Своим удивлением жизнью Юргиса Прейсса делится с нами гость портала КузПресс Н-Троцкий.
Слово автору:"Прейсс Юргис Ионасович (Ганс Рихард) (1904-1984), европейский и советский художник из числа бывших немецких антифашистов, коренной уроженец Кёнигсберга, в 1920-1930-х гг. – зарубежный агент внешней разведки ОГПУ-НКВД СССР, член Союза художников СССР. Родился 1 сентября 1904 года в столице немецкой провинции «Восточная Пруссия» городе Кёнигсберге. Немец. Состоял членом Коммунистической партии Германии, возглавляемой Эрнстом Тельманом. Выпускник Кенингсберской академии художеств (1925-1930). Учился у Р. Прейфера. Владел пятью языками. Участник выставок с 1923 г. С зарубежной резидентурой чекистского ведомства, судя по всему, начал активно сотрудничать ещё в 1920-х годах и, вероятней всего, по линии Коминтерна. Самого художника завербовала советская разведка вскоре после того, как он женился на немецкой коммунистке и разведчице Гертруде Геннис. В 1933 году с приходом к власти нацистов он был вынужден покинуть пределы Германии. Последующие годы провёл, странствуя по Европе, одновременно выполняя задания разведцентра из Москвы: Вена, Базель, Москва, Париж, Берлин, Стокгольм, Хельсинки, снова Москва... В этот период, как гласят его дневники, художник набирается впечатлений от личного знакомства с подлинниками полотен Рембрандта, Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матиса Грюневальда, красотой Изенхеймского алтаря и, конечно же, сам много работает как живописец. В частности, в 1937 году в Париже, в расположенной на улице Бонапарта галерее Ван Лера состоялась его персональная выставка, где преимущественно были представлены полотна, выполненные в стиле модного тогда «нового традиционализма». Французская критика благосклонна наградила тогда автора доброжелательно званием художника-«интимиста». В 1939 году перебрался на постоянное место жительства в СССР.Тогда же принял советское гражданство, сменив при этом имя «Ганс Рихард» на «Юргис Ионасович». Очевидно, в знак признания его весомых заслуг перед советской внешней разведкой квартира и мастерская для занятий живописью официальными властями немецкому художнику-эмигранту были предоставлены ни где-нибудь, а в Москве. Однако с началом Великой Отечественной как лицо немецкой национальности оказался в числе насильственно депортированных из столицы в Сибирь и оказался вместе с женой в лагере для интернированных. Неизвестно как, но через два месяца Юргис Прейсс и Гертруда Геннис были освобождены. Но время было военное, и никакие заслуги не могли дать полной свободы. Они были лишены права свободных передвижений и вынужденно поселились в посёлке Ояш современного Мошковского района Новосибирской области. Два года супруги прожили в этом посёлке в ожидании разрешения на проживание в Томске, а через год Гертруда умерла от туберкулеза. Юргис Ионасович женился на преподавателе Томского мединститута Евгении Ивановне Гонтарь-Замотринской. До 1956 г. с разрешения властей жил и трудился в Томске. В томский период своей жизни Юргис Ионасович Прейсс становится членом Союза художников (1946 г.) и периодически участвует в выставках. В Томске он не сблизился ни с кем из художественной среды. Пока Прейсс жил в Европе, он писал свободно и обобщенно, упрощал линейную перспективу, использовал чистые цвета. Его творчество 1930-х годов соответствовало новейшим достижениям европейского искусства того времени. В «томский» период его художественная манера резко изменилась.Ему пришлось писать картины в духе социалистического реализма. Сам Прейсс не любил социалистический реализм. Его искусство тогда разделилось на две ветви: официальное, для выставок, и неофициальное, для себя. Сам он так вспоминал о томском периоде: «Конечно, мне это не доставляло счастья, так как хотели иметь не живопись, а цветные масляные картины в самом плохом смысле, во вкусе Сталина. Позднее я научился делать такой кич, потому что нужно было жить». Юргис Ионасович в своей жизни был женат трижды и всегда на ярких и сильных женщинах, которые оказали большое влияние на его судьбу. С первой женой он стал коммунистом и разведчиком. Это было время больших надежд в их жизни. Они много путешествовали. В Париже Прейсс провел свою первую персональную выставку. Вероятно, творческая профессия была своего рода прикрытием для молодых чекистов. Кроме того, нужно помнить, что это было время вынужденной ссылки. В послевоенные годы он зарабатывал на жизнь анатомическими атласами для кафедры анатомии Томского мединститута, возглавляемой его женой, и писал заказные портреты. Все это сказалось на творчестве, которое уходит на второй план. Сам Прейсс эти годы называл «вырванными из искусства». В 1956 Евгения Ивановна уезжает открывать Кемеровский медицинский институт, и Прейсс покидает Томск навсегда. В мединституте в 1960-е годы он на заказ создал несколько портретов в духе соцреализма, «во вкусе Сталина». С этого года (но с небольшим перерывом в 1960-х, когда выезжал на постоянное место жительство в ГДР) и до 1984 г. проживал в столице Кузбасса городе Кемерово, где еще раз овдовел и женился в третий раз. Это будет период более спокойный и творчески более активный. Об этом периоде его жизни много написано кемеровскими исследователями. В частности в книге З.Н. Естамоновой «Судьба художника Ганса-Юргиса Прейсса» (Документальная повесть). В первой половине 1960-х некоторое время жил и трудился в Берлине, тогда же совершил экскурсионную поездку по советской Прибалтике с посещением бывшего Кёнигсберга, ставшего к тому времени уже Калининградом. Исторический центр города был почти полностью уничтожен во время бомбардировок. Сильно пострадал и родной дом художника и к его приезду так и не был восстановлен. «Конечно, мне хотелось отыскать следы прошлых лет. Дважды я провел много времени там, где когда-то стоял наш дом. Но вокруг было пустынно, на кучах мусора и кирпича пышно росли сорняки. От нашего дома остался только кусок стены…» (из воспоминаний Юргиса Прейсса). После поездки в Калининград Юргис Прейсс написал картину «Воспоминание». Она относится к позднему, «кемеровскому» периоду его творчества, который был самым долгим и плодотворным. После мрачных работ, которые преобладали в 1940-х и 1950-х годах, Прейсс вернулся к спокойному светлому колориту, свободной и плавной манере письма. Многие сюжеты, включая «Воспоминание», были основаны на собственных впечатлениях и переживаниях художника, фактах из его жизни. Как утверждают исследователи творческой биографии художника, «встреча с прошлым вошла в творчество нервной остротой и глубокой исповедальностью…». О чём он мог думать в это время?Сожалел ли, что работал на Советский Союз? Ведь «ссылка» в Сибирь после жизни в Кёнигсберге и Москве не показалась раем… Впрочем, он может успокоить себя тем, что не пришлось воевать или погибнуть от истощения в каком-нибудь Сиблаге… Но это уже другая история и вряд ли мы о ней когда узнаем. Да и какие сведения он «раздобыл» как агент внешней разведки ОГПУ-НКВД СССР тоже для нас останутся тайной… Умер художник 2 февраля 1984 года. Похоронен в городе Кемерово. Персональные выставки: Париж, 1937; Кемерово, 1974 (совместно с Р.Г. Бергом) 1980, 1984, 1990 (совместно с Р.Г. Бергом); Калининград, 1993; Люнебург (Германия), 1996. Сегодня его имя входит в Список известных уроженцев Кёнигсберга. Некоторые его работы хранятся в Калининградской государственной художественной галереи. Монографическая коллекция произведений Юргиса Ионасовича Прейса также хранится и в Кемеровском областном музее изобразительных искусств. Она является ровесницей музея. В Новокузнецком художественном музее тоже есть работы этого художника, но лично я их никогда не видел. Нет фотографий его картин и на сайте НХМ. В 2024 году у Юргиса Прейса будет юбилей – 120 лет со дня рождения. Может по этому случаю в НХМ будет организована выставка его работ? Впрочем, сегодня несколько его работ выставлены на всеобщее обозрение в банке «БСТ» по адресу: ул. Кутузова. 31, и любой желающий может бесплатно посмотреть выставку известных художников Кузбасса, в том числе и Юргиса Прейса в рабочие дни с 9-00 до 17-00. Автор: Материал подготовил Н-Троцкий |
Комментарии читателей: