Гость портала КузПресс Андрей Полухин - об истории Кузнецкой земли и народном единстве.
Слово автору:
"День народного единства – это изгнание каких-либо захватчиков, сплочение народа для решения важнейших исторических задач, не без упования на божественное начало. Для меня День народного единства на Кузнецкой Земле будет радостен, когда мы вернемся к исторической правде.
Так как в ней сила Бога (Второзаконие, 16:20/ Дварим, 16:20). Правда на нашей земле, когда на гербе регион зверюга с печати Кузнецкого острога на историческом золотом поле кузнецкой геральдики, когда административный центр региона в историческом Кузнецке, а не в окруженном субарктическим поясом Щегловске.
Когда региону 4 века, а не 3, когда верхние этажи культуры развиты на юге Кузбасса, те же университеты и не только, когда восстановлена Кузнецкая крепость, когда проложены нормальные дороги с юга Кузбасса в Горный и Степной Алтай, Хакасию. Многие из них исторические, существовали веками, их просто надо восстановить. Когда в Новокузнецке улучшится экология, установят очистные сооружения, а владельцы заводов перестанут экономить на фильтрах, периодически их отключая, когда закончится эпоха угольных разрезов и восстановят для нормальной жизни то, что было раскопано...
А пока нас кормят на федеральном канале "Звезда" вымышленной региональной историей, сконструированной кемеровскими историками на основе своей локальной, деревенской, городской жизни.
Там немного для приличия Кузнецкого острога и далее по накатанной схеме: Волков открыл нам веки, АИК Кузбасс – это наше всё, Кемерово столица угля… Золотопромышленность ещё вспоминают 19 века – уже прогресс. У нас реальная история другая.
Тут две ключевые вехи, которые регион сделали:
1) Это основание Кузнецкого острога в 1618 году и создание Кузнецкого уезда к 1622 году. Уезд до 1708 года основная административно-территориальная единица, сопоставимая с современными субъектами федерации, царскими губерниями. Воевод назначали из Москвы, символ царской власти, печать, присылали из Москвы, ею вершили дела, налоги из Кузнецка служилые люди везли напрямую в Москву. А Томский разряд с 1629 года – это аналог нашего Сибирского федерального округа, царских генерал-губернаторств. То есть, Кузнецкий уезд – это и есть наше основное административно-территориальное, земельное управление. Ядро Кузбасса туда входило всегда, а северные районы региона с конца 18 века.
История Кузнецкого уезда 17–18 вв. – это сперва столетняя героическая оборона, в которой мы выстояли, а потом практически триумфальное освоение и присоединение Алтая через не могу. Прошу заметить, Кузнецкая Земля в своей основе – это не территория угля, а система Большого Алтая, где Кузнецк историческая столица всего Алтая, отец его городов.
Вот эта история у нас должна быть. Её практически нет. А дальше нам всё стал портить Алтайский горный округ, который существенно деформировал местную жизнь, тормозил развитие этих земель, вгонял жителей в нищету, породил захолустно-курортный Кузнецк 19 века.
Крестьяне разрывались между работой на земле и отработкой в пользу кабинетных заводов.
В итоге ни там, ни там. Однако местная заводская металлургия 18–19 вв., золотопромышленность с 19 века – важнейший этап местной истории. Думаю, жители Салаира и Гурьевска меня больше всего поймут в том, что у них региональная история Большого Алтая, горнозаводской промышленности в первую очередь, а не история добычи угля. 2) Вторая веха нашей региональной истории – проект Урало-Кузнецкого комбината, попытки воплощения которого стали предприниматься с конца 19 века. Главное тут крупный металлургический завод и под него угольная база. Иначе капиталовложения все не окупятся.
Под это в 1912 году создан был царский Копикуз. А кемеровская АИК Кузбасс лишь паразитировала на том, что в свое время успел построить тот же Копикуз. Но об этом в фильме молчок. Металлургический завод АИК Кузбасс так и не построил. Эпоху в развитии региона АИК Кузбасс не сделал. Переселенческая политика, волны миграции вдоль Транссиба, затронувшие север области, дали нам к концу 1920-х годов всего пару новых сотен тысяч жителей к тому, что было. Это немного.
А вот миллионы пошли как раз с 1929 года, когда запустили Кузнецкстрой и стали напрямую воплощать проект грандиозного Урало-Кузнецкого комбината. Где-то 40 лет шло титаническое промышленное освоения края. Население возросло до 3 млн жителей. Вот это нам сделало историю. И не уголь тут главный. Тут поимо угля многое что ещё было в наших городах и весях.
Не металл и уголь основная ценность для меня в истории региона.
А индивидуальный и коллективный поиск некоей Правды, некоего Божественного начала. Кузнецк со своим малочисленным, но сплочённым гарнизоном в 17–18 вв. преобразовал мир, сделал Алтай русским, христианским. В Кузнецке венчался Ф.М. Достоевский.
Михаил Константинович Курако, великий наш доменщик, был приглашен в Кузбасс реализовать свою мечту огромного металлургического завода (не с АИК Кузбасс у нас тут механизация и интенсификация труда началась, как это вещается в фильме с телеканала Звезда). Поклонники Льва Толстого, члены коммуны «Жизнь и Труд», с 1932 года жили под Сталинском и воплощали идеалы великого писателя на земле. Сам Кузнецстрой привлек многих писателей, композиторов, которые прославляли создание тут идеального города будущего.
В годы Великой Отечественной войны мы стали кузницей победы. Помогли сломить хребет фашизму и изменить тем самым мир. Мы должны во всем руководствоваться самой широкой Идеей-Правительницей.
Наша историческая земельная геральдика напоминает об этом. Волк на печати нашей земли с 1634 года – символ царской, божественной власти. Так было в истории. Штандарт с волком (упуаут) несли перед фараонами в Древнем Египте.
На знамени колена Вениамина (Биньямин) волк, так заповедовал библейский пророк Ияков, благословляя своего любимого сына. А Иерусалим, город Царя Небесного, на территории колена Вениамина. Символ Рима – волчица. На скифско-тюркском Алтае волк один из ключевых символов. У славян, как и у других народов мира, волк символ мужской инициации. А мутные геральдические трактовки волка восходят к домыслам католических моралистов 17 века, которые ничего общего с мировой культурой не имели.
Поэтому волк у нас символ чего-то особого, царского. На земельном гербе с кузницей (с 1804 года) важна печь и огонь в ней. Печь с огнем, дымом – это проявление Бога в Ветхом Завете, Торе. Интересна сцена заключения Завета между Авраамом и Богом: «Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (Бытие, 15:17; Берейшит, 15:17). Замечу, что в Торе печь без «как бы».
Печь с огнем и дымом упоминается при даровании Торы на горе Синай (Исход, 19:18; Шмот, 19:16-19). Печь с огнем и два животных – это нынешний герб Новокузнецка. Это наш Завет с Богом и новое будущее для всего Кузбасса, который должен иметь более высокие основы для формирования местной жизни.
КузПресс: новости Новокузнецка и Кузбасса. Фото города Новокузнецка. Погода, происшествия, скандалы, бизнес, культура, спорт. Хоккейный клуб "Металлург". Футбольный клуб "Металлург-Кузбасс". Новости, комментарии, аналитика.
Все права на любые материалы,
опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным
законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
текстовых и фотоматериалов ссылка на "КузПресс.Ru"
обязательна. При полной или частичной перепечатке материалов в интернете
гиперссылка на "КузПресс.Ru"
обязательна. E-mail:
Комментарии читателей: