Меццо-сопрано Мария Катаева родилась в сибирском городе Новокузнецке, окончила музыкальную школу, музыкальное училище, а затем консерваторию в Санкт-Петербурге, сообщает "Русская Германия".
Катаева – солистка Немецкой оперы на Рейне (Deutsche Oper am Rhein), уже почти десять лет выходящая на сцену этого театра. Молодая певица – лауреат международных оперных конкурсов в Нюрнберге, Париже и Праге, и её творческая карьера продолжает успешно развиваться. – Мария, что побудило вас заняться музыкой? – Любовь к музыке я впитала с молоком матери. Моя мама музыкант и педагог, и будучи беременной мною, дирижировала на выпускном экзамене в музыкальном училище. Она была моим первым учителем, сумела пробудить во мне интерес к музыке, которая стала естественной частью моей жизни. Помню, что уже в четыре года я выходила на сцену. Пела перед зрителями и не испытывала не малейшего страха. Я и сейчас стремлюсь к той внутренней свободе, которая была у меня в детстве. Но доля волнения, особый эмоциональный настрой всегда должны присутствовать у любого, даже самого опытного музыканта или певца. – Попасть в Немецкую оперу на Рейне было, вероятно, непросто? Какие партии вы исполнили за это время? – Произошло это совершенно спонтанно, когда я ещё была студенткой пятого курса Петербургской консерватории. Я не могла представить, что моя карьера начнётся за границей. Но мой муж, певец Дмитрий Лавров, работал по контракту в Немецкой опере на Рейне. Я прошла кастинг в Дюссельдорфской опере, и мне предложили место стажёра в молодёжной программе театра. Нагрузка была огромная. В первом сезоне я участвовала в 60 спектаклях и проходила мастер-классы у различных педагогов. Параллельно училась в консерватории. В следующем году я уже пела Керубино в "Свадьбе Фигаро" Моцарта и Розину в "Севильском цирюльнике" Россини. Через некоторое время пришло признание. Я стала солисткой. Сейчас в моём репертуаре Кармен, Золушка, Полина из оперы "Пиковая дама" Чайковского и много других ролей. Музыка разнообразная: эпохи барокко, романтическая, современная. Я пела в мировой премьере детской оперы "Рони, дочь разбойника" немецкого композитора Йорна Арнеке. Сейчас я могу выбирать репертуар, со мной советуются по поводу ролей, которые я хотела бы исполнить. – Как вы познакомились с будущим мужем, часто ли выходите вместе на одну сцену? – Мы познакомились в Петербурге, когда я поступила в консерваторию, а он уже учился на пятом курсе. Мы поженились, а через полгода Дмитрий получил контракт в Немецкой опере на Рейне и уехал. После моего переезда в Дюссельдорф мы три года работали в одном театре. Но вместе пели нечасто. Муж был загружен работой в многочисленных проектах. Сейчас он в свободном полёте и как приглашённый артист выступает не только в Дюссельдорфе, но и сотрудничает с другими оперными театрами, как европейскими, так и российскими. Но в 2019 году в Дюссельдорфе состоялась премьера "Пиковой дамы", мы пели вместе. – Как живётся двум творческим людям под одной крышей? Существует ли между вами конкуренция? – Живётся интересно, не только любовь, но и общие интересы – музыка, профессия объединяют нас. Ни о какой конкуренции не может быть и речи. Мы стараемся посещать выступления друг друга, прислушиваемся к советам и доверяем мнению каждого из нас. Очень важна взаимопомощь как на профессиональном, так и на бытовом уровне. Успех каждого – это наш общий успех, успех всей нашей семьи. – Правда, что на немецком языке петь трудно? – Да. В немецком очень короткие гласные и много согласных букв. Это трудный для вокала язык. Сейчас я не очень много пою на немецком. Важным опытом для меня стала сложная роль композитора в опере "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса. Планирую спеть в опере Штрауса "Кавалер розы" в Токио. Со временем, когда моё меццо-сопрано приобретёт ярко выраженный драматический оттенок, возможно, стану исполнять и вагнеровский репертуар. – У меня их несколько. Золушка из одноимённой оперы Россини и Кармен – пожалуй, одна из самых выстраданных моих ролей. Ещё студенткой музучилища я мечтала об этой роли и многие годы шла к ней. В Дюссельдорфе мне предложили сначала спеть партию Мерседес, одной из подружек Кармен. Потом наступила очередь главной героини. Я не только пела, но и танцевала, используя элементы фламенко, сама играла на кастаньетах, что сделало образ Кармен более эмоциональным и выразительным. – Среди артистов Дюссельдорфской оперы есть наши соотечественники? – Да. Один из них, Сергей Хомов, уже много лет, работает в Немецкой опере на Рейне. Он замечательный певец и партнёр, всегда готовый поделиться своим богатым артистическим опытом. – В прошлом году в московском Крокус Сити Холле вы пели вместе с Пласидо Доминго. Чем запомнился вам этот концерт? – Думаю, что столь грандиозный гала-концерт запомнился не только мне, но и многочисленным зрителям. Я даже представить себе не могла, что буду стоять на одной сцене с такими мэтрами, как Юрий Башмет, дирижёр и пианист Юджин Кон и, конечно же, сам Пласидо Доминго. Приглашение от легендарного тенора я получила, заняв второе место и завоевав приз зрительских симпатий на международном конкурсе "Опералия" в Праге, организованном Доминго. Ему и его жене Марте очень понравилось, как я исполняла сарсуэлу. Марта отметила, что я одна из лучших исполнительниц в этом музыкально-драматическом жанре и могла бы обучать ему испанцев. Это самый большой комплимент в жизни, который я получала. – Интересно, что раньше вы никогда не пели в России. Получается, что именно Пласидо Доминго открыл Москве вас как русскую певицу? – Можно сказать, что так! В Германии я была настолько загружена работой, что не могла откликнуться на предложения, поступающие из России. Однажды я всё-таки побывала в Москве, выступала в "Геликон-опере" в составе труппы Немецкой оперы на Рейне. Но в Крокус Сити Холле всё было по-другому. Я предстала перед зрителями как солистка, а потом дважды спела в дуэте с Доминго. На бис все участники концерта исполнили "Подмосковные вечера". – В каких оперных театрах вы уже пели? Где вам ещё предстоит выступить? – Бóльшую часть своего времени я посвящала работе в уже ставшем для меня родным Дюссельдорфском оперном театре. Набиралась опыта. Мне довелось петь в Женевском оперном театре, в Тулузском оперном театре, во Фламандской опере в Бельгии, в Дрезденском оперном театре. Принимала участие в гала-концертах в Берлине, Москве, Бергене, Торонто. В камерных концертах с удовольствием исполняю русские романсы. Сейчас я больше настроена на гастрольную деятельность. В связи с пандемией трудно говорить о предстоящих проектах, но надеюсь, что удастся выступить на оперном фестивале Мачерата в Италии. В следующем году состоится мой дебют на Зальцбургском фестивале, где по приглашению звезды современной оперы Роландо Вильясона я исполню партию альта в "Реквиеме" Моцарта. – Насколько востребовано сейчас оперное искусство, интересуется ли им молодёжь? – Оперное искусство остаётся элитарным, билеты в театр стоят недёшево и доступны не всем. К опере проявляет интерес прежде всего молодёжь, интересующаяся другими видам искусства: литературой, живописью, архитектурой. Опера представляет собой синтез многих искусств, творческие личности могут почерпнуть в ней много интересного. Для привлечения молодёжи в оперные театры важно использовать социальные сети. Рассказывать о жизни выдающихся оперных певцов, публиковать красивые фотографии, видеоролики спектаклей и концертов классической музыки. Особенно это необходимо сейчас, в период коронавируса. Культура, искусство способны вселить оптимизм в людей, помочь пережить им такое трудное время. – Какую из опер, идущих в Дюссельдорфе, вы посоветовали бы послушать нашим читателям? – Замечательный, очень красивый, жизнеутверждающий и весёлый спектакль "Золушка". Настоящая сказка! А чарующую музыку Россини я бы сравнила с брызгами шампанского. И, конечно, "Кармен" – опера, пользующаяся неизменным успехом у зрителей. – Существует ли для вас идеал певицы? – Во время учёбы в музыкальном училище таким идеалом была Мария Каллас. Меня поразила потрясающая эмоциональность её голоса, лёгкость и виртуозность исполнения. Эта певица на долгие годы стала моей путеводной звездой. Я продолжаю любить её и сейчас, но она перестала быть для меня божеством, перед которым я преклонялась. Думаю, это нормально. – Как бы вы ответили на вопрос: настоящая звезда – это… – Яркая личность, сочетающая в себе одарённость, талант и огромную трудоспособность. В 2006 году мы писали о том, что студенты Новокузнецкого училища искусств Сергей Шебалин и Марина Катаева стали лучшими среди юных дирижеров Томска, Омска, Кемерова, Прокопьевска. А в 2012-м - о том, что над вокальной школой Новокузнецка нависла угроза... |
Комментарии читателей: