Как получить перерасчёт, если жильцы недовольны коммунальной услугой.
О том, что при предоставлении некачественной коммунальной услуги (например, при недостаточной температуре горячей воды) собственники жилья имеют право требовать перерасчета платы за услугу, знают все. В Постановлении правительства № 354 (Правила предоставления коммунальных услуг) подробно описано, как и в каких случаях исполнитель обязан провести перерасчёт платы за некачественные коммунальные услуги.
Но что делать, если жильцов не устраивает качество жилищных услуг: допустим, нерегулярная уборка подъезда или неработающие электрические лампочки на лестничной площадке? Портал "Росквартал" подробно разъясняет, что делать жителям, если качество услуг, предоставляемых управляющей организацией, "хромает", и как поступать управляющей компании, если от жителей дома поступило заявление о нарушениях качества работ по содержанию общего имущества. "Порядок установления факта некачественного предоставления услуг прописан в Правилах № 354 и Правилах № 491", — напоминают эксперты портала. Мы же напомним, что Постановление правительства № 491 регулируют правила предоставления жилищных услуг — услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (МКД). Итак, если собственник помещения в МКД обнаружил факт "некачественности" в отношении коммунальных услуг или услуг по содержанию общего имущества, то он должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу (АДС) управляющей организации. Причем как в письменной, так и в устной форме.
"При этом заявитель должен сообщить сотруднику АДС свои фамилию, имя и отчество; точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества услуги и вид такой услуги, — разъясняет алгоритм действий "Росквартал". — Как прописано в разделе X Правил № 354, к которым отсылают Правила № 491, диспетчер должен зарегистрировать заявку в журнале и согласовать с заявителем дату и время проведения проверки факта нарушения". Если обратиться к Постановлению № 491 (раздел "Правила изменения платы за содержание жилого помещения?", п. 15), то факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в соответствующем акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Он является основанием для уменьшения размера платы собственников за содержание жилого помещения. При определении порядка составления акта надлежит руководствоваться разделом X Правил № 354.
Если в ходе проверки факт нарушения качества будет установлен, то в акте указываются дата и время проведения осмотра; выявленные нарушения; использованные в ходе проверки методы и (или) инструменты; выводы о дате и времени начала нарушения качества предоставления ЖКУ. В случае, если проверка не подтвердит факт, на который указывал заявитель, в акте делается отметка об отсутствии нарушения качества услуг по содержанию общего имущества. Документ составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке. Они должны подписать акт и один экземпляр передать потребителю. Второй экземпляр остается у исполнителя, остальные — у заинтересованных лиц, участвующих в проверке. Но что делать, если АДС не отвечает или компания не проводит проверку?Собственники вправе составить акт и в отсутствие управляющей организации после истечения установленного срока ожидания. Срок, установленный в п. 108 Правил № 354 (то есть для коммунальных услуг) — не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Для жилищных услуг, надо полагать, сроки те же. И если управляющая компания по заявлению собственника не провела проверку в установленный срок, заявитель вправе составить акт проверки качества услуг в отсутствие представителя компании. Тогда акт подписывают не менее чем два собственника и председатель совета МКД либо председатель ТСЖ или ЖСК.
При наличии подтверждённого актом случая некачественного предоставления услуг и заявления компания, ТСЖ или ЖСК должны сделать перерасчёт: размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.
"Управляющие домами должны помнить несколько важных правил, которые могут повернуть ситуацию с нарушением качества услуг по содержанию общего имущества не в их пользу, — предупреждает "Росквартал". — Непринятие АДС заявления о нарушении или непроведение проверки дают собственникам основание для составления акта в отсутствие представителя управляющей организации, ТСЖ или кооператива. И подписанный в установленном порядке акт станет основанием для перерасчёта. Если акт составлен и собственник требует перерасчёт, управляющая организация должна его сделать либо обоснованно отказать в нём".
Отказ и судебное разбирательство чреваты тем, что "управляйка", проигравшая дело, оплатит также штраф в 50% от суммы перерасчёта в соответствии с Законом "О защите прав потребителей". Так что если компания не согласна с требованиями о перерасчёте, то она должна обязательно дать заявителю ответ на претензию с обоснованием отказа. "В случае обращения собственников в суд с иском можно сослаться на потребительский экстремизм со стороны владельцев помещений", — советует "Росквартал". Интересно, как следует расценивать этот совет жильцам домов, где управляющие компании не особо "упираются" в своевременном и качественном предоставлении услуг?.. |
Комментарии читателей: