Хотите понять, что такое настоящая глубокая "одаренность" чиновников от культуры — городских, да и федеральных?
Оцените уровень свежих увольнений и назначений в театральной сфере, о них объявлено 29 июня.От художественного руководства освобождены Иосиф Райхельгауз (на фото вверху), "Школа современной пьесы", Алексей Агранович, "Гоголь-центр", Виктор Рыжаков, "Современник". Вглядимся в главных героев событий. Сначала — в освобождённых. За каждой личностью — свой сюжет. Хоть все они покрыты слоями одной вязкой идеологической тины. Самый прозрачный случай — Иосифа Райхельгауза, основателя и автора идеи Театра современной пьесы.На его счету с февраля — увольнение Марата Башарова, поддержавшего "военную спецоперацию"; высказывания об Одессе, родине, которой не изменяют, не те ноты в комментариях к происходящему. Тут же выяснилось: "развалил театр".
В случае Аграновича не простили факта перемещения Серебренникова на Запад. Погашен долг по делу "Седьмой студии"? Снят новый фильм и представлен в Каннах? Делаются заявления за ныне ненавистным "бугром"? Стереть память о сценической биографии, уничтожить сам прецедент театральной вольности. К " Гоголь-центру" можно относиться с экстатическим обожанием, или равнодушно, но Серебренников сделал его полигоном экспериментов, модной и громкой театральной площадкой, которую страстно любили и страстно ненавидели, в которую стремились и по поводу которой, как мы помним, развязывали идеологически-юридические войны. Впрочем, судьба его, кажется, была решена в день ареста художественного руководителя; три года, что длился процесс казалось, что будущее этого театра колеблется на весах закулисного правосудия, но до поры незримые регуляторы не хотели резких движений. СВО стала не только катализатором решений в сфере культуры, но и резким усилителем вкуса пепла во всех глотках, что не поют "Осанну" происходящему. Агранович ситуацию спасти не мог, возможно, и не пытался. Наконец — "Современник".Почему-то вспоминается говорящий жест Гармаша перед выходом на сцену, где стоял гроб с телом Галины Волчек. Сергей Леонидович в кулисах (было видно с моего места в зале) деловито, по-хозяйски подтянул брюки: дескать, "Современник" — мой. И вдруг оказалось: триумф отложен. Против Рыжакова с первого дня назначения велась глубоко эшелонированная в кабинетах Старой площади войнаК тому же в театре работает Ахеджакова. Человек, чья позиция в соединении со всенародной популярностью и природной прямотой — серпом по нежным местам власть предержащих. Всякое лыко тут в строку: и спектакль "Первый хлеб" с ахеджаковской ролью, и возмущённые им "ветераны". А главное — подпись Рыжакова под антивоенным письмом худруков. — "Каждый ответит"! — короткая фразочка носится в воздухе с начала марта. Контракты с первыми лицами русской сцены заключены на год. "Посмотрим, посмотрим, — сказал старик Дра-дра!". И мы, похоже, увидим. Видим уже. Ну, а теперь — апофеоз: кого назначили, кто именно персонифицирует курс на эффективность и лояльность.
На место Райхельгауза — Дмитрия Астрахана. Знаковый выбор.Хоть бы одно театральное событие за биографию — хотя бы один спектакль, не подернутый коммерческим расчетом? Ни единого. Астрахан — человек во всех отношениях умелый. И пьесы ставит, и кино снимает, и публику знает, как ублажить, и вхож. Но главное: точно не будет рассказывать миру про своё не такое, как надо, отношение к СВО. На место Аграновича — Антон Яковлев. Ему почти хочется сочувствовать. Как человек, который ни разу в жизни не руководил театром, мог согласиться пойти в "Гоголь-центр"? С его крутой, избалованной успехом труппой, с его уже отвердевшими в бронзу борьбой и достижениями? Великий Эфрос умер, решившись заместить великого Любимова. Тут величины принципиально другие, но каркас ситуации схожий. Нельзя вставать на сторону сильного в подобных обстоятельствах, нельзя брать на себя роль "спасителя" ситуации — не простят ни актёры, ни зрители, ни история. И наконец, вместо Рыжакова — худсовет "Современника". Во времена, когда у него была самая сильная труппа в стране, когда работали Ефремов, Евстигнеев, Гафт, Даль, Кваша, Табаков — был худсовет. Большинство протоколов до сих пор закрыты. Ещё живы участники событий, воспоминающие ту сыворотку правды с неслабеющим ужасом. Чего же ждать от "Современника" сегодняшнего? Возвращения Гармаша, надо полагать. Худсовет, скорее всего — лишь форма перехода. К ещё одному очередному актерскому правлению. Что ж, по итогам этих беспомощных, но циничных кадровых движений, стоило бы тоже произвести реформу — вымести всех, кто отвечает за театр, и шире — за культуру — березовым веником. Пока хоть что-то уцелело. "Военная спецоперация" стремительно изменила атмосферу общества.
Битва не кончилась, а театральный пейзаж уже — после неё. Москва прямо сейчас, на наших глазах перестаёт быть театральной столицей страны: Туминаса нет, Крымова нет, Карбаускиса нет, непонятно, есть ли Бутусов, Женовач оттеснён на второй план. В Малом застой, во МХАТе — Кехман, в Камергерском — Хабенский. Безнадёга точка ру. И пенициллин на торте — телеграм-плесень. Когда-то Булгаков писал, что власть двадцатых годов в советской печати сознательно поощряла агрессию, поощряла ненависть. Потому что общество, дышащее ненавистью, расколото и бессильно. Сегодня — электронное повторение в виде телеграм-каналов, якобы, о театре. Там зверино ненавидят культуру, ее творцов, манипулируют, лгут. Будто охранка стала выпускать установочные бюллетени: уволить каждого, кто не поддерживает, стереть в порошок всех, кто уехал, оболгать всех, кому завидуешь. И как советские газеты, (которых советовал никогда не читать профессор Преображенский), отражали лицо советской власти, так сегодняшние сетки — светлый лик заказчиков. А на нем мучительные вопросы. Ну, а собственно — зачем театр? А главное: зачем так много театров? Ведь в театре толпа становится народом, а вот это как раз незачем. Возможно, один из перспективных трендов нового мира совсем простой: слияние и сокращение ГБУКов ради производства БУКов. Но в театре все ещё есть зрители, которые на стороне свободы, а не СВО; но само время тысячами голосов ответило на вопрос, возможна ли поэзия после Освенцима, но с начала веков театр как инструмент человеческого самопознания пережил множество спецопераций. Переживет и эту.В качестве постскриптума хочется добавить фразу Салтыкова-Щедрина: "Благонадёжность — это клеймо, для приобретения которого необходимо сделать какую-нибудь пакость". |
Комментарии читателей: