В России утверждена Концепция технологического развития страны до 2030 года.
Среди ее целей — достижение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, технологическое обеспечение устойчивого развития производственных систем. С тем, чтобы к концу третьего десятилетия века Россия обладала собственной научной, кадровой и технологической базой. "Предполагается, что в стране будут созданы условия для высокоинтенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, которые будут работать в комфортной регуляторной среде, — комментирует документ пресс-служба правительства. — Кроме того, к 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции — чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, авиакосмической техники, беспилотников, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения. При этом доля таких отечественных товаров в общем объёме потребления должна составить не менее 75%". Увы, оптимистичные планы, изложенные в концепции, имеют происхождение из менее радужной действительности: Россия в целом отстает от наиболее развитых стран в развитии и внедрении сквозных технологий. В абсолютных значениях индикаторов патентной и публикационной активности имеет место кратное отставание Российской Федерации от стран-лидеров — США, Китая и стран Западной Европы. Хотя и находится в первой десятке стран по оформлению патентов и выпуску публикаций в области технологий генерации и передачи энергии, квантовых технологий и новых материалов, и в середине второй — в области цифровых технологий: искусственного интеллекта, новых производственных технологий, перспективных мобильных сетей связи, интернета вещей, медико-биологических и фармацевтических технологий. А кроме того, наблюдается отставание от наиболее развитых стран в темпах инновационно ориентированного экономического роста. Причина тому — низкая мотивация разработчиков технологических решений к созданию соответствующих производств, поскольку технологические предприниматели слабо защищены. Приходится также констатировать, что есть проблемы с финансами, ёмкость внутреннего рынка высокотехнологичной продукции относительно невелика, а компании и корпорации не заинтересованы в исследованиях и технологических инновациях — прежде всего в силу низкой конкуренции и возможности покупки готовых технологических решений за рубежом (пока это было возможно до применения санкций). Наконец, "утечка мозгов" — отток талантов и высококвалифицированных кадров за рубеж — уменьшает возможность научного и технологического развития страны, а с ней — конкурентоспособность российской экономики. Как заявил недавно вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон, за последние пять лет Россия потеряла 50 тысяч научных сотрудников. Он также отметил: "Чтобы дойти до уровня технологически развитых стран и привлечь способных людей в науку, необходимо кратное увеличение финансирования исследований".Собственно, в правительстве это тоже прекрасно понимают, правда, столько денег тратить не хотят. "Для обеспечения технологического суверенитета необходимо добиться роста внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем на 45%, — говорится в сообщении на сайте Кабмина. — Для перехода к инновационно ориентированному экономическому росту уровень инновационной активности в промышленности и других областях должен увеличиться в 2,3 раза, а затраты на эти цели — в 1,5 раза. Также к 2030 году объём инновационных товаров, работ и услуг должен возрасти в 1,9 раза, а число патентных заявок — в 2,4 раза. Для устойчивого функционирования и развития производственных систем надо, чтобы число предприятий обрабатывающей промышленности, использующих технологические инновации, увеличилось в 1,6 раза". По итогам 2022 года в Роспатент за год было подано около 27 тысяч заявок на изобретения, 70% из них — от российских заявителей. По отношению к 2021 году наблюдается рост заявительской активности по отдельным технологическим направлениям, в основном за счет российских заявок: на 44,7% — в хирургии, на 32,4% — в инструментальной диагностике, на 6,4% — в производстве и переработке железа. Доля иностранных заявок по этим направлениям значительно сократилась, а в общем количестве российских заявок 32,2% изобретений запатентовали вузы, 27,6% — компании, 24,4% — физические лица, 15,8% — НИИ. То есть организации, по своему предназначению обязанные заниматься наукой и исследовательской деятельностью, оформили за год не больше трех тысяч заявок в Роспатент. И в целом, в сравнении с 2021 годом, количество поданных заявок на изобретения снизилось почти на 15%, а относительно 2020го — почти на четверть. И хотя сокращение уровня заявительской активности в 2022м по сравнению с позапрошлым годом в большей степени связано с деятельностью иностранных заявителей (-30,3%), россияне не смогли компенсировать эту разницу (-3,1%). Но вернемся к Концепции технологического развития России. Ее авторы рассчитывают обеспечить национальный контроль над воспроизводством критических (в области микроэлектроники, станкостроения, биоинженерии, обработки материалов) и сквозных (искусственный интеллект, новые материалы, квантовые вычисления и коммуникации, накопление энергии, системы связи, космические системы) технологий. А также перейти к инновационно ориентированному экономическому росту, усилив роль технологий как фактора развития экономики и социальной сферы, и добиться технологического обеспечения устойчивого функционирования и развития производственных систем. При этом несырьевой неэнергетический экспорт должен вырасти (в сопоставимых ценах) в 1,5 раза. Что нужно сделать, чтобы достичь этих целей? Ответ содержится на 56-ти страницах документа с приложениями. "По сути, впервые за 25 лет, начиная с 2000-х годов, у нас появляется самостоятельный предмет технологической политики, — сказал первый вице-премьер Андрей Белоусов, под руководством которого разрабатывалась концепция. — Очевидно, что в связи с санкциями прежняя модель воспроизводства технологических инноваций — с опорой на машиностроительный импорт и импорт технологий — перестала быть актуальной". То есть авторы намерены за ближайшие шесть лет слезть, наконец, с нефтяной и газовой "иглы" и рассчитывать на свои, отечественные инновации и свои же "мозги": недаром в концепции столько внимания уделяется подготовке кадров и их долгосрочной мотивации. Получится ли — за такой небольшой срок? |
Комментарии читателей: