На прошлой неделе губернатор Кузбасса Сергей Цивилев рассказал президенту России Владимиру Путину о превращении Кузбасса в инженерный центр для всей России.
Именно так и было заявлено в Телеграм-канале главы региона. Губернатор принял участие в международной конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" в Москве, с участием главы государства. Отвечая на вопрос Путина, как в нашем регионе формируют интеллектуальный багаж и создают интеллектуальную инфраструктуру. Сергей Цивилев уверенно ответил: "Мы раньше были всемирным полигоном для использования новой техники всех мировых компаний в области разведки, добычи, транспортировки, переработки твердых полезных ископаемых, энергетики и транспорта. Теперь они ушли, и мы поставили себе амбициозную задачу превратить Кузбасс в инженерный центр для нашей России. Мы делаем свою инженерную школу, начиная с детского сада. Сейчас приняли решение - вместе со Сбербанком будем делать ИИ-центр. И хотим объединить инженерную школу, параллельно с искусственным интеллектом. Тогда это "выстрелит" и даст очень большой эффект". Сергей Евгеньевич не жалел слов восхищения: "Я даже не ожидал, какой потрясающий интерес к каждому из направлений, которые мы предложили. Так что в регионы люди поедут, если создать для этого простые условия", - заверил губернатор президента. Тот охотно согласился: поедут, ну, а как же!..Интересно, припомнил ли в этот момент Владимир Владимирович другой " прорывной" проект, презентованный ему тем же Сергеем Цивилёвым (правда, "под другим соусом") пару лет тому назад, в октябре 2021-го? Проект по превращению Новокузнецка и Кемерова к 2030 году в города-миллионники, за счет бурного жилищного строительства в обоих "полумегаполисах". Осенью позапрошлого года эта идея активно "пиарилась" на региональном уровне, но как-то быстро "сошла на нет" и исчезла из повестки. На тот момент, докладывал губернатор президенту, в Кемерове и Новокузнецке проживало по 550 тысяч человек. Беглый подсчет показывал, что для удвоения численности обоих городов в течение двух пятилеток следует ежегодно отстраивать в каждом из них жильё для пятидесяти тысяч человек, и заселять эти "квадраты" реальными пятьюдесятью тысячами граждан. Наряду с собственно жильём надлежало возводить и социальные, административные, коммерческие объекты, чтобы жить людям было комфортно. А чтобы новоявленным новокузнечанам было чем платить за проживание и комфорт, для них нужно создавать новые, хорошо оплачиваемые, рабочие места - по меньшей мере, по 25-30 тысяч в год. Снимаем "розовые очки" и смотрим на серую будничную реальность.На начало 2020 года в Новокузнецке действительно проживало 549,1 тысячи человек. А вот на 1 января 2023-го - нет, не 650 тысяч, как виделось в высоких кабинетах. Численность не то что не выросла, а даже и существенно снизилась - до 533,6 тысячи! И вряд ли к январю 2024-го начнет расти. Впрочем, давайте доживем.
Лидерством Кузбасса хотя бы в каком-то аспекте (а лучше во всех!) Сергей Цивилев, как мы помним, был озадачен буквально с момента прихода к руководству регионом в 2018 году ("Кузбасс - номер один за Уралом!"). Правда, до сих пор чем-то позитивным в сравнении с другими зауральскими субъектами федерации наш регион отмечен не был. Нельзя же в самом деле гордиться лидерством по объему выбросов в атмосферу, катастрофическим объемам загаженных угольщиками земель или, скажем, по ВИЧ-заболеваемости и смертности... Но, может, применение инновационных технологий позволит переломить неблагоприятные тенденции? Не зря ведь в рамках вышеупомянутой конференции "Развитие производительных сил Кузбасса" обсуждались перспективы решения целого ряда региональных отраслевых задач с помощью современных технологий с использованием искусственного интеллекта - в горнодобывающей отрасли, сельском хозяйстве, транспорте и даже в правоохранительном сегменте. Правда, рефреном звучало "использование безлюдных технологий" - то есть, таких, в которых участие живых людей минимально. Будет ли это способствовать приросту населения?..
Весьма сомнительно.Как и то, что от активного и страстного обсуждения новаций эти новации сами собой появятся. Применение современных технологий требует их разработки и внедрения, с инвестированием идей, труда и капитала. При этом многие передовые страны, выразимся аккуратно, не горят желанием делиться с самой большой по территории страной мира своими наработками. Да и наличие технологии еще не гарантирует ее применения и внедрения. Можно, конечно, понадеяться на отечественные "ноу-хау". Но только где они? На минувшей неделе губернатор Сергей Цивилев повстречался с сотрудниками Кемеровского филиала Московского протезно-ортопедического предприятия. И "поручил организовать в регионе производство бионических протезов", - сообщила пресс-служба правительства региона.
Звучит это обнадёживающе, но в то же время несколько странно. Вроде как работники предприятия уже овладели возможностями и жаждали производить бионические протезы, но до сих пор почему-то сдерживали себя - то ли стеснялись, ожидая "отмашки сверху", то ли не знали, стоит ли начинать этим заниматься. Но вот сейчас "добро" получено, и работа кааак закипит!..Посмотрим-посмотрим. Кроме того, сообщалось о том, что "специалисты предложили создать в Кемеровской области производство беспилотных авиационных систем, а также сформировать центр трансфера технологий для нужд экономики". Что же мешало начать производство востребованной продукции до сих пор? Рухнули какие-то барьеры? Появились какие-то наработки, возможности? Но об этом пока ни звука. А громкими сотрясениями воздуха и модными словечками инновационные приборы и аппараты обычно не создаются - не придумано еще способа "материализации чувственных идей". Не так ли, граф Калиостро?Но кое-что инновационное на минувшей неделе в Кузбассе все ж таки было продемонстрировано. Сергей Цивилев провел "тест-драйв" электромобиля с надписью "Москвич". Проехался под прицелом нескольких видеокамер по улицам Кемерова. Акция была приурочена к открытию двух новых зарядных станций для электрокаров в областном центре. Тех самых, где современные четырехколесные "скакуны" заправляются "электрическим овсом" И можно было бы порадоваться, когда бы не два "но". Во-первых, к Кузбассу производство инновационных экологичных средств передвижения не имеет никакого отношения. А во-вторых, оно имеет весьма малое отношение к России вообще. Несмотря на громкое название "Москвич" и ностальгические всхлипывания ценителей отечественного автопрома. Как информируют профильные сайты, к примеру, "Автоньюс", электромобиль "Москвич 3е" - это китайская модель JAC Sehol E40X, полностью изготовленная в Поднебесной - вплоть до самих шильдиков "Москвич"!!! При этом в Китае этот кроссовер значительно дешевле. Есть идеи по локализации отдельных элементов. Но, похоже, пока они остаются лишь идеями. |
Комментарии читателей: