Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

Президент Грузии дала властям неделю для назначения новых выборов

Житель Кузбасса лишился автомобиля из-за сотен штрафов

Свитера трех игроков "Металлурга" подняты над Ареной

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    15.08.2023 | Не потерять своих корней просмотров: 1252 | комментариев: 12
    Шорцы и телеуты накормили и развлекли новокузнечан
    В минувшую субботу в Арт-сквере прошёл веселый праздник, посвященный Международному дню коренных народов мира.

    Этот день был установлен в 1994 году Генассамблеей ООН, а дата, 9 августа, выбрана, потому что именно тогда в 1982 году прошло первое заседание рабочей группы по проблемам коренных народов.

    Проблем у коренных народов Кузбасса и сегодня достаточно — как экономических, так и социальных. Однако представители народов, населявших эти земли задолго до того, как сюда пришли русские, — шорцы и телеуты — стараются сохранить свое национальное наследие: язык, литературу, музыку, кухню. Хотя это и непросто в наш век.



    Гости начали собираться в Арт-сквере заранее, несмотря на накрапывающий дождь. Кто-то пришёл, зная о празднике, кто-то просто привёл детей в цирк и коротал время в ожидании, а прохожие, услышав музыку и почувствовав ароматы свежей выпечки, подходили узнать, что же такое происходит.

    Традиционное блюдо шорской кухни курмек — пирог с мясом или рыбой, закрытые пироги с картошкой и курицей, открытые — из слоеного теста со смородиновым и вишневым вареньем, аппетитные пирожки с яйцом и луком — как не отведать такого! И радушные хозяйки угощают гостей.

    — Я сама жарила, попробуйте! — выкладывает на тарелку румяные пирожки Вера Ниткина и наливает в пластиковые стаканы талкан — молочный напиток с дробленым ячменем: "Талкан — это как в русской кухне толокно, из ячменя. Раньше охотники брали с собой, мы в детстве, помню, на покос носили. Талкан дает силу, выносливость. Его можно пить с медом, можно с солью, с холодной водой".

    Сама Вера родом из Таштагола, а сейчас живет в Новокузнецке. Но своих корней не теряет. На сцене Арт-сквера идет концерт и, накормив публику пирогами, Вера со своей коллегой по праздничному столу Надеждой Байлагашевой пускается в пляс под ритмичную песню на шорском языке.

    Артисты выступают в ярких национальных костюмах — традиции их изготовления сберегли поколения, передавая секреты мастерства детям и внукам.

    Людмила Ясакова впервые приехала на празднование Международного дня коренных народов в Новокузнецк. Она из села Беково Беловского муниципального округа, работает в сельской библиотеке. А здесь представила своё, теперь уже, можно сказать, уникальное творчество: традиционные телеутские наряды. Например, пояс с узором полосами. Людмила даже привезла с собой ткацкий станок, чтобы показать всем желающим, как происходит процесс создания такого пояса.

    — Чтобы сделать такой пояс, надо недели две, — рассказывает Людмила Васильевна. — Я человек работающий, могу только в свободное время это делать. Это мое хобби. А в основном вожу на выставки, продаю, но редко, потому что это дорогая, ручная работа, тысяча рублей за метр.

    Обычно такие пояса делают из практичных хлопковых ниток, иногда для блеска добавляют вискозу, реже — шелк: это уже для особых ценителей. Людмила Ясакова показывает, как обычно носят пояс — завязывают в два оборота, только женщины располагают узел слева, а мужчины — справа.

    — У мужчин пояса широкие, у женщин — уже. Цвета разные, но классические — обязательно с присутствием черного цвета, — поясняет мастерица.

    У телеутских пуговиц — из серебра (кумуш топчи) и из бусин (мончок топчи) — свое предназначение. От привычных нам пуговок они очень отличаются — прежде всего тем, что больше похожи на кулоны-подвески. И еще количеством — две-три каждого цвета и формы.



    — Пуговицы тоже разделяются на несколько видов, например, серебряные — для платья, — объясняет Людмила Васильевна, а для наглядности достает мини-образцы традиционной одежды телеутов. Чиймек — нарядная верхняя одежда с кистями, на ней одна пуговка. Шьется такой наряд из дорогой ткани и надевается только на праздники. Сейчас его иногда можно увидеть на телеутских свадьбах. Тон — зимнее пальто из овчины с одной пуговкой и внутренней отделкой из меха выдры или ондатры. Для повседневной носки — одежда, называемая "чепкен", она шьется из сукна. "Некоторые хозяйки делают чепкен с несколькими пуговицами — для практичности, а вообще она на одной пуговице", — уточняет моя собеседница. Сырмал — демисезонное стеганое пальто. Телен — весенняя одежда, которая надевается, как халат, шьется из тканей разных цветов: нарядная — из парчи, а повседневная — из обычной ткани. У неё две пуговицы — одна застегивает, а другая — для красоты. Людмила поправляет меня, когда я пытаюсь повторить за ней название одежды: важно ещё правильно произнести звук "н" — чуть в нос. Есть в телеутском языке гортанные звуки, которые отличаются от русских.

    И тон, и чиймек, и телен — все мини-образцы традиционных телеутских нарядов — это работы мамы Людмилы Васильевны.
    — Моя мама шила сама, ткала пояса, делала пуговицы и меня всему этому научила, — говорит Людмила Ясакова.



    У любого народа есть свои традиции, которые со временем забываются — а в некоторых печальных случаях и исчезают вместе с самим народом. Однако в Кузбассе есть люди, которые не позволяют этим традициям исчезнуть. Как, например, в свое время в Новокузнецком государственном педагогическом институте преподавание шорского языка вошло в программу подготовки студентов. Существуют этномузеи, библиотеки, музыкальные и танцевальные коллективы коренных народов. И вся эта работа находит интерес — это было видно по отклику зрителей на празднике. Их было немного, но они не скупились на похвалы мастерам декоративно-прикладного творчества и не жалели аплодисментов для артистов.

    Комментарии читателей:

    15.08.2023 11:25 Mr. Nemo
    Хороший добрый праздник
    15.08.2023 11:25 Mr. Nemo
    Шорцы и телеуты для нас это что-то вроде индейцев для колонизаторов в США
    15.08.2023 11:26 Mr. Nemo
    Во всяком случае, схожесть наличествует.
    15.08.2023 11:26 Mr. Nemo
    Очень важно сохранить уважительность и не дать исчезнуть культурной самобытности!
    15.08.2023 11:27 Mr. Nemo
    Mr. Nemo сказал(а):
    Хороший добрый праздник

    И написано по доброму, ярко и интересно. Респект О. Осиповой!
    15.08.2023 12:44 СоваВоЗлеОлимпа
    Коренные предыдущих коренных осемилировади. Мужиков и детей вырезали, женщин осеменяли. В 12 веке вытеснили самодийцев?!
    15.08.2023 12:47 СоваВоЗлеОлимпа
    Mr. Nemo сказал(а):
    Очень важно сохранить уважительность и не дать исчезнуть культурной самобытности!
    Ага, самобытная ткань из Иванова, углов типовые. Правильней эту самобыт назвать самодеятельность или кисряженностью?!
    15.08.2023 14:01 Упс
    Нескучно, согласен
    15.08.2023 14:03 Упс
    Вот будешь много смеяться - прибегут шорские охотники и попортят тебе шкурку
    15.08.2023 14:03 Упс
    Перышки не соберешь
    15.08.2023 17:49 Папа
    Где нибудь отмечают праздник Русских?
    Или это запрещено у нас?
    15.08.2023 23:50 Лом
    Может в Донбассе?

    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП