Вы когда-нибудь видели десять тысяч хариусов сразу?
Мне довелось. Правда, то были не взрослые особи, а мальки, каждый меньше грамма весом. 10 тысяч маленьких рыбешек, плавающих в бассейнах, я имела удовольствие наблюдать на рыбоводческом предприятии «Весна». Именно там выращивают рыб для угледобывающего предприятия «Разрез Кийзасский» (входит в Группу «Сибантрацит»), которое в рамках своей масштабной экологической программы ежегодно выпускает в водоемы Кузбасса мальков хариуса, таймени и нельмы.
Честно говоря, прежде я вообще не знала, что хариус и таймень в Кузбассе размножаются не только (а может, и не столько) в естественной среде. Оказывается, на протяжении многих лет их искусственно разводят при помощи специального оборудования, а потом отправляют в большую жизнь - в Томь и ее притоки. Чтобы увидеть это своими глазами, мне пришлось забраться за семьдесят километров от Новокузнецка, за Осиновое плесо, туда где миром правят слепни и мошкара, а крапива и полынь примерно вдвое выше меня.
Там на берегу речки Верхняя Терсь располагается маленькое предприятие "Весна", сотрудники которого занимаются разведением мальков. Они называют себя рыбоводами, и сразу видно, что дело свое знают.
Все начинается с отлова рыб-производителей (проще говоря, самок) в конце марта, апреле и мае. Разрешение на отлов определенного количества производителей и в строго определенных местах компании дает Федеральное агентство по рыболовству. Из них рыбоводы сдаивают икру (собственно, рыба сама ее отдает, когда для нее создаются подходящие условия). Далее в инкубационном цехе икру размещают в специальные аппараты Шустера: такие большие ящики с сетками. Для хариуса сетки помельче, а для тайменя - крупнее, это зависит от размера самой икры.
"В конце апреля начинается инкубация икры, этот процесс проходит примерно две недели. А в конце мая из каждой икринки вылупляются личинки. Тогда мы собираем их и помещаем в бассейн, - рассказывает Денис Вертков, управляющий ООО "Весна". - Кстати, сначала к каждому мальку остается прикреплен желточный мешок, первую неделю он питается за счет него. Так задумано природой, аналогия с пуповиной".
При каждом бассейне, где живут мальки, имеется кислородный аппарат. Ни таймень, ни хариус не могут жить в ненасыщенной кислородом воде. В течение двух месяцев мальки подрастают на искусственных кормах - и вот они готовы к тому, чтобы стать частью природы Кузбасса.Для этого их предстоит выловить и в специальных мешках довезти до реки, но мы не начинаем: ждём специальную комиссию. И конечно, беседуем.
- Денис, а вылавливать хариуса из реки рыбакам можно в любых количествах? - Да, но только как объект спортивно-любительского рыболовства. Сетями их не ловят. И вообще на хариус есть норма вылова: если рыба меньше 20 сантиметров, рыбак обязан ее отпустить.
- А до какого размера вырастает хариус? - При хорошем раскладе может и до 40 сантиметров. Тогда она будет весом граммов восемьсот. Но в среднем хариус у нас где-то по полкило.
- Только по лицензии, иначе это браконьерство. Он в Красной книге.
- Каких еще рыб вы разводите? - Один раз выпустили 10 тысяч мальков линка по заказу одной шахты. Но получить на это лицензию было очень трудно. Он тоже краснокнижный, очень медленно растет, при этом по форме и по виду - как форель. Его рыбакам вообще нельзя ловить.
- Было дело. Несколько лет подряд выпускали в одно и то же место. Так потом рыбаки нам стали спасибо говорить, действительно много щуки там стало водиться.
Тем временем прибыла комиссия: представители Территориального управления Росрыболовства и Областного управления Рыбнадзора.Ведь рыбоводы занимаются разведением мальков не сами по себе, а по заказу крупных промышленных предприятий, которые пополняя водное биоразнообразие, вносят свой вклад в развитие природы Кузбасса. А госорганы в свою очередь контролируют, сколько рыбы выпускает предприятие. Я, например, приехала сюда вместе с представителями ООО "Разрез "Кийзасский", которые в этот день выпустили в Томь 11 500 штук молоди хариуса. В других бассейнах - хариусы и таймень, выращенные по заказу шахт и заводов. В каждом - тысячи мальков, и всех их предстоит посчитать. Сначала кажется, что это невозможно. Но рыбоводы ловко управляются с сачками: хитрые рыбешки пытаются убегать, но люди, конечно, хитрее. Они довольно быстро перемещают рыбок в специальные емкости на весах. Вес воды сбрасывается, и остается чистый вес рыбы, который делят на вес одной рыбки. Такая вот рыбная математика. - Благодаря этим подсчетам, и мы можем вести свою отчетность, - объясняет ведущий инженер по охране окружающей среды ООО "Разрез Кийзасский" Ирина Блок. - В общей сложности в 2021 году мы выпускаем в реки Кузбасса 131 тысячу мальков рыбы. Это не только хариус, но еще пелядь и нельма, которую считают царь-рыбой семейства сиговых. Вообще восстановление биоресурсов - очень важное направление экологической программы компании. Для нас это не просто работа, а социально значимое дело". Добавлю, что в целом Разрез Кийзасский" развивает целый ряд собственных экологических программ, и восполнение водных биоресурсов - лишь одна из них. Помимо этого предприятие ежемесячно с привлечением независимых лабораторий проводит анализ воды в ближайших реках, а также ведет постоянный мониторинг качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитных зон производственных объектов. Кроме того, на постоянной основе проводятся работы по рекультивации земель. Рыбы подсчитаны, в специальных мешках, где вода тоже обогащена кислородом, их везут к реке, перегружают в лодку, а оттуда - бульк! - отправляют в большое плавание. Счастливого тебе пути, рыбка! - Денис, и все-таки зачем люди вмешиваются в процесс размножения рыб? Разве сама природа не сделает это лучше вас? - О (смеется), ну это как сравнивать роды в поле и в перинатальном центре!
- Представьте себе! Одна самка хариуса даёт 4 тысячи икринок, таймень - 8-10 тысяч, это очень мало, на самом деле. А выживут из них процентов 10, а до половой зрелости и вовсе доживут несколько рыбок.
- Несколько рыбок из четырех тысяч? - Конечно! Икру едят все, кому не лень: насекомые, земноводные, другие рыбы. Плюс потом едят мальков, когда они только вылупились. А здесь у нас из всех икринок вылупляются не менее 80 процентов личинок. Бывало, что и 90 с лишним процентов.
- А когда малек уже сам хорошо плавает и питается, ему опасность не угрожает? - Конечно, его могут съесть окунь или щука. Но в целом он уже становится самостоятельным. На самом деле значительное количество потенциальной рыбы гибнет на стадии икры. Если уж по большому счету говорить, то взять Волго-Каспийский регион - там осетровые есть только благодаря искусственному разведению мальков. Но там этим государство занимается, вкладывает большие деньги. А у нас, как видите, эту роль на себя берет промышленность.
- Мне кажется, парочка таймень и хариус - это такой своеобразный бренд Кузбасса. - Именно! Только не парочка, а тройка: сибирский хариус, таймень и тупорылый линок - это уникальная ихтиофауна для Обь-Иртышского бассейна. Ленок есть и в других регионах Сибири, но другой. Так что эту отрасть еще и с точки зрения туризма можно развивать. Часто же проблема бывает в чем: реки мелеют, рыбаков много и рыба вырождается. А у нас в Кузбассе, благодаря таким предприятиям, как разрез "Кийзасский" рыбы наоборот становится больше, и она вырастает во взрослых особей. Это именно благодаря искусственному разведению. |
Комментарии читателей: