От "кукурузников" - к "Боингам": путь в 70 лет.
Авиаторы Новокузнецка в среду отметили 70-летие своего предприятия. Аэропорт имени Бориса Волынова встречает его "на взлёте". Конечно, в августе 1952-го никакого ООО "Аэрокузбасс" еще и в помине не было.Да и Новокузнецк тогда именовался Сталинском и был примерно вдвое меньше нынешнего, с численностью населения порядка трехсот тысяч человек. Но оправившаяся от войны экономика бурно развивалась, город рос "как на дрожжах": в 1956-м в нем насчитывалось 347 тысяч человек, в 1959-м - 377 тысяч, в 1962-м - уже 410 тысяч. Возникла авиация нашего города из нескольких ведомственных авиапредприятий, оформившихся сначала в "7-ю аэроэкспедицию", а затем - в "Новокузнецкое государственное авиапредприятие". Базировалось это авиапредприятие... Нет, не в районе поселка Спиченково, а в Абагуре. И располагало изначально десятком самолетов По-2 (во время войны они назывались У-2 - этакий двухместный летательный аппарат с крыльями в два ряда, их еще называли "кукурузниками"). Летали недалеко, в основном, в пределах Кузбасса. Вскоре в Абагуре появились более современные на тот момент самолеты Ан-2, Як-12, вертолеты Ми-1, Ми-4. В шестидесятые годы партией и правительством было принято решение строить настоящий большой аэродром с взлетно-посадочной полосой, способной принимать тяжелые "Илы" и возможностью осуществлять пассажирские и грузовые перевозки за тысячи километров. Земельный участок для строительства нового аэропорта выбрали в районе посёлка Спиченково. Строительные работы начались в 1965 году. В 1968 году был введён в строй аэропорт "Новокузнецк" с аэровокзалом, гостиницей, взлётно-посадочной полосой и другой необходимой инфраструктурой. В то время наш аэропорт принимал Ил-14, Ил-18, Ан-24. Жители юга Кузбасса получили возможность улететь в Москву, на Дальний Восток и курорты Черноморского побережья. В восьмидесятых построена новая взлетно-посадочная полоса длиной 2,7 километра и начались полеты самолетов Ту-154. Позднее, в 90-х, эта ВПП начала принимать "Боинги". В 1991 году численность населения Новокузнецка превысила 600 тысяч человек, началось строительство нового аэровокзала. Которому, увы, принять пассажиров было не суждено. Печальная недостроенная "этажерка" в течение четверти века торчала "бельмом на глазу", в то время как предприятие "лихорадило", оно потеряло свои самолеты и прошло через процедуру банкротства: ОАО "Аэрокузнецк" превратилось в ЗАО "Аэрокузбасс", а затем в ООО "Аэрокузбасс". В 2012 году аэропорту Новокузнецка присвоен статус международногоНачались регулярные чартерные рейсы за рубеж (с марта текущего года не осуществляются). В 2018 году ему присвоено имя Бориса Волынова, а в 2021-м озвучено решение о кардинальной реконструкции, со строительством нового современного терминала, способного обслужить в два раза больше пассажиров, чем сегодня. Срок сдачи - февраль 2023 года, когда в Новокузнецке (а также в Таштаголе и Междуреченске) должны пройти международные спортивные игры "Дети Азии". В настоящее время ведутся строительные работы, обустраивается привокзальная территория. Обещан и косметический ремонт действующего терминала. В середине июля текущего года глава Новокузнецка Сергей Кузнецов объявил о создании нового района нашего города, в который войдет территория аэропорта с аэровокзалом. Вкупе с прилегающими землями, на которых уже построены или могут быть построены объекты капстроительства. Ну, и... автодорога к аэропорту. Тоненькая линия от северо-западной окраины Новокузнецка, связывающая новоиспеченную территорию Новокузнецка с Куйбышевским районом также включена в состав нового района. Земельный участок в 1647 гектаров прирезан к Новокузнецку за счет Прокопьевского (1627 га) и Новокузнецкого (20 га) районов. Называться новый район, со слов Кузнецова, будет числительным - " Седьмой район". Хотя в народе, надо полагать, его все равно будут называть "район Аэропорт". Каких-то нормативных документов на муниципальном уровне, регламентирующих функционирование новой административной единицы, пока не видно. Изменений в Устав города, фиксирующих новации в административном делении Новокузнецкого городского округа, еще не принималось. Депутаты с начала июля "на каникулах", собирались в августе один раз по вопросу утверждения неких изменений в бюджет текущего года, но этот вопрос был единственным в повестке. Видимо, документальное оформление еще впереди. Тем не менее, глава города уже объявил о расширении движения пассажирского транспорта в новый район - сокращении интервалов между графиками 160-го маршрута и предполагаемым пуском до аэровокзала автобусов из других районов. Не исключено завершение строительства автодороги в аэропорт из Новоильинки в обход центра города (о начале возведения таковой говорилось еще лет семь назад). Это позволит практически вдвое сократить расстояние и более чем вдвое - время поездки. Не уверен, что идея "возить воздух" слишком продуктивна, особенно на фоне общей тоскливой картины с убытками от реализации так называемой "транспортной реформы". Ведь численность населения "Седьмого района" нулевая, а востребованность транспортных услуг по доставке пассажиров в аэропорт напрямую связана с прибытием и отправкой авиарейсов, а это, в основном, утро. Другой вопрос, что 160-й возит не только авиапассажиров, но и жителей Калачева, Загорского и других населенных пунктов, а также дачников по маршруту движения. Зарубежных рейсов в расписании Новокузнецкого аэропорта пока, увы, нет от слова "вообще".География же внутренних пассажироперевозок в последние годы несколько расширилась - сегодня можно улететь не только в Москву (тремя ежедневными рейсами), но и в Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Челябинск и Сочи. В июне текущего года, по информации ООО "Аэрокузбасс", воздушная гавань обслужила 33 454 пассажира. Что на 11,3% больше, чем в июне прошлого года и на 41.8% больше, чем в мае нынешнего. С реконструкцией аэровокзального комплекса авиаторы связывают перспективу объемов авиаперевозок. Хочется верить, что их оптимизм оправдан. К слову, в воскресенье 21 августа наша страна отмечает День Воздушного флота РФ. 17 августа международный аэропорт Новокузнецк имени Б.В. Волынова отпраздновал "круглую" дату "в семейном кругу" сотрудников и угостил более пятисот пассажиров и провожающих 70-килограммовым именинным тортом.
Желаем новокузнецкому авиапредприятию долгих лет жизни и беспроблемных рейсов. Ведь безопасность пассажиров превыше всего, не так ли? |
Комментарии читателей: