С 1 февраля в России начался эксперимент по внедрению системы, исключающей техническую возможность продажи товаров с истекшим сроком годности, а также незаконно введённой в оборот табачной и никотинсодержащей продукции.
В эксперименте могут участвовать отдельные виды молочной продукции, в том числе предназначенной для детей, бутилированная питьевая и минеральная вода, пиво и некоторые слабоалкогольные напитки. Продукция, которая не допускается к продаже, будет отслеживаться с помощью средств маркировки системы "Честный знак". Среди табачной и никотинсодержащей продукции для эксперимента отобраны курительный, жевательный и нюхательный табак, табак для кальяна, курительные смеси для кальяна, не содержащие табака, а также электронные системы нагревания табака. Проблема "просрочки" в магазинах существует, хотя, по сообщению оператора системы маркировки " Честный знак" — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), в декабре прошлого года продажи просроченной молочной продукции в России сократились в полтора раза по сравнению с данными за ноябрь 2022 года. В ноябре 2022-го в магазинах было зафиксировано 15,8 миллиона случаев продаж молочной продукции с истекшим сроком годности — это 1,2% от всего объема продаж, а в декабре количество таких нарушений снизилось в 1,5 раза — до 10,3 миллиона (0,7% от всего объема продаж). В категории сыров и сливочного масла количество предприятий-нарушителей сократилось к концу 2022 года до 13 — 15%, при этом, по данным ЦРПТ, в июне прошлого года их было 17%, а в апреле — 30%. Все закономерно: как следует из сообщения центра, чаще всего россияне проверяют качество пастеризованного молока и сыра. Всего на молочную продукцию за 2022 год пришлось 13 миллионов проверок в приложении "Честный знак". По итогам прошлого года "молочка" занимает в рейтинге товаров, качество которых чаще всего проверяют россияне, первое место. Среди товаров из категории "молочная продукция", наиболее часто вызывающих сомнения в отношении пастеризованного молока, было проведено 1,6 миллиона проверок, твердого и полутвердого сыра — 1,5 миллиона, мороженого — 1,4 миллиона, творога и творожных продуктов — 1,3 миллиона, йогуртов — 1,1 миллиона проверок. И как, считают Россельхознадзор и ЦРПТ, фальсификата сыра и масла стало в три раза меньше благодаря маркировке. Согласно постановлению Правительства РФ, которое регулирует проведение эксперимента, товары сканируются средствами идентификации, код маркировки передается по каналам связи в государственную информационную систему мониторинга. Там он проверяется на предмет наличия в системе сведений о запрете оборота маркированной единицы товара, и эти сведения предоставляются участнику эксперимента, то есть продавцу. Задача эксперимента — отработать механизм обмена сведениями о маркированной продукции между торговыми точками и информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Если он пройдёт успешно (эксперимент завершится 1 августа 2023 года), то в ближайшем будущем покупка продукции, незаконно введённой в оборот или с истекшим сроком годности, будет блокироваться кассовыми аппаратами с соответствующим программным обеспечением. Но есть одна важная деталь: участие в эксперименте — добровольное. И пока застраховать от приобретения "просрочки" покупателя может только его собственная бдительность и аккуратность торговых работников в контроле сроков годности имеющегося в зале товара. Так что будьте внимательны и читайте надписи на этикетках. Кстати, в некоторых магазинах для удобства покупателей в торговом зале есть лупы. |
Комментарии читателей: