Власти обсуждают новый вариант экспортных квот для регионов, в часности, для Кемеровской области.
Коммерсант: "Правительство может изменить подход к экспортным квотам для угольных регионов. Квоту предприятий Кузбасса предлагается принять в версии ОАО РЖД в 55,3 млн тонн для всех грузов, а не только угля и выделить лимиты для Новосибирской области, но только для "Сибантрацита". Остальные объемы должны быть поделены между предприятиями других регионов. Аналитики считают, что с учетом близкой к нулю рентабельности поставок рядовых углей и роста тарифной нагрузки экспорт на восток в 2025 году не превысит 85 млн тонн, а переход на договоренности с отдельными компаниями приведет к сокращению доли мелких предприятий.
Принцип организации экспортных квот для угольных регионов может измениться. Как следует из поручений профильного вице-премьера Виталия Савельева по итогам совещания 30 октября, на 2025 год следует предусмотреть квоту для Кузбасса в объеме 55,3 млн тонн для всех грузов, включая угольные. Такая квота, согласно приведенной позиции ОАО РЖД, позволит вывезти среди прочего около 15 млн тонн высокотехнологичной продукции.
Согласно документу, Минтранс также сообщил о целесообразности предоставления квоты Новосибирской области, но не всем производителям, как в Кузбассе, а только "Сибантрациту". Это предложение вошло в итоговые поручения, но размер квоты не указан. В июле Новосибирская область просила квоту на экспорт 10 млн тонн угля на восток и 20 млн тонн на северо-запад.
Остальные регионы, следует из поручений, поделят между собой объем, не превышающий квоты текущего года, но в разрезе конкретных предприятий. Помимо Кузбасса соглашения о вывозе угля на восток заключены с правительствами Якутии, Бурятии, Хакасии, Тувы и Иркутской области. Квота этого года — 99,3 млн тонн угля. Эти объемы едут в приоритетном порядке — в третьей очереди временных правил определения очередности, раньше большинства других грузов. По итогам девяти месяцев по соглашениям перевезено 74,1 млн тонн.
В Минтрансе и аппарате господина Савельева от комментариев отказались. В ОАО РЖД сказали, что спрос на перевозки на лимитирующих направлениях "формируется не только угольной продукцией, но и грузами других отраслей, в том числе с высокой добавленной стоимостью, которые транспортируются в контейнерах". В условиях недостатка провозной способности рост объемов перевозок продукции одной отрасли приведет к ограничениям для других, добавляют в компании.
Минэнерго, как ясно из документа, по-прежнему настаивает на сохранении квоты для всех угольных регионов, а Минэкономики — на нецелесообразности поддержки угольной отрасли в ущерб финансовой устойчивости ОАО РЖД и необходимости развития несырьевого неугольного экспорта на восток. Угольщики, следует из протокола совещания у главы Минэнерго Сергея Цивилева 31 октября (есть у “Ъ”), озабочены резким ростом нагрузки на отрасль после индексации тарифов ОАО РЖД на 13,8% с 1 декабря. Ее эффект для угольной отрасли компании оценивают в 120 млрд руб., а дополнительных надбавок, предлагаемых ОАО РЖД,— в 150–180 млрд руб". Глава Минэнерго Сергей Цивилев предупредил о падении прибыли угольной отрасли в 15 раз.
По итогам года прибыль российской угольной отрасли может упасть в 15-17 раз, а в первом полугодии прибыль до уплаты налогов уже сократилась на 97 процентов. Об этом на полях Восточного экономического форума (ВЭФ) заявил глава Минэнерго, экс-губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, сообщает ТАСС.
По его словам, курсовая экспортная пошлина должна взиматься со сверхприбыли экспортеров, возникающей в связи со снижением курса национальной валюты. Однако в реальности говорить о сверхприбылях угольных компаний невозможно. Напротив, заметил чиновник, им нужна поддержка государства.
Цивилев предложил продолжить расширение инфраструктуры и оптимизировать потоки грузов с учетом альтернативных маршрутов, чтобы стоимость экспорта сократилась в части логистики. |
Комментарии читателей: