Новокузнецк оказался в числе населенных пунктов, возглавивших рейтинг городов России по уровню развитости транспортного сообщения.
Наш город занял третье место (после Казани и Екатеринбурга) по комплексным показателям — средней вместимости подвижного состава, протяженности всех типов выделенных полос и улучшенной трамвайной инфраструктуры, задублированности маршрутной сети, объему предложения массового пассажирского транспорта на тысячу населения, доле электротранспорта в заказе перевозок. Данные об этом представил научно-исследовательский университет "Высшая школа экономики" в докладе "Транспортные системы городов России: современное состояние и перспективы развития". В ходе исследования были изучены показатели 50 городов, включая Кемерово, Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул. Москва и Санкт-Петербург в выборку не вошли из-за их особого положения в системе расселения РФ, несравнимо больших финансовых возможностей и транспортно-технологических заделов. "Эти два города имеют существенные отличия по достигнутым результатам; более валидно их сравнение с передовыми городами зарубежных стран, нежели с другими городами России, безусловно также движущимися по пути модернизации систем массового пассажирского транспорта", — отмечают авторы доклада. В 13 городах из выбранных для исследования средняя вместимость городского транспорта составляет менее 45 мест, что означает, что в инфраструктуре основная доля приходится на автобусы малого и особо малого классов — например, в Махачкале, оказавшейся на последней строчке рейтинга. При этом в Махачкале для того, чтобы перевести такое же количество человек, как и в Белгороде (этот город занял 30-е место рейтинга), используется на 1800 единиц транспорта больше, и это увеличивает нагрузку на дороги и окружающую среду. В Новокузнецке же, наряду с Череповцом, Казанью, Петропавловском-Камчатским и Ижевском, отмечается максимальная доля подвижного состава большой и особо большой вместимости. В пиковый период дня (8.15 — 9.15) в Новокузнецке предлагается 71,6 места на тысячу населения в автобусах и троллейбусах и 13,5 места в трамваях, что гораздо выше среднего показателя (63 места). Зато интенсивность движения массового пассажирского транспорта в одном направлении в Новокузнецке — 15,3 прибытия на остановку в пиковый период при среднем показателе среди 50 городов — 19,6 прибытия. При этом в Новокузнецке отмечается довольно низкий показатель дублированности — 15 маршрутов. Близкие показатели в Томске (13 маршрутов), Твери и Перми (по 14 маршрутов), Казани (15 маршрутов). "В этих городах в части планирования маршрутных сетей в значительной степени продвинулись в сторону лучших практик", — говорится в докладе. Как отмечают авторы исследования, для трамвайных сетей города залогом эффективного функционирования является соотношение следующих условий: обслуживание центра города и высокая доля обособленных участков при высокой доле в структуре предложения. При этом несоблюдение баланса условий приводит либо к периферийности трамвайной системы и ее работе в несвойственном подвозящем режиме, либо к высокому воздействию заторов. Общие рекомендации по троллейбусному транспорту для городов России таковы: сохранять троллейбусную инфраструктуру (в первую очередь линейные участки и тяговые подстанции), а при приобретении новой техники использовать опцию автономного хода для кардинального расширения направлений обслуживания и повышения гибкости всей системы таких маршрутов. Что касается наших показателей в сравнении с областным центром, то по всем параметрам, по которым оценивалась транспортная инфраструктура городов, Кемерово, занимающее 23 место в рейтинге, нам значительно уступает — за исключением доли электротранспорта в заказе перевозок. Хотя совсем недавно в области отмечалось, какие трудности испытывают кемеровчане с трамваями. |
Комментарии читателей: