Привокзальную площадь называют по-разному — и "ворота города", и "лицо Новокузнецка", и "площадь трёх вокзалов".
Хотя изначально здесь был только один вокзал — железнодорожный, построенный в 1962 году. Потом к нему присоединился автовокзал. А в 2012-м — пригородный вокзал. Он в этом «трио» — самый молодой. Площадь перед тремя зданиями не раз меняла свой облик. До реконструкции здесь была аллея со скамейками, деревьями и газонами, потом вместо нее сделали несколько остановок общественного транспорта (буквально вышел из вагона — и сразу в автобус) и автопарковку. Сначала установили лимит бесплатной стоянки — 30 минут. Водители не роптали: обычно успевали высадить или посадить пассажиров за это время и уехать. Зато удобно — не надо искать местечко по дворам. Потом, совершенно неожиданно, время бесплатной парковки сократили до 20 минут. А затем так же внезапно (без ложной скромности скажу, не без участия «Кузнецкого рабочего») сделали парковку бесплатной, без всяких временных ограничений, и убрали шлагбаум — к большой радости автовладельцев. Теперь же нас ждут новые перемены. Парковку в центре площади (хотя какая это площадь — скорее большая транспортная развязка!) убирают и начинают строить на этом месте... трамвайное кольцо. Да ещё обещают поставить в центре памятник трамваю. Логика странная: только в 2019 году, во время реконструкции проспекта Металлургов, трамвайное движение на привокзальной площади ликвидировали.Об этом напоминают старые рельсы, на которые обращают внимание, только если запинаются о них. И вот трамвай возвращается. «Мне лично трамвая здесь не хватает, — поделилась мнением пенсионерка, ожидающая свой автобус на остановке. — А то он ходит только до Транспортной. Я живу на проспекте Дружбы, там сейчас вообще мало автобусов проходит. Скоро дачный сезон начнется, как добираться до вокзала? Так что я рада, что трамвай тут будет. Парковка? А мне-то что, у меня машины нет…»
Молодая женщина по имени Анна с этим не согласна: «Мы уже привыкли к простору площади, а теперь здесь будет трамвай разворачиваться? И вагоны будут на «отстое» скапливаться, так? Ничего хорошего! И вообще, зачем было убирать, чтобы теперь снова строить?» Насчет «строить» — это пока преждевременно. Автостоянку освободили от машин, положили на въезде бетонные блоки, обнесли сеткой, поспешили сообщить об уборке наледи (которая и так бы растаяла)? И всё. На баннере с паспортом объекта, установленном у входа, сообщается, что работы по строительству начнутся 1 апреля. А пока пространство стоит пустым. Хотя автовладельцы вынуждены парковать свои машины рядом, зачастую нарушая правила. Можно представить, какими эпитетами награждают авторов инициативы водители, пытаясь «приткнуться» на крошечный «пятачок» и не заехать при этом под запрещающий знак. При всем богатстве выбора мест для стоянки на привокзальной и в округе немного. Парковка возле пригородного вокзала забита до отказа — разъехаться можно с трудом. На стоянке за рестораном KFC тоже нет свободных мест: авто стоят даже на дорожке, ведущей к предприятию общепита. На проспектах Курако и Бардина в районе привокзальной площади парковаться запрещено. «Карманы» на проспекте Металлургов до смешного тесные — это было видно уже в процессе реконструкции.
Остаются дворы. Но в «треугольнике» Курако — Металлургов — Бардина въезды на придомовые территории под замком. Ближайший свободный заезд — во дворах в районе социального рынка. Но жителям этих домов (видно, что некоторые дворы недавно отремонтированы и здесь оборудованы парковки для автомобилей жильцов) вряд ли такое соседство придется по вкусу: будто им мало «барахолки», снова расправившей свои «паруса» между деревьев, и другой рыночно-стихийной торговли! Потерпят немного и тоже поставят шлагбаумы «для своих». Стоянка возле социального рынка используется для автобусов, а тех мест, что предназначены для личного транспорта, очень немного, да и дорога тут, мягко говоря, не в нормативном состоянии… Так что со строительством трамвайного кольца проблема парковки у вокзалов снова станет актуальной. Даже странно — неужели власти забыли о ней, принимая такое решение — как теперь видим, непопулярное или популярное весьма избирательно? И в целом такое впечатление, что несчастная привокзальная площадь давно превратилась в лоскутное одеяло в стиле «пэчворк». В этом году среди территорий, запланированных для реконструкции по нацпроекту, значится пространство возле дома № 1 на проспекте Курако.
Не стоит ждать, что здесь будет аллея или сквер. Просто закатают новый асфальт. Будет лоскуток № 1. Плитка, уложенная у здания пригородного вокзала в 2012 году, давно начала рассыпаться. Первое время ее пытались менять островками, но теперь она выглядит весьма плачевно. Это лоскуток № 2. Потом ремонт продолжился на Транспортной — вдоль домов № 3, 7 и так далее. С тех пор здесь остался длинный кусок территории без благоустройства — лоскут № 3. Лоскуток № 4 — стихийный базарчик «с земли» на остановке транспорта в начале проспекта Бардина, который никто не может запретить, как бы ни боролись. И самый нарядный, пятый лоскуток без зелени — начало проспекта Металлургов. Но и здесь есть некая часть автомобильной развязки, где еще остались следы от демонтированных трамвайных рельсов. Что будет с ней?
Очень интересно, в каком-нибудь из больших кабинетов есть четкий перспективный план развития привокзальной площади? Так, чтобы каждый элемент был связан с соседними, сочетался и дополнял их? Или город так и будет «кусочничать», каждый раз придумывая новые и новые «улучшения»? В свое время архитекторы-градостроители создали великолепный по стилю и идее проект — проспекты, расходящиеся вдаль от привокзальной площади лучами. А сама площадь по законам жанра должна стать венцом этого творения. Но что-то пока получается не очень — лоскутками в стиле «пэчворк»… |
Комментарии читателей: