Второй, помельче, провал на Вилюйской оказался куда "противнее" первого: вот уже несколько суток, с воскресенья по среду, грунт понемногу туда проваливается. У ямы дежурит бульдозер: после каждой просадки бульдозерист нагребает очередную горку.
Об огромном 20-метровом провале у 63-го дома на улице Вилюйской в Орджоникидзевском районе мы сообщали в номере от 18 апреля ("Привет из преисподней"). Тот провал засыпали и уплотнили, подвижек грунта вроде бы после того не было. Но в воскресенье рядом возник второй, диаметром метров в пять и глубиной порядка двенадцати метров. Его по той же технологии засыпали грунтом, однако грунт провалился, обнажив на этом месте такую же, если не глубже, ямищу. Еще нагребли сверху, с горкой – та же история.
Ко вторнику "прожорливость" земной тверди слегка ослабла, насыпанная горка визуально оставалась на прежнем уровне. Со слов специалистов Евраза, "дно заиловалось, там стоит вода, больше проваливаться не должно". Однако к утру 22 апреля была выявлена небольшая осадка. Дежурство бульдозериста и регулярные осмотры со стороны евразовских спецов продолжались. Вместо проезда по дороге на Антоновскую шахту (она идет между двух провалов) проложили объезд. Правда, вчерашнее утро принесло здешним обитателям некоторое оживление: забытую богом дорогу, ведущую от центра города к месту провала, начали грейдировать. То ли в ожидании заместителей губернатора, которые прибыли инспектировать южную столицу Кузбасса на предмет состояния дорог, и могли заодно заинтересоваться провальной Вилюйской улочкой, то ли "на всякий пожарный".
Наталья Шарифуллина, проживающая в ближайшем от провала доме (до нового провала – около семидесяти метров) очень переживает за безопасность своей семьи, в первую очередь, пятерых детей. Многодетная мать с грудничком на руках за всеми усмотреть не в состоянии. А пацаны – они такие, им все интересно, всюду лезут. "Говорю, чтобы не смели за поворот заходить, подходить к месту этих провалов. Они кивают, а потом рассказывают, мама, а мы вон там лисенка видели. И правда, я его потом тоже видела, когда к провалу подходила, сидит на горе, выглядывает…". Что будет дальше, Наталья не представляет: "Мне эти специалисты говорили тет-а-тет, все равно ваш дом провалится, не сейчас, так через десять лет. Подземные пустоты все равно постепенно "играют", идет осыпание… Да я и сама замечаю: иногда на огороде посадишь несколько рядков помидоров, а в какой-то момент один рядок вдруг исчезает бесследно, как сквозь землю проваливается. Страшно". Переселить семью Шарифуллиных, со слов Натальи, обещал еще мэр Валерий Смолего. Через пару месяцев, говорил, будете переезжать в новую квартиру. Прошло два месяца, и Смолего ушел в отставку. Наталья записывалась на прием к Сергею Кузнецову, когда того только назначили исполнять обязанности главы города. Но народу тогда записалось так много и ждать очереди пришлось так долго, что беременная женщина не выдержала, ее увезли из городской администрации прямо в больницу… Как будет решен вопрос сейчас и будет ли решен, покажет время. Мы будем следить за развитием событий.
Впрочем, есть и другие точки зрения. Наш читатель Михаил Дурнин считает, что главной причиной ЧП стали грунтовые воды: "Нужна точная маркшейдерская привязка провала к расположенным под ним горным выработкам. Это раз. Высота штрека или лавы, самая большая, для выработок шахты "Зыряновская" около 3,5 метра. Это два. И расположены они не совсем в этом месте. Наклонных и вертикальных выработок в этой части поселка нет. Это три. Глубина заложения горных выработок шахты примерно метров 500-600. Не может при таких условиях образоваться провал глубиной 25 метров. Это четыре. А вот движение подземных близких к поверхности, грунтовых вод с этой горки в расположенный через дорогу лог есть. Подобная промоина могла образоваться и по этой (грунтовые воды) причине. И раньше бывало такое в этих местах. Возможно, в дальнейшем произойдет просадка самого дорожного полотна в образованную подземную полость". Накануне пресс-служба городской администрации распространила пресс-релиз с комментарием первого заместителя главы города Евгения Бедарева: "Провал случился на территории горных отводов шахты "Зыряновской". После её ликвидации они перешли к её правопреемнику – шахте "Абашевская". Сейчас предприятие – в стадии консервации, но горный отвод находится в ведомстве компании "Южкузбассуголь". После наложения карты горных работ на карту поверхности установлено, что обрушение произошло, скорее всего, в месте, где выработка выходила на поверхность земли. По данным Южкузбассугля, данная выработка была ликвидирована ещё в 1966 году. В настоящее время предприятие "Южкузбассуголь" проводит в этом месте земляные работы: привлечена техника для ликвидации образовавшихся провалов, организован круглосуточный мониторинг ситуации. К работе привлечены специалисты Ростехнадзора и Института горного дела ВНИМИ, который занимается подобными обследованиями и даёт заключение. Будут обследованы "внутренности" всей прилегающей территории и выданы рекомендации уже на основе новых данных. Что касается дома на ул. Вилюйской, 63, то в 2012 году было выдано заключение, что он не находится на подработанной территории. И он в федеральную программу по переселению с подработанных территорий не вошёл. Сейчас будем просить, чтобы были проведены дополнительные обследования по этому дому".
Как утверждают Шарифуллины и их соседи (в основном, здесь проживают семьи горняков, работавших за Зыряновской, Абашевской и других шахтах и знакомых с расположением подземных выработок), на самом деле выработки проходят под их огородами. А документы, якобы свидетельствующие об обратном, скорее всего частично утрачены либо "скорректированы". Мне показывали два места в непосредственной близости от жилья, откуда горняки вплоть до 90-х годов самостоятельно входили в шахту и выходили из нее, причем под землей эти входы соединялись между собой. Выработки проходили на разных горизонтах. Люди недоумевают, почему отселение по ГУРШевским программам велось "в шахматном порядке" – кто-то получал новое жилье за государственный счет, а кому-то из соседей говорили, чтобы не рыпались, поскольку они под эту программу не попали. Еще одна из не попавших – Елена Ивочкина с улицы Доватора, 66. "У нас другая проблема – фундамент сползает вниз, уже сантиметров на тридцать ушел, еще немного, и дом завалится", - рассказывает женщина, вспоминая, как во время работы шахты там проводились взрывы, настолько мощные, что в домах от сотрясений разбивалась посуда.
Общая же беда всех проживающих на проблемных улицах – отсутствие правоустанавливающих документов на жилье. Купленные и построенные еще в 50-е и 60-е годы дома стоят на земле, принадлежащей шахте (сегодня – Евразу), и собственник, со слов граждан, отказывает им в праве оформления документов на регистрацию. Суды также отказывают. В итоге у людей есть домовые книги, есть техпаспорт на дом, но права собственности нет. Когда нет бумажек, конечно, удобнее: с теми, кто проживает "на птичьих правах", разговаривать проще. Провалиться на этом самом месте, если это не так.
КузПресс: новости Новокузнецка и Кузбасса. Фото города Новокузнецка. Погода, происшествия, скандалы, бизнес, культура, спорт. Хоккейный клуб "Металлург". Футбольный клуб "Металлург-Кузбасс". Новости, комментарии, аналитика.
Все права на любые материалы,
опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным
законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании
текстовых и фотоматериалов ссылка на "КузПресс.Ru"
обязательна. При полной или частичной перепечатке материалов в интернете
гиперссылка на "КузПресс.Ru"
обязательна. E-mail:
Комментарии читателей: