В среду сотрудники полиции объезжали активистов в Новокузнецком районе, выступающих против засилья угольных разрезов, и вручали им "предостережения" в связи с ситуацией в поселке Берензас.
Что же такое творится в небольшом поселке в нескольких километрах к западу от Мысков? А здесь снова становится "жарко", и вновь в качестве возмутителя спокойствия выступает разрез "Кузнецкий Южный". Тот самый, из-за которого в позапрошлом году произошла "большая буза" у поселка Черемза. Если кто забыл, в 2020-м угольщики вознамерились построить углепогрузочную станцию у Черемзы, и это вызвало волну возмущения у местных жителей, которые сначала пытались воздействовать на властные структуры подачей жалоб и петиций, но после агрессивного "наезда", с привлечением сотрудников ЧОПов и силовых структур, приступили к активным формам выражения протеста. Разбили постоянно действующий палаточный лагерь, и на протяжении нескольких месяцев препятствовали проведению работ. Апофеозом стало столкновение граждан с работниками, монтирующими забор, и с сотрудниками полиции, далее последовал массовый сход, с участием нескольких сотен людей и записью видеообращений... В итоге власти и угольщики уступили требованиям местных жителей и публично отказались от планов строительства углепогрузочной станции. Что же творится сейчас?В начале лета жители Берензаса (он находится в нескольких километрах от Черемзы) обнаружили строящуюся в тайге широченную автодорогу. Дорожники рассказали любопытствующим сельчанам, что заказчик строительства - разрез "Кузнецкий Южный". Люди были возмущены тем, что вырубаются гектары леса, ширина дороги, порядка 25 метров, по их мнению, может свидетельствовать о том, что тут будут ездить БелАЗы. А главное, почему к ним вторгается кто-то, не известив о своих планах и не согласовав их с гражданами, хозяевами своей земли? Сельчане опасаются шума, вибрации, угольной пыли и прочих "прелестей" сосуществования с угольщиками. И не верят голословным заявлениям. Кроме того, сомневаются, что имеются основания и согласования и кивают на позапрошлогодний "кипиш", в котором разрез проявил себя, по их мнению, не вполне порядочно. В июне и июле нарастало возмущение. Подключилась администрация Кемеровской области. На днях состоялась встреча жителей с заместителем губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андреем Пановым, главой Новокузнецкого района Андреем Шарниным, представителями разреза. Люди разговаривали с представителями власти достаточно жестко, требовали прекращения строительства, гарантий соблюдения экологических норм и невмешательства в сложившуюся экосистему. Напомнили про конституционное право российских граждан на благоприятную среду обитания и потребовали зафиксировать в документах отказ от строительства углепогрузки как в Черемзе, так и где-то еще поблизости. И, если автодорога будет все-таки построена, предусмотреть запрет на перевозку по ней угля. И пообещал досконально разобраться с вопросами предоставления документальных разрешений на строительство данной автодороги. Несколько слов для ясности.Автодорога разрезу "Кузнецкий Южный", согласно разъяснениям его представителей, требуется для доставки работников с АБК (в районе ГРЭСа) на работу на участок "Чуазасский", расположенный значительно южнее. В настоящее время людей приходится возить по автодорогам общего пользования, делая большой крюк в западном направлении, кроме того, значительная часть пути проходит по технологической автодороге разреза "Чернокалтанский". И разрез-конкурент может, в принципе, запретить проезд, от чего "Кузнецкому Южному" хотелось бы подстраховаться своей дорогой... Как нам удалось выяснить, проект строящейся дороги выполнен на центральную и южную её часть. Проект северной части еще не готов, нет пока ясного ответа на вопрос, в каком именно месте дорога должна выйти на автотрассу Новокузнецк-Междуреченск. Это несколько странно и говорит не в пользу угольщиков. Опасения относительно использования строящейся автодороги для перемещения БелАЗов представители разреза постарались развеять: транспортировать уголь карьерной техникой на десятки километров неразумно и невыгодно, этого никто делать не намерен. И сама дорога будет значительно уже, чем подготавливаемое под нее основание. В настоящее время разрез "Кузнецкий Южный" ведет отгрузку добываемого угля через мощности разреза "Калтанский" и хотя предприятие не отказалось от идеи возведения собственной углепогрузки, но делать это в районе Черемзы не планирует. По крайней мере, в ближайшее время. А дальше - кто знает, как дело развернется.Известно, что сейчас проектируется своя обогатительная фабрика. Но выгорит ли дело, не вполне понятно. С учетом того, что сбыт своей продукции "Кузнецкий Южный"осуществляет в западном направлении и имеет проблемы. Которые, безусловно, обострятся после введения обещанного странами Запада эмбарго на покупку российского угля. В восточном направлении отгружать уголек тоже становится все проблематичнее. К тому же ограничена пропускная способность российских железных дорог на этом загруженном направлении. Что касается гражданской активности, ее проявление, видимо, будет зависеть от развития ситуации. Если власти и угольщики поведут себя адекватно и прозрачно, если люди не будут усматривать угрозы своим интересам, то вряд ли кому-то захочется тратить лето, свои силы и время на борьбу, противодействие, рискуя привлечением к административной, а то и уголовной, ответственности. Того накала противостояния, которого не хотелось бы ни одной из заинтересованных сторон. А в том, что люди готовы снова выйти "на защиту своей родины", сомневаться не приходится. В Сети гуляет "свежее" видео, на котором группа местных активистов уже разбила парочку палаток рядом со строящейся автодорогой и ведет там дежурство. На вопросы представителей полиции, что они здесь делают, мужчины не без издевки отвечают, что "поскольку тут по документам лесопарковая зона, то они приехали отдохнуть". Но с тем намеком, что спокойно работать у дорожников не получится. А как получится, покажет время.Будем наблюдать и информировать вас. С надеждой на мир и спокойствие. От редакции: Как сообщил нам один из экоактивистов Максим Андрианов, согласно разъяснению департамента лесного комплекса Кузбасса, был осуществлен перевод лесопарковой зоны в противоэрозионный лес, что может обосновываться необходимостью строительства вместо леса линейного объекта (дороги) или иного сооружения. Подробнее
|
Комментарии читателей: