Нечитаемость в тексте рекламы отрицательно сказывается на интересах потребителей.
Любая организация в нашем современном мире заинтересована в двигателе прогресса - рекламе, используя при этом разные способы ее размещения - телевидение, радио, газеты, журналы, транспортные средства, наружная реклама. Однако, проблема доведения информации до потребителя на сегодняшний день крайне актуальна, как показывает практика в большинстве случаев из рекламных материалов потребители не получают информацию о рекламируемом товаре (работе, услуге) в доступной форме и в полном объеме. Использование рекламодателем разного размера шрифта (когда сведения о наиболее привлекательных для рекламодателей условиях указаны в тексте рекламы КРУПНЫМ ШРИФТОМ на фоне остальной информации, а сведения об иных условиях оказания услуг, как правило, сообщаются МЕЛКИМ НЕЧИТАЕМЫМ ШРИФТОМ), а также использование определенного сочетания цветов шрифта и фона иногда не только затрудняют восприятие рекламы, а иногда даже исключают возможность прочтения потребителем всего объема размещенной рекламы. Это приводит к искаженному восприятию и может обмануть сформированные такой рекламой ожидания. Ведь рекламодатели, как правило, отражают крупным и ярким шрифтом только привлекательные для потенциальных потребителей условия, например банковских вкладов, кредитов и т.п. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении отметил, что включение рекламодателем в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге не может свидетельствовать о соблюдении требования законодательства относительно размещения в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение по поводу рекламируемого продукта. Важна не только информация, привлекательная для потребителя рекламы, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у этого потребителя. Сформировавшаяся практика арбитражных судов в последние годы показала, что суды придерживаются практически единой позиции по вопросу "МЕЛКОГО ШРИФТА" в рекламе, а именно: поддерживают позицию территориальных органов ФАС России в том, что шрифт текста и цветовое исполнение рекламы должны позволять потребителю прочитать весь объем размещенной информации. По мнению судов, несмотря на формальное наличие в рекламе информации, форма представления сведений (неодинаковый размер шрифта, сочетание цветов шрифта и фона, исключающие возможность прочтения рекламы) такова, что она не может восприниматься потребителями и по существу в рекламе отсутствует. Таким образом, НЕОБХОДИМО, чтобы в рекламе - текст, высота расположения текста, цвет фона, размер, вид шрифта, ограничение времени считывания информации, угол зрения, освещенность в полной мере воспринимались потребителями рекламы, а текстовое наполнение и шрифт рекламы, в том числе и на телевидении, должны быть такими, чтобы зритель успевал полностью прочесть и осмыслить предлагаемую ему информацию. Следовательно, при изготовлении, размещении рекламы следует обратить внимание на шрифт, цвет всех существенных условий, а не только печатать крупным шрифтом те условия, которые выгодны рекламодателям для привлечения внимания потребителей, а все остальные нечитаемым, мелким шрифтом, поскольку, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей. В 2013году Кемеровским УФАС России было рассмотрено 4 дела "по нечитаемости", вынесены решения о признании рекламы ненадлежащей, выданы предписания об устранении нарушений, которые были исполнены, виновные лица, были привлечены к административной ответственности, штрафы уплачены. Одно постановление о наложении штрафа было обжаловано хозяйствующим субъектом в Арбитражный суд г. Санкт-Петербург, впоследствии оно было признано законным и обоснованным, после чего штраф был уплачен. В 2014г. было рассмотрено одно аналогичное дело, вынесено решение о признании рекламы ненадлежащей и одно дело находится в стадии рассмотрения. Частью 1 статьи 14.3 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Уважаемые субъекты рекламного рынка, Вы все в своем деле профессионалы, каждый заботится о репутации своей организации, строго следит, чтобы ни в одном источнике не упоминалась Ваша организация в неблагоприятном контексте. Все верно, так и должно быть! А для того, чтобы и ПОТРЕБИТЕЛЬ давал положительную оценку деятельности Вашей организации, Кемеровское УФАС России призывает Вас к чувству повышенной ответственности, уважению по отношению к потребителям рекламы! |
Комментарии читателей: