Новокузнецком цирку стукнуло пятьдесят.
В эти апрельские дни отмечается важная веха в истории Новокузнецкого цирка — ровно 50 лет назад, 29 апреля 1974 года, государственная приёмочная комиссия, назначенная распоряжением Кемеровского облисполкома от 24.04.1974 г. № 276-р, приняла в эксплуатацию законченное строительством здание государственного цирка в Новокузнецке на улице Кирова. Этому эпохальному, без преувеличения, событию предшествовала развернувшаяся на целые десятилетия весьма насыщенная многими событиями цирковая предыстория. Первые отдельные эпизоды, связанные с цирковым искусством, мы встречаем ещё в дореволюционном Кузнецке.Известно, заезжие циркачи выступали в амбаре около городской управы по улице Достоевского, где стояли пожарные машины (в то время они представляли собой телегу с большой бочкой, наполненной водой). Пожарные машины из амбара выкатывали, а в амбаре делали помост, где выступали артисты. Вениамин Булгаков, кузнецкий старожил и брат Валентина Булгакова, последнего личного секретаря Льва Толстого в Ясной Поляне, вспоминал, что однажды летом (речь шла о 1890-х годах) в город приехал гастролирующий по Сибири некий «канатоходец на проволоке». На Форштадте в специально огороженном месте устроили своего рода манеж, где установили два восьмиметровых столба, между которыми была натянута толстая стальная проволока. В означенный день приезжий акробат под громкие аплодисменты забрался по лестнице наверх, вооружился шестом-балансиром и начал удивлять публику своими трюками: он то прохаживался по проволоке взад-вперёд, то свободно садился на неё, чтобы приготовить себе завтрак. Циркач вытащил из кармана небольшую с ручкой сковородку, затем спиртовку, зажёг в ней спичкой фитиль, прицепил к проволоке и поставил на огонь сковородку, куда вскоре вылил ловко рассечённые ножом два настоящих куриных яйца, также извлечённые из кармана его жилетки. Немного подождав, пока яйца не поджарились на огне, удивительный воздушный повар как ни в чём не бывало приступил к завтраку: посолил яичницу, достал кусок хлеба и, ловко орудуя ножом, в два счёта разделался со своим кушаньем. Затем ловкий артист аккуратно собрал своё хозяйство, вернулся к одному из столбов и под непрекращающиеся овации кузнецкой публики спустился по лестнице на землю. Конечно, подобные гастроли были редким явлением, и говорить о систематических выступлениях цирковых артистов в Кузнецке в этот период не приходится. Всё изменилось во времена Кузнецкстроя. На левобережье Томи напротив исторического Кузнецка развернулась легендарная стройка, куда съехались десятки тысяч рабочих и членов их семей со всей страны. Одним из немногих тогда видов «культурного отдыха трудящихся» становится цирк. Выступления приезжавших на строительную площадку цирковых коллективов всегда вызывали неизменный аншлаг. Натянутые временные шатры не могли вместить всех желающих, и вскоре было решено возвести в только что появившемся на карте страны городе Новокузнецке (носившем с 5 мая 1932 года наименование Сталинск) стационарный цирк. О каменном капитальном здании тогда речь не шла — дорого, хлопотно, да и специалистов, подходящих для этого дела, не было. В итоге в 1932 году выстроили деревянное здание, но зато какое — на 2,5 тысячи человек, самый крупный летний цирк (поскольку отопления в здании не было, то оно работало только в тёплое время года) в Западно-Сибирском крае! Цирк разместился в начале современного проспекта Пионерского, недалеко от тогдашнего центрального городского рынка (располагался в начале улицы Куйбышева). Сталинский цирк вошёл в систему ГОМЭЦ (государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий) и стал заметной площадкой для гастролировавших в стране цирковых трупп. Уже сезон 1933 года порадовал новокузнецкого зрителя разнообразной программой: здесь были эксцентрики-акробаты, популярный сатирический дуэт Ара-Мей, дрессированные кони весьма известного в то время дрессировщика А.Г. Киссо и многие другие популярные артисты циркового искусства. Кроме того, публика с удивлением созерцала говорящую собаку, с замиранием сердца восхищалась «германским аттракционом» под руководством Эрнста Шоу с участием африканских львов, медведей-велосипедистов, медведей-танцоров и даже медведей-акробатов. Судя по рекламе, посетители цирка могли лицезреть не только клоунов, эквилибристов и дрессировщиков, но и «людей-мячиков», «живые статуи» и даже «живой пропеллер». В последующие годы уровень цирковых программ, как правило, отличался отменным качеством выступлений и разнообразием. Так, в 1934 году в Сталинске гастролировали Али-Бек Кантемиров, выдающийся цирковой артист, основатель такого интересного циркового жанра, как джигитовка, Елена Дурова-Фаччиоли, дрессировщица, представитель знаменитой цирковой династии Дуровых, братья Манионы — легенда советского цирка 1930-х годов — и многие другие. Цирк довоенного, да и военного времени был немыслим без французской борьбы.Знаменитые и не очень атлеты зачастую боролись и под шатром сталинского цирка, вызывая неподдельный интерес публики к подобным поединкам, где к бескомпромиссной борьбе на ковре нередко добавлялись элементы чисто циркового реслинга. Число посетителей деревянного цирка за недолгие летние месяцы впечатляет: так, в 1936 году представления посетили 90 тысяч человек, в 1937-м — свыше 124-х тысяч, к началу войны цифра приближалась к 140 тысячам. Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу цирка: больше стало патриотических номеров, в программе появились вечерние представления, заканчивающиеся уже глубокой ночью. Нередко сборы от выступлений артистов направлялись в фонд обороны на строительство авиаэскадрилий и танковых колонн. Так, 26 сентября 1942 года в цирке прошёл большой ночной концерт-представление при участии народного артиста РСФСР В.Г. Дурова, артистов Московского театра оперетты и лучших номеров программы цирка. Весь сбор поступил в фонд постройки тяжелого бомбардировщика «Советский цирк». В порядке шефства артисты выступали перед металлургами КМК, шахтёрами, допризывниками, работниками пожарной охраны, в госпиталях. 125 тысяч рублей было собрано в фонд помощи детям фронтовиков. Здание летнего цирка, всякий раз пережив непростое для себя зимнее время, к новому сезону требовало серьёзной починки, нередко выливавшейся в капитальный ремонт, что даже в тяжёлые военные годы неизменно выполнялось. Все понимали, что цирк — важная отдушина в жизни людей, хоть немного отвлекавшая их от тягот фронтового времени, придававшая им новые силы и укреплявшая веру в победу. В послевоенное время цирк по-прежнему притягивал к себе толпы зрителей. Достаточно сказать, что за сезон 1945 года его посетили 300 тысяч человек. На гастроли в город приезжали знаменитые цирковые династии — Дуровых, Филатовых, из клоунов — Карандаш (Михаил Румянцев), борцы-тяжеловесы, включая знаменитого Николая Жеребцова, который играючи вращал 12 человек на карусели, установленной у него на груди, поднимал платформу с двумя быками. Однако шло время, и здание цирка, хоть и поправлявшееся практически ежегодно, окончательно амортизировалось. В 1953 году оно было закрыто для цирковых представлений. Какое-то время там размещался склад, потом пытались приспособить его под гараж, а в 1956 году и вовсе снесли. Теперь уже ничего не напоминает о его присутствии в этом районе, разве что круглое в плане здание «Зеленстроя» недалеко от этого места перекликается с прошлым своими своеобразными формами. Но город, потеряв здание, цирка всё же не лишился.Эстафету перехватили гастролировавшие по стране передвижные цирки шапито, имевшие на вооружении большие цирковые шатры и целый состав передвижных вагончиков. Место под приезжий цирк в разные годы выбирали в разных местах: большой шатёр можно было увидеть то на месте будущего кафе «Юность» на проспекте Молотова-Металлургов, то напротив начала улицы Суворова, где только намеревались установить памятник выдающемуся полководцу, то наискосок от «старого универмага» (на месте современного жилого дома на проспекте Металлургов, 37). Знаменательным в истории Новокузнецкого цирка оказался год 1967-й. Во-первых, в конце июня 1967 года под островерхим зелёным куполом московского цирка-шапито начались представления коллектива «Весёлая арена»: за полтора месяца более 100 тысяч новокузнечан посмотрели эту программу. Но главное, что в 1967 году в Новокузнецке начинается строительство капитального здания цирка на улице Кирова. Строительство осуществлялось на основании распоряжения Совета Министров СССР от 21.05.1964 года № 430. Нелегко было добиться такого распоряжения.Дело в том, что существовавшая в то время практика гласила: стационарные здания цирка возводить только в областных, краевых и республиканских центрах. Необластному городу, каковым и был Новокузнецк, рассчитывать на финансирование такого объекта не приходилось. И всё же город сумел переломить эту ситуацию в свою пользу. Тогдашний председатель горисполкома Александр Фёдорович Габриэль радел за город не на словах, а на деле. С его лёгкой руки в Новокузнецке был дан старт строительству крупнейшего в Сибири здания планетария, он же приложил немало усилий, чтобы вопрос о возведении в городе здания цирка получил положительное решение. А вскоре к строительству подключился и легендарный Николай Спиридонович Ермаков, в будущем первый секретарь Новокузнецкого городского комитета партии. И хотя цирк строился не быстро — прошло семь лет от первой сваи до последнего гвоздя — оно того стоило. В строительстве цирка и выполнении отделочных работ главное участие принимал трест «Кузнецкжилстрой». Последние отделочные работы выполняла бригада отделочников под руководством легендарного бригадира Филиппа Герцеску. Монтажом и наладкой вентиляционных систем и кондиционированием воздуха занимался трест «Сибпромвентиляция», трест «Сантехмонтаж» проводил сантехнические работы по отоплению. В монтаже и отделочных работах принимали участие многие предприятия города — КМК, завод металлоизделий, завод «Металлоштамп», стекольный завод и другие. Большой объём работ выполняла бригада электромонтажников Новокузнецкого управления треста «Запсибэлектромонтаж» под руководством прораба В.И. Тишкова. Сложная и ювелирная работа была поручена бригаде Александра Пушкина из четвертого управления треста «Кузнецкжилстрой», аккуратно и в срок выполнившей сложнейший этап работ — монтаж циркового железобетонного купола, высота которого составляет 22 метра, диаметр — 44 метра, а вес — 320 тонн. Кстати, это больше купола кемеровского цирка. К 1973 году были выполнены почти все работы по строительству цирка, и требовался обслуживающий персонал для принятия цирка в эксплуатацию. В сентябре этого года с подачи упомянутого выше тогдашнего второго секретаря Новокузнецкого горкома партии Н.С. Ермакова директором цирка был назначен Юрий Самуилович Шелков (до этого возглавлявший кинотеатр «Сибирь»), а главным инженером — бывший прораб треста Виктор Иванович Тишков. Забегая вперёд, отметим, что именно Н.С. Ермаков выступал с официальной речью на открытии цирка. Тридцатого апреля 1974 года новое здание Новокузнецкого государственного цирка принимало своих первых зрителей. Состоялось цирковое представление «Ребята с Арбата». Началась новая, современная эпоха в истории этого замечательного учреждения. К этому времени штат работников Новокузнецкого цирка составляли: 18 человек артистов оркестра с главным дирижером Романом Маломедом, инженер-электрик Иван Шатьков, инженер-механик Юрий Исаков, инженер-сантехник и КИП Валерий Лыткин, художник по свету Галина Бескончина, инженер радиоузла Владимир Подкорытов, заведующая складом Валентина Вострикова, заведующая хозяйством Татьяна Яркова, бухгалтер Галина Дубровская, старший кассир Клавдия Логвинова, заведующая гостиницей цирка Вера Мочалова, медврач Галина Солусенко, заведующая столовой Лидия Шеходанова и другие. Стационарный Новокузнецкий цирк мог принимать теперь ведущие цирковые труппы отечественных и зарубежных артистов. Так, в нашем цирке дважды работал Эмиль Кио, выступал «Цирк на воде», «Цирк на льду» и другие заслуженные коллективы. Очень популярны были клоуны Ротман и Маковский, Щукин и Серебряков, Андрюша Николаев и другие. Также на гастролях в Новокузнецком цирке были Юрий Куклачёв, Василий Трофимов и десятки цирковых программ, которые проходили с аншлагами. Несмотря на то, что с каждой программой работали 30 — 36 представлений, то есть по девять представлений в неделю в течение одного месяца и 10 дней, аншлаги были постоянно. В 1976 году В.И. Тишков стал заместителем директора Новокузнецкого цирка, а в 1989 году был назначен директором. Начиная с 1978 года цирк стал расширять свои горизонты, предоставляя свою площадку под выступления не только цирковых, но и лучших эстрадных коллективов и артистов эстрады. Здесь выступали Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, София Ротару, Валерий Леонтьев, Иосиф Кобзон, Наташа Королёва, Надежда Кадышева, Филипп Киркоров, Маша Распутина, Михаил Шуфутинский и многие другие. Выступали цыганские коллективы с ведущими артистами театра «Ромэн», а также артисты из Болгарии, Италии. Дважды в Новокузнецком цирке на гастролях побывал джаз из Японии. В свою очередь, директора Новокузнецкого цирка в качестве руководителей цирковых коллективов выезжали на гастроли за границу. Так, Ю.С. Шелков побывал в Монголии, Польше, Японии. В.И. Тишков гастролировал в Северной Корее, Чили, Аргентине, четыре раза был в Японии. Все гастроли проходили на высоком художественно-творческом уровне. В 1990-е годы на цирковом манеже проводились сеансы экстрасенсов, бои без правил, соревнования по боксу и многое другое, что диктовалось условиями того непростого времени. И всё же именно цирк оставался главным содержанием этого здания.Вообще, эпоха Шелкова-Тишкова (Виктор Иванович возглавлял коллектив цирка до 2011 года) — ярчайшая страница в биографии Новокузнецкого цирка. Недаром оба стали заслуженными работниками культуры: первый — РСФСР, второй — Российской Федерации (в 1994 году). Впрочем, к этому высокому званию Виктор Иванович позднее добавил также регалии Почётного работника культуры Кузбасса (2010 год) и Почётного гражданина Кемеровской области (2011 год), а в 2010 году был награждён высокой государственной наградой — медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В дальнейшем, пройдя череду организационных преобразований и кадровых изменений, Новокузнецкий цирк вновь стал демонстрировать свою стабильную работу. И сегодня коллектив Новокузнецкого государственного цирка — филиала компании Росгосцирк — во главе с директором Юлией Владимировной Гарварт продолжает славные традиции своих старших товарищей и коллег. На цирковом манеже по-прежнему проходят выступления ведущих цирковых коллективов страны (взять, к примеру, яркое представление цирка Юрия Никулина «Клоун»), проводятся благотворительные акции и многое другое. Одним словом, Новокузнецкий цирк живёт и будет ещё много лет процветать и радовать нас своим великолепным творчеством! С юбилеем, родной Новокузнецкий цирк! Пётр Лизогуб, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея. |
Комментарии читателей: