Уголь — это "возвращаться в каменный век": гость портала КузПресс Lementuev - о перспективах угледобычи в Кузбассе.
"24 января на сайте Федеральной агентства новостей (ФАН) был опубликован (https://riafan.ru/1374955-v-gosdume-nazvali-manipulyaciei-statyu-die-welt-ob-ugolnoi-monopolii-rossii) комментарий первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике депутата Дмитрия Ионина на статью немецкого издания Die Welt (https://www.welt.de/wirtschaft/article224774299/Globale-Energiewende-Putin-wettet-mit-vollem-Einsatz-dagegen.html?cid=onsite.onsitesearch ), заявившего о ставке правительства России на добычу и экспорт угля, игнорируя международные усилия по защите климата и не заботясь о здоровье собственных граждан. Ионин подчеркнул, что Россия относится к углю не иначе как к грязному и дорогому виду ископаемого топлива , а возвращение к угольной генерации — это "возвращаться в каменный век" а саму статью назвал "очередным манипулированием". "Россия не делает ставку на уголь, это объективно уходящий ресурс, более дорогой и вредный, чем газ. Зачем нам возвращаться в каменный век и заниматься углем — совершенно непонятно." В статье Die Welt авторы ссылаются, помимо прочего, на российскую " Программу развития угольной промышленности до 2035 года ", утвержденной правительством в 2020 году, содержащую амбициозные планы российский угольщиков не только по росту добычи с нынешних 487 млн тонн ( по данным Минэнрго на 2019 г ) до 670 млн тонн, но и по росту экспорта. Программа не учитывает принимаемые сегодня меры по снижению выбросов парниковых газов в в странах-импортерах угля, а так же их планы стать углеродно-нейтральными в ближайшие десятилетия. По мнению немецких авторов, российские власти исходят из грядущего провала декарбонизации и последующего возврата к угольной энергетике, которую российские угольные компании уже будут готовы обеспечить, опередив конкурентов. Восходящие графики добычи и экспорта "Программы" идут в разрез и с прогнозами довольно консервативного Международного Энергетического Агентства (МЭА), где говорится, что уже через 5 лет уголь перестанет быть важнейшим источником энергии в мире (http://stopcoal.ru/2020/12/05/2025/) Первая половина 2020 года показала (http://stopcoal.ru/2020/07/25/records-2020/), что устойчивым ростом производства и введения новых объектов обладали только возобновляемые источники энергии, тогда как прочие показали крупнейшее падение, в особенности (http://stopcoal.ru/2020/05/22/coal-end-2020/) , уго льная промышленность. О нежелании некоей доминирующей силы в правительстве России делать ставку на уголь как на перспективный экспортный товар говорит затянувшийся процесс принятия решений по инвестициям в расширение БАМа и Транссиба: правительство пока не спешит вкладывать огромные бюджетные средства в новые тоннели и мосты для увеличения вывоза угля на Восток в разы. Но именно железные дороги стали ограничивающим фактором в росте экспорта, а значит и смысла роста добычи. При этом некоторые законы, дающие надежду угольщикам, все же принимались: летом 2020 года было разрешено (http://stopcoal.ru/2020/07/20/all-for-nothing/) проводить сплошные вырубки вокруг Байкала для строительства железнодорожных объектов. Вместе с тем, угольная отрасль России получает большое количество поддержки из бюджета, начиная с перевозок РЖД и заканчивая отсутствием контроля за санитарно-защитными зонами в местах добычи и за соблюдением требований закона по рекультивации нарушенных земель. Например, всего 13% земель, нарушенных при добыче угля в 2019 году, было восстановлено. Годом ранее — только 2,6%. Восстановление земель — затратное мероприятие, отказаться от которого возможно только при отсутствии реакции на это со стороны контролирующих органов. При этом штрафы за нарушение природоохранного законодательства, по словам главы Росприроднадзора (https://www.kommersant.ru/doc/4548676) Светланы Родионовой, остаются мизерными. Субсидии на перевозку угля РЖД, млрд. руб. 2013 г. 79 (http://uglex.com/industry/159-v-rzhd-podschitali-ubytki-ot-perevozki-uglya.html) 2016 г. 154 (https://www.forbes.ru/biznes/347929-dyavol-v-detalyah-pochemu-ugolnaya-otrasl-v-rossii-ostalas-bez-obnadezhivayushchih ) 2019 54,7 (https://expert.ru/2020/04/22/rzhd-prosit-gubernatora-kemerovskoj-oblasti-snizit-dlya-nih-nalogi/) Несмотря на всеобщую декарбонизацию, Германия стала крупнейшим импортером угля из России среди стран Евросоюза по итогам за 2019 год (21,3 млн тонн), заняв третье место среди крупнейших покупателей (https://seanews.ru/2020/04/01/ru-jeksport-kamennogo-uglja/) российского угля в мире после Китая (26,7 млн. тонн) и Южной Кореи (24 млн. тонн). Одна из причин — закрытие всех угольных шахт Германии и достаточно низкая цена российского угля, идущего, в основном, из Кузбасса. Низкая стоимость обусловлена тотальным нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и катастрофическими последствиями для здоровья населения. Об этом сообщается в недавно опубликованном российской экологической группой "Экозащита!" докладе " Гонка по нисходящей" (https://ecdru.files.wordpress.com/2020/10/race-to-the-bottom.pdf). Например, на одного жителя Кузбасса приходится 662 кг выбросов загрязняющих веществ в год, что примерно втрое выше, чем среднероссийское значение 2018 году, а на каждого жителя Новокузнецкого района приходится уже 6,3 тонны (!) ежегодных выбросов твердых загрязняющих веществ в атмосферу (в докладе все ссылки на государственные источники приведены) В регионе около 200 тысяч человек проживает в зоне сильнейшего негативного воздействия со стороны угольных разрезов, обогатительных фабрик и станций углепогрузки, а так же металлургических предприятий, в результате чего ожидаемая продолжительность жизни среднестатистического жителя области на года ниже, чем у среднего россиянина. Хочется верить, что заявление первого зама главы Комитета Госдумы отражает реальную картину приоритетов правительства РФ, а значит можно надеяться на программу диверсификации экономики с ликвидацией накопленного экологического ущерба". |
Комментарии читателей: