Кузбасс и Югру свяжет новая железнодорожная магистраль.
На минувшей неделе вырисовалась транспортная перспектива нашей страны. В пятницу 13 октября пресс-служба губернатора Кузбасса известила, что Сергей Цивилев подписал с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Натальей Комаровой соглашение о дальнейшем сотрудничестве субъектов в торгово-экономической, научно-технической, культурной и других сферах. "Одна из главных задач - исполнение поручения Президента России Владимира Путина в части строительства Северо-Сибирской железной дороги", - подчеркивалось в пресс-релизе. Для усиления этой позиции приведена цитата Комаровой: "В соглашение включены направления, которые влияют на развитие нашего региона и Кузбасса. По поручению Президента о проработке вопроса по строительству Северо-Сибирской железнодорожной магистрали усиливаем нашу совместную активность". В перечне аспектов сотрудничества двух регионов также называются здравоохранение, образование, экология, культура, информационные коммуникации, промышленность, АПК и так далее. Для доходчивости пресс-служба проиллюстрировала фотографиями действо подписания совместных договоренностей. Всё серьезно. Не шути!В тот же день тема транспортных коммуникаций нашей державы прозвучала уже на российском уровне. Президент Владимир Путин, как сообщил официальный сайт Кремля, поручил правительству рассмотреть вопрос о строительстве в стране новой Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая должна соединить железнодорожную сеть Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с Байкало-Амурской магистралью. Также Владимир Путин поручил правительству до 15 февраля "рассмотреть вопрос о формировании Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай". К середине февраля 2024 года нужно будет представить предложения о возможных мероприятиях по его формированию. Этими вопросами надлежит заняться Минтрансу и РЖД.
Как повлияет создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и Центрально-Евразийского транспортного коридора (ЦЕТК) на Кузбасс? Какой частью коснется? Комментариев по трассировке немного и они не слишком конкретны - СМИ лишь отмечают, что главе правительства Михаилу Мишустину нужно "представить предложения о возможных мероприятиях по его формированию", видимо, четкого понимания, где именно пройдет новая "железка", нет. По всей видимости, строительство призвано разгрузить "восточный полигон", в данный момент сильно перегруженный из-за разрыва экономических связей России с Европой и перенаправлением железнодорожных грузоперевозок в страны Азии. Преимущественно, в порты Находки и Владивостока. Большинство обозревателей склоняется к тому, что ЦЕТК задействует западную часть Транссиба, но в районе Байкала железнодорожная ветка ответвится в юго-восточном направлении и, пройдя через территорию Монголии, попадёт в Пекин и другие мегаполисы и крупные промышленные центры Поднебесной. Однако при чем тут Западный Китай?Он остается сильно западнее такого маршрута. Запад Китая - это, в первую очередь, трехмиллионный Урумчи и ряд других крупных городов Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. При этом не будем забывать, что Россия западнее Монголии имеет с Китаем общую границу, небольшой 45-километровый участок, проходящий относительно недалеко от нас с вами: от Новокузнецка до этого участка российско-китайской границы напрямую всего около пятисот километров. Весьма заманчивой представляется попытка соединить юг Западной Сибири с севером Западного Китая железной и автомобильной дорогами Позволив людям и грузам "накоротке" перемещаться между двумя державами, а заодно значительно сократить наземный транзит китайских товаров в европейские страны. Это был бы качественный скачок в развитии транспортной инфраструктуры, позволяющий десятилетиями использовать сию экономическую "артерию" в интересах и России, и Китая, и других стран. Отметим, что Китайская народная республика в настоящее время безусловно лидирует во внешней торговле с Российской Федерацией: по информации первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Ивана Абрамова, в этом году объем торговли России с Китаем может превысить отметку в 200 миллиардов долларов. Транспортная доступность и логистика носят для нашей страны первостепенное значение. Есть, конечно, серьезная преграда к созданию такой "артерии" - рельеф местности, мешающий развитию коммуникаций. Горные хребты Алтая встают труднопреодолимым препятствием на пути транспортного коридора. Если бы их не было, видимо, такая связь уже давно была бы налажена. Однако нет неразрешимых задач.При желании могут быть пробиты тоннели, построены мосты и эстакады. Или на этом участке, или западнее - с заходом в Казахстан. Или восточнее - с заходом в Монголию. Видимо, к февралю следующего года какое-то решение будет найдено. Еще один резон в пользу прокладки железнодорожной и автомобильной магистралей из Западной Сибири в Западный Китай - озвученная цель по созданию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе второй столицы Китая, с переносом на запад страны всех или части административных функций, что позволит, во-первых, дать новый импульс развитию страны, во-вторых, поднять статус и экономику этой части Поднебесной (сейчас очевидна проблема диспропорций экономического и социального развития востока и запада Китая). Ну, и, наконец, поможет затормозить дальнейший рост столичного супермегаполиса - в Пекине уже проживает около 22 миллионов человек. В случае налаживания транспортной связи России с западной частью Китая может быть дан толчок экономическому развитию республики Алтай и соседних регионов - Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей. Тогда, в какой-то обозримой перспективе, Таштагол вполне может перестать быть тупиковым; новые резоны и стимулы появятся и для Новокузнецка. Безусловно рассчитывать на такой исход, конечно, не нужно, но двигаться в этом направлении, приближать перспективу стоило бы. Что касается строительства Северо-Сибирской железной дороги, она вполне может связать Югру с Кузбассом (такой намек дает подписание договоров между губернаторами регионов). Протянуть железнодорожную ветку длиной в две тысячи километров по пойме Оби и Томи - задача непростая, но вполне посильная. Ну, а если (мечтать так мечтать!) и Западную Сибирь получится связать транспортным коридором с Западным Китаем, то и Северный Урал будет таким образом связан с Поднебесной. Нужно только захотеть. |
Комментарии читателей: