Когда-то мне в руки попала интересная картина, которая называлась “Осень”, а на ее оборотной стороне имелась подпись художника: “Киселёв”.
Я пытался хоть что-то выяснить об авторе работы в разных источниках, но это мне сразу не удалось. Поскольку эта картина стала частью экспозиции работ местных художников, я попытался узнать все возможное о ее авторе. Мне пришлось порасспрашивать многих новокузнецких художников, прежде чем нашел того, кто прояснил ситуацию. А помог мне в этом наш известный художник Петр Павлович Рещиков. И вот что он мне рассказал: “Да, я знал человека с такой фамилией. Это Павел Федотович Киселёв. Он работал художником-оформителем в Новокузнецком краеведческом музее. Общался он в основном с художниками-оформителями и был в дружбе с известным новокузнецким художником Алексеем Дмитриевичем Буниным”. Потом я узнал, что Алексей Дмитриевич был живописцем и работал в жанрах пейзажа и натюрморта, но если учитывать тот факт, что в 1940-е годы А.Д. Бунин был учеником декоративного цеха театра и художником в кинотеатре, то, возможно, на этой почве они и сошлись с Павлом Киселевым. Информация о Павле Федотовиче Киселеве оказалась очень скудной. В частности, о нём известно, что родился 3 августа 1927 года в селе Кытманово Алтайского края в крестьянской семье. Вместе с родителями переехал в город Сталинск на строительство Кузнецкого металлургического комбината. В 1935 году начал учиться в школе. В 1941 году окончил шесть классов и, как многие мальчишки военного времени, устроился работать на военный завод № 526. В 1942 году снова сел за школьную парту. В 1944 году получил свидетельство об окончании восьми классов. Пошел работать на железную дорогу электромехаником и одновременно подрабатывал художником на вокзале станции Новокузнецк. С 1951 года и до мая 1986 года работал в Новокузнецком краеведческом музее. Кстати, П.Д. Киселёв отработал в музее 35 лет — больше, чем кто-либо за всю историю музея. В 1977 году, когда музей закрывался на большую реэкспозицию (ремонт), он участвовал в создании художественного оформления новой экспозиции. Много времени уделял повышению своего мастерства. Так в 1960 году был направлен в Москву, где проходил краткосрочные курсы, а позже для повышения профессионального уровня был командирован в Казанский музей. С этими же целями проходил обучение: в 1972 году — в Иркутске, в 1973 году — в Красноярске, в 1974 году — в Томске, в 1975 году — в Новосибирске и Сыктывкаре. Павлом Федотовичем было много сделано для работы музея, в частности, в оформлении экспозиций, посвящённых советскому периоду, Великой Отечественной войне и материально-технической базе построения коммунизма. Информации о его участии в городских выставках тех лет нет. Какое-то художественное образование у него было, а вот какое, к сожалению, найти не удалось. Известно, что он очень любил своё дело и каждый летний отпуск работал в пионерском лагере, существовавшем на базе Кузнецкого металлургического комбината, где вёл кружок ИЗО. Рисунок “Кузедеево. Клуб”. 24.07.1952 годаВ Новокузнецком краеведческом музее хранятся несколько работ Павла Федотовича Киселева, поступившие в фонды в 1952 году. Это рисунки, выполненные во время экспедиции музея по Таштагольскому району в этом же году. Все они — акварель. Эта же работа выполнена маслом и на холсте. Возможно, что какие-то работы забытого художника есть и у жителей нашего города. Урюбджур Эрдниевич Эрдниев (стоит) и художник Павел Федотович Киселёв за обработкой археологических коллекций НКМ. Фото 1950-х годовОтмечу, что художника П.Ф. Киселёва ценили многие известные люди, в частности, заслуженный деятель науки РСФСР, советский калмыкский учёный, этнограф, Урюбджур Эрдниевич Эрдниев (см. их совместное фото). И, думаю, самое важное и удивительное в его биографии то, что его работа “Политкаторжанин” была заснята кинорежиссерами Аннели и Андре Торндайк (Andrew Thorndike) и показана в документальном фильме “Русское чудо”. Фильм собрал целый набор премий, но метод подбора и подачи материалов получил неоднозначную оценку в среде кинодокументалистов. Премьера состоялась 5 июля 1963 года в Кремлёвском дворце cъездов. На ней присутствовало руководство СССР и дипломатический корпус. Для нас же остаётся открытым вопрос, где и как удалось познакомиться немецким документалистам с нашим художником и почему именно картину Павла Киселёва решили использовать в этом фильме. Точную дату смерти художника мне никто не смог сказать. Одно известно, что в последние годы существования СССР. |
Комментарии читателей: