куликовская битва
Википедия
Крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском темника и беклярбека части Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон, на Куликовом поле. Решающая победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.
1
11
=
-10
Ameno 03.12.2020 09:48
Тут же не Куликовская битва. Авария. Трупы. Чего посмаковать хочешь?
9
0
=
9
uttkin 03.12.2020 14:38
...жизнь, не смотря на ужасы смерти, все равно продолжается!!!
0
1
=
-1
АПМ 03.12.2020 08:28
Сова во-зле Олим, зачем суесловишь тут?
11
3
=
8
АПМ: Сова во-зле Олим, зачем суесловишь тут?
Ага, кто тут сует? Татарину Царствие Небесное, плакальщику светский камень в спину! Сначала прочитай, а потом неси пургу?!
0
17
=
-17
Сова во-зле Олим:
АПМ: Сова во-зле Олим, зачем суесловишь тут?
Ага, кто тут сует? Татарину Царствие Небесное, плакальщику светский камень в спину! Сначала прочитай, а потом неси пургу?!
Если оплакивать каждую табличку, каждую железку по обочинам дорог, то инета не хватит ни земного, ни марсианского, ни аидского?!
2
13
=
-11
Murka 03.12.2020 08:45
про зажатую между вагонами женщину писали в газетах, как то в памяти сплыла информация,но тогда я была ребенком.
Эти кошмарные трагедии,пусть их будет меньше
4
4
=
0
Murka: про зажатую между вагонами женщину писали в газетах, как то в памяти сплыла информация,но тогда я была ребенком.
Эти кошмарные трагедии,пусть их будет меньше

Кыска, что то гонишь... в газетах? В газетах был Победивший социализм и Ура ТРУДУ?!
3
11
=
-8
Murka: про зажатую между вагонами женщину писали в газетах, как то в памяти сплыла информация,но тогда я была ребенком.
Эти кошмарные трагедии,пусть их будет меньше

Не принято на Руси смаковать над останками, это сейчас блогеры ради барыша накручивают ужасы и пугалки...
1
8
=
-7
Водитель 03.12.2020 09:24
Писали об этой трагедии много, а лет 10 назад про эту историю "10 канал" снимал
3
2
=
1
Без соли 03.12.2020 08:52
Фапающим на СССР посвящается...
5
5
=
0
Без соли: Фапающим на СССР посвящается...

просветил?! Из инета: Фапать - значит заниматься онанизмом
0
7
=
-7
Сова во-зле Олим:
Без соли: Фапающим на СССР посвящается...

просветил?! Из инета: Фапать - значит заниматься онанизмом
Не а! Мастурбация - приятная женщина!
0
8
=
-8
Сова во-зле Олим:
Сова во-зле Олим:
Без соли: Фапающим на СССР посвящается...

просветил?! Из инета: Фапать - значит заниматься онанизмом
Не а! Мастурбация - приятная женщина!
предыдущий коммент это цитата из Дневников Венички Ерофеева!
0
7
=
-7
Не а что? Помянули не чёкаясь, а теперь за гармошку, и как принято на Руси, без мордобития не разойдёмся!
0
7
=
-7
Папа 03.12.2020 09:12
Опять дети.
Система собирает свой урожай.
5
1
=
4
ert 03.12.2020 18:11
Система это ты в том числе. А если ты вне системы, то твое место на северном полюсе. Белый мишка твой коллега и брат по разуму.
0
5
=
-5
арбуз 03.12.2020 09:22
Ни скоко не изгаляюсь над погибшими, но понять не могу-чего хочет этот племянник? Установки памятника на месте той аварии? А ему запрещают месные власти? Или чево? Табличку памятную повесили...Или он хочет памятник с ФИО всех жертв? Так щас ничего не найти. Для чего он ворошит события полувекой давности? 50 лет прошло-уже и родственники жертв той аварии померли. Ниччё у татарина не понять...
3
3
=
0
Kotafey 03.12.2020 09:59
У меня в Тюменской области в Викуловском районе родня. На станции Ишим я был ,она там рядом.
Про эту трагедию слышал от отца.Помню смутно. Он просто рассказывал, что возле Ишима поезд с Новокузнецка столкнулся с другим (я думал тоже с пассажирским) было очень много погибших с его слов свяше сотни. Были и мародеры. В том числе из солдат оцепления. Ему эту трагедию рассказывал проводник поезда, когда он к родне ездил. Действительно много было неопознанных трупов. собирали пакеты, с личными вещами по которым можно опознать с каждого фрагмента одежды кусок (трусы,пиджак и т.п.) еще часы,цепочки,украшения. Якобы потом этот пакет с ценными вещами украли, остался только с кусками одежды. Следователи потом шмонали работников РЖД, считали что это они украли. Проводник говорила,что обыски устравивали у них.
5
1
=
4
ARIEL 03.12.2020 10:11
Упокоения погибшим. Страшное дело в таком оказаться не выбраться! И еще поражает что пытались замалчивать и фото отбирали у людей кто тогда снимал, время то другое было смартфонов и мыльниц не существовало, но снимали ведь все равно
8
0
=
8
ARIEL 03.12.2020 10:12
Автор прав, надо мемориал ставить и внимание привлекать, чтобы в будущем трагедий меньше было.

Это важнее чем обсасывать победу в ВОВ и лопаться от гордости
8
4
=
4
арбуз 03.12.2020 10:50
Батенька (матушка)-эт вы щас в натуре гоните-или троллите нас?
Трагедия на этой железке важнее и значимее чем победа в ВОВ?
0
2
=
-2
Язва+ 03.12.2020 10:27
Проезжал я там мимо несколько раз.
0
0
=
0
Язва+ 03.12.2020 10:30
Природа: поля, поля, поля...

https://www.youtube.com/watch?v=lCww3wVJxdk&feature=emb_logo
Усть-Ламенка на 7:28
0
0
=
0
Язва+ 03.12.2020 10:31
До неё просто на указателе Ламенка (Ламенское?)
0
0
=
0
Язва+ 03.12.2020 10:37
Обратный путь

https://www.youtube.com/watch?v=onBeuuZHHOM&feature=emb_logo
в 9:25
0
0
=
0
Папа 03.12.2020 13:45
Никогда не садился в первый вагон, только в середку.
2
0
=
2
uttkin 03.12.2020 14:32
...ага! Селедкой! Поближе к вагону-ресторану, однако?
0
1
=
-1
ert 03.12.2020 18:32
Как можно забыть то, чего не знал.
0
3
=
-3
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь