Перед новым годом хочется говорить о чем-то приятном и радостном.
О мягкой шерстке ласкового тигренка, который приходит на смену уставшему за год быку. О классных перспективах города, который решено превратить из полумиллионника в миллионник. О подарках и сюрпризах, которые не могут не обрадовать. Но мы пишем о том, что есть, а не о том, чего хочется.Во вторник 28 декабря состоялось последнее в уходящем году заседание Новокузнецкого городского Совета народных депутатов. Депутатский корпус утвердил во втором чтении бюджет на 2022 год (а также параметры бюджета на период 2023/24 годов, о которых говорить не будем в связи с высокой изменчивостью даже в краткой перспективе и чтобы не путать читателя). В сравнении с первым чтением, состоявшемся 30 ноября, параметры изменились, хоть и не слишком существенно - и доходы, и расходы увеличены на 78 миллионов рублей, размер бюджетного дефицита в 445 миллионов сохранился неизменным. После всех корректировок и уточнений бюджет-2022 вырисовывается в следующих параметрах: доходы составляют 23 миллиарда 163 миллиона рублей, расходы - 23 миллиарда 608 миллионов рублей.
Как сообщила заместитель главы Новокузнецка-начальник финуправления городской администрации Олеся Алешкова, расходы в сфере образования в финансовом плане города на 2022 год составят 10 миллиардов 296 миллионов, или 45% от общего объема бюджетных расходов. Еще 2,5 миллиарда будут направлены на развитие жилищно-коммунального хозяйства, 2,2 миллиарда - на организацию и развитие пассажирских перевозок, 1,4 миллиарда - на развитие системы соцзащиты населения.
Основную доходную часть городского бюджета продолжают формировать поступления из бюджетов других уровней.Доходы от безвозмездных поступлений (дотации, субсидии, субвенции из бюджетов вышестоящих уровней) в целом составят 15 миллиардов 309 миллионов рублей. Ну, а налоговые и неналоговые поступления сформируют лишь треть бюджета, 7 миллиардов 854 миллиона рублей. Собственных доходов Новокузнецка, без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от НДФЛ, еще меньше - 5,747 миллиарда. Бюджетный дефицит в 445 миллионов составляет около восьми процентов от собственных доходов. Расходы на обслуживание муниципального долга в 2022 году составят 365 миллионов рублей (в уходящем 2021-м было 189 миллионов, то есть, почти в два раза меньше, чем запланировано в следующем. А дальше будет ещё больше). С бюджетными кредитами дело худо - предполагается только их погашение. Зато планируется получение новых кредитов от коммерческих банков в 2,150 миллиарда рублей. А там проценты значительно выше, расходов на обслуживание (погашение процентов) потребуется еще больше. Непрограммные расходы в 2022 году планируются на уровне в 531 миллион рублей. Столько налогоплательщикам Новокузнецка придется платить за содержание городской и районных администраций, чиновников и депутатов, городского архива, комиссий по делам несовершеннолетних, присяжных заседателей. Лидер фракции КПРФ в Горсовете Леонид Бураков и на заседании комитета, и при окончательном принятии высказывался категорически против такого бюджета, отмечая увязание города в долгах коммерческих банков, скатывание Новокузнецка в нищету и угрозу банкротства для нашего города. Фракция, состоящая из двух человек, проголосовала против, но повлиять на итоговый результат Совета, состоящего из 36-ти депутатов, это, конечно, никак не могло. Появилась какая-никакая ясность в вопросе "эффективности транспортной реформы" в финансовом плане.В структуре бюджетных доходов от оказания платных услуг на 2022 год значится 714 миллионов рублей в качестве платы за проезд пассажиров. По-видимому, столько или примерно столько собрали в текущем году через валидаторы "Волгабасов" по системе "брутто-контракт". И этой прибавке в бюджет можно было бы только радоваться, когда б затраты на функционирование пассажирского автотранспорта со стороны мэрии были сопоставимы с этой величиной. Однако мы знаем, что по подписанным на десять лет вперед контрактам администрация Новокузнецка обязана ежегодно выплачивать подрядным организациям (львиная доля приходится на ООО "Питеравто") от 2,2 до 2,5 миллиарда рублей вкупе. В структуре муниципальных программ на 2022 год программа "Организация и развитие пассажирских перевозок" оценивается в 2,262 миллиарда рублей.
А возвращается в бюджет от этой суммы лишь треть - 0,7 миллиарда! То есть, пессимистический прогноз о потерях для бюджета в результате "транспортной реформы" в миллиард, а то и полтора миллиарда рублей, оправдывается в полной мере. Более точные данные скорее всего появятся после завершения календарного года. Но и они, видимо, вряд ли порадуют.
Напомним, до "реформы" муниципальный автотранспорт тоже был убыточным, но содержание его, при всем разгильдяйстве и прегрешениях руководства ПАТП, обходилось в триста миллионов рублей в год. Частный автотранспорт не стоил бюджету вообще ни копейки - бизнесмены сами "сводили концы с концами".
Кто ответит за "уплывшие" из бюджета миллиард с гаком? При этом, напомним, до 2021-го года городских маршрутов было больше в два раза, автобусов - в полтора, а времени на то, чтоб дождаться нужного ПАЗика, уходило значительно меньше нынешнего. Но не только бюджетом насущным занимались депутаты.На заседании во вторник проголосовали, наконец, за присвоение Арене кузнецких металлургов имени Олега Ивановича Короленко, утвердили порядок использования населением муниципальных объектов спорта, в том числе спортивной инфраструктуры образовательных организаций во внеучебное время. Внесли изменения в положения о муниципальном жилищном контроле и муниципальном земельном контроле. Ну, и утвердили план работы самого Горсовета на первое полугодие 2022 года. Который уже не за горами, а, можно сказать, стучится в двери: впустите! Мира, добра, счастья и, конечно, благоразумия при принятии решений. |
Комментарии читателей: