На экраны, в том числе в Новокузнецке, вышел "Мастер и Маргарита". Обсудим?
Просмотрел фильм в кинотеатре в субботу, 10 февраля. Как люблю – на первом ряду (пред огромным экраном и без отвлекающих силуэтов голов впереди сидящих) в небольшом зальчике на 4-м этаже "Сити мола". Сказать, что фильм понравился – ничего не сказать. Это не просто экранизация великого романа Михаила Афанасьевича Булгакова. Это нечто иное: "многослойная" фантазия на тему бессмертного произведения, пересекающаяся с сегодняшней мрачной реальностью и припудренная флером беснующейся "патриотической зет-тусовки". Как там в "Служебном романе", в сцене с примеркой сапог в приемной Калугиной: "Вам нравится?" – "Слишком вызывающе!" – "Значит, хорошие сапоги. Надо брать!". Истерические выплески Соловьева в адрес "режиссёришки" Михаила Локшина с деланным изумлением, что "антисоветская, то есть, антироссийская тема" делалась в том числе и на государственные деньги (господдержка от "Фонда кино") с требованием "разобраться", убедило в том, что: а) смотреть надо; б) идти в кино следует по-возможности скорее, пока причастных не превратили в иноагентов (дурное дело не хитрое и не долгое, не так ли?), а картину не запретили к показу. Режиссер Михаил Локшин, к слову, занял в отношении "СВО" вполне конкретную позицию и практически сразу после ее начала покинул Россию, благо, материал к тому времени был, в основном, отснят. А около двух лет (2022-2023) фильм "доводился" продюсерами "до ума", как утверждается, вовсе без его участия. Это подчеркивается, видимо, чтобы "подстраховаться" от запрета на показ – мало, что ли примеров? Но и в самом "теле" картины пересечений с нынешней реальностью в избытке – от запрета "Пилата" (пьесы, написанной Мастером) в театре и в печатном виде (критик Латунский потрясает "Новым миром"), беспощадной критики и гонений на тех, кто не совпадает в своем творчестве с "линией партии" – до арестов и "карательной психиатрии".
"Квартирный вопрос" замечательным образом резонирует с нынешним анонсируемым законом по отбору собственности у нелояльных. Идеологические константы вековой давности – со стремлением возродить идолов той эпохи, установить, в частности, в Новокузнецке бюст И. В. Сталину. Кажется, нынешняя "элита" разглядела в Латунском, Берлиозе, Лиходееве и прочих иванобездомных себя, и это ей очень не понравилось. Зато понравилось зрителю.При том, что "Мастер и Маргарита", и это признают самые "отвязанные" нынешние латунские, сделан очень качественно и по сценарным изыскам (аплодсменты сценаристу Роману Кантору!), и по множеству деталей, передающих эпоху – особо не к чему придраться. И по спецэффектам, и по звуку, и по фантасмагорической проекции Москвы, как ее видели в ту эпоху и пытались перестроить… Три сюжетные линии переплетаются между собой, дополняя, но не утомляя, создавая новые смыслы. По информации ряда СМИ, за пару недель, минувших с момента премьеры "Мастера и Маргариты", зрительские сборы уже превысили 1,2 миллиарда рублей. Во столько, к слову, обошелся сам фильм (первоначальный бюджет – 800 миллионов рублей). Билеты стоят от 380 до 600 рублей. И, доложу я вам, оно того стоит. Чуть ниже приведу рецензию от гораздо более квалифицированного в этой теме, нежели я, обозревателя – кинокритика, редактора "Кинопоиска" и автора телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимура Алиева ( РБК) "На дворе 30-е годы XX века, Москва готовится отмечать Первомай, строительные работы на улицах города не прекращаются ни днем, ни ночью. В театр на репетицию спектакля спешит известный писатель (Евгений Цыганов), которого знает весь город. На входе его встречает Гелла (Полина Ауг) — молодая актриса, приехавшая покорять столицу из провинции. После мимолетного знакомства в жизни литератора начинается серия трагических происшествий. Постановку «Пилат» по одноименной пьесе писателя отменяют по распоряжению вышестоящей инстанции. О самой пьесе выходит гневный очерк литературного критика Латунского (Дмитрий Лысенков), а персонажа Цыганова на очередном съезде исключают из Союза писателей. Отчаяние пока не поселилось в его душе — новый знакомый протягивает пеструю элегантную визитку с буквой W. «Воланд», — коротко представляется актер Аугуст Диль (вероятно, лучший исполнитель этой роли среди всех киновоплощений романа Михаила Булгакова) и начинает вести задушевные беседы с писателем — о добре и зле, о творческом процессе, женщинах и, конечно, литературе. Мир, созданный кинематографистами, поражает с первых минут, прежде всего — изысканным художественным оформлением. Перед зрителем постепенно открываются три плоскости повествования — каждая в собственной эстетике, с уникальными деталями. Первая преисполнена подлинным реализмом: здесь писатель после «отмены» располагается на Арбате, знакомится с очаровательной Маргаритой (Юлия Снигирь) и начинает писать тот самый злополучный роман. Вторая плоскость — вселенная, в которой происходят события романа. Здесь разворачивается все самое интересное. Кот Бегемот, которого озвучил Юра Борисов, начинает говорить; Воланд предстает повелителем сил тьмы, Фагот (Юрий Колокольников) превращается в придворного шута, а уже знакомая нам Гелла — в коварную вампиршу. Фото: АМЕДИА Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» Третий мир — древний, «ненавидимый прокуратором город», в котором отражается содержание пьесы «Пилат». К прокуратору Иудеи (величественный Клас Банг) приводят проповедника Иешуа Га-Ноцри (Аарон Водовоз — Феликс Юсупов из «King's Man: Начало»), которого приговорили к смерти. Встреча для обоих судьбоносная: Иешуа проявляет чудеса человеколюбия, исцеляя прокуратора (того, кто вот-вот отправит его на смерть), Пилат же понимает, что не обладает достаточной властью, чтобы спасти необыкновенного бродячего философа. Размах у нового «Мастера и Маргариты» поистине колоссальный. За фильм взялся творческий тандем режиссера Михаила Локшина и сценариста Романа Кантора, ранее работавший над картиной «Серебряные коньки», которую продали стримингу Netflix. Фото: АМЕДИА Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» Фильм по мотивам романа Булгакова (предостережение литературоведам — держите знания о литературном источнике при себе) нетрудно было представить в каталоге крупнейшего зарубежного стриминга, если бы не внешние обстоятельства, заложниками которых стала картина. Смена режиссера (изначально к проекту был прикреплен Николай Лебедев), выросшие расходы (от 800 млн руб в 2018 году бюджет добрался до отметки в 1,2 млрд руб), нереализованный дримкаст (Гэри Олдман и Ольга Куриленко как Воланд и Маргарита), международный дистрибьютор Universal — аспекты будто бы прошлой жизни или, если угодно, проклятие, которое настигает практически каждую попытку перенесли роман Булгакова и его атмосферу на большой экран. Тем не менее в своей фантазии на заданную тему Локшину многое удалось. Чего стоит только литературная светская Москва, в которой, с одной стороны, можно без труда покутить в ресторане, слушая американский джаз, с другой — также легко оказаться в застенках НКВД, сотрудники которого тщательно выискивают контрреволюционных заговорщиков, угрожающих реализации очередной пятилетки. «Стройка века», о которой грезили в 1930-е, превращается в реальность. Изображающие беззаботность спортсмены взбираются на огромные красные звезды во время первомайского парада. Дом советов с гигантской статуей Ленина как будто был всегда и по эту сторону экрана. Фото: АМЕДИА Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» «Вчера было можно, а сегодня уже нельзя», — комментирует один из персонажей очередную отмену спектакля. Бессмертный постулат о красной линии, которую никто не может нащупать, затрагивает практически каждого участника событий. Кроме, может быть, писателя: даже блуждая по коридорам психиатрической лечебницы доктора Стравинского (блестящая роль Леонида Ярмольника), он по-прежнему одержим стремлением закончить роман именно так, как он ему видится. И конечно, кроме Воланда: зловещему трикстеру, приехавшему в Россию посмотреть, «как русские отменили Бога», в версии Локшина можно абсолютно все. Главное — присмотреть за большим русским писателем, от которого отвернулись коллеги, друзья и вся система. Фото: АМЕДИА Кадр из фильма «Мастер и Маргарита» Мир из фантазии авторов во многом противоречит роману, отклоняясь от его интонаций настолько, насколько это возможно. Судя по всему, Локшин и Кантор специально выбрали такой путь, заведомо приготовившись к гневу со стороны поклонников Булгакова. Благодаря вкраплениям реализма (прежде всего в первой плоскости повествования) фильм перебрасывает мостик в «здесь и сейчас». Сеанс черной магии, например, прерывает концерт, в котором моделируется образ призрачного будущего 2022 года. Советский Союз разросся до невиданных масштабов («С нами все республики мира»); Локшин не мог предположить, как прозвучит такая реплика сейчас, в совсем не фантастическом настоящем. Фото: АМЕДИА Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Прощать или нет вольности, допущенные режиссером, — вопрос, на который каждый ответит самостоятельно. Новая вариация «Мастера и Маргариты» скорее улавливает дух знаменитого романа и даже по-своему развлекает, но претендует на звание произведения, действительно соответствующего оригинальному тексту.
Михаил Локшин предлагает не религиозно-философский трактат с «фигой в кармане», а высококачественный развлекательный аудиовизуальный продукт. Впрочем, разглядывать сегодня смыслы, обращенные между строк к властям предержащим, в произведении за 1,2 млрд руб, дорогого стоит. |
Комментарии читателей: