Обратить внимание на эту достопримечательность Новокузнецка нас призвал читатель Сергей Васильевич Чернов.
Он принес в редакцию фотографии комбайна Якова Гуменника, что стоит на постаменте на въезде в Новобайдаевский микрорайон, возле стелы "Слава шахтерам!". "Лет двадцать уже комбайн разбирают! Исчезли ходовые двигатели, карданные валы, редукторы? Не говорю уже о том, что подписи у комбайна нет — что это за железка такая стоит? И за какие заслуги его здесь установили?" — возмущен Сергей Васильевич. Об этом легендарном комбайне публиковалось немало статей — начиная с самого 1954 года, когда "Кузнецкий левша", механик шахты "Байдаевская" Яков Гуменник представил профессиональному сообществу горняков опытный образец проходческого комбайна. Меньше часа потребовалось новой машине кузнецкого изобретателя, чтобы пробить восьмиметровый целик угля. Прежде на эту работу шахтерам надо было несколько часов! После ПКГ-1 (проходческий комбайн Гуменника) были спроектированы еще три усовершенствованных механизма. В 1958 году Яков Гуменник стал первым в Кузбассе лауреатом Ленинской премии за выдающиеся достижения в области техники. А комбайн-легенда ставил рекорды, с его помощью горняки добились невиданной прежде производительности в угледобыче. Есть версия, что комбайн Гуменника даже участвовал в укреплении обороноспособности страны: прокладывал тоннели-переходы, когда в Кузбассе стояли ракетные части. В 1967 году комбайн был удостоен золотой медали ВДНХ и установлен у оживленного Байдаевского шоссе в Орджоникидзевском районе.
Стоит он высоко, но далеко. Возле стелы нет ни парковки, ни асфальтированной площадки — только аккуратно подстриженная травка. Так что паломничества людей, желающих взглянуть на легендарную машину кузбасских проходчиков, не наблюдается. И от ближайшей остановки общественного транспорта надо пройти метров пятьдесят. Тем не менее "косметический" уход за памятником есть, он аккуратно подкрашен серой и красной краской. По словам неравнодушного читателя Сергея Васильевича, привлекательным агрегат делают цветные металлы: "В ходовых двигателях может быть по 5 кг меди, а в большом роторе — все 15!".В прежние времена мало кому приходило в голову наживаться на памяти и трудовой славе, машину ставили на постамент в первозданном виде: хоть сейчас снимай — и в шахту. Однако разобрать комбайн не так-то легко. Полбеды, что кто-то может заметить воров. Автомобили по дороге пролетают на скорости, пешеходные пути — в стороне. Да и кому есть дело до памятника, который стоит без движения больше 50 лет? Камер наружного наблюдения, направленных на комбайн, мы тоже не обнаружили. Зато снять тяжелые детали и утащить их на себе точно не получится. Без грузоподъемной техники не обойтись. "Не иначе "воровайку" подгоняли", — предполагает Сергей Васильевич. Обидно.Сюда бы экскурсии водить! Включить реликвию в городские экскурсионные маршруты, рассказывать об истории создания комбайна, о талантливом изобретателе-самоучке Якове Яковлевиче Гуменнике? "Когда-то я ходил в администрацию Орджоникидзевского района, предлагал перенести комбайн Гуменника на другую площадку, ближе к Байдаевскому мосту? Не согласились!" — рассказывает ветеран, бывший шахтер Владимир Безматерных. О возмутительном невнимании к легенде Владимир Павлович писал в "Кузнецком рабочем" пять лет назад: "Комбайн установили на постамент — как символ шахтерской славы шахтерского района. Прошло более шестидесяти лет со дня создания этого агрегата. Сейчас об этой машине помнят лишь шахтеры-ветераны. Но кто из молодого поколения знает легендарный ПКГ? Стоит он безымянной сиротой — ни названия, ни таблички с именем изобретателя". Разве "безымянный сирота" не заслуживает, чтобы о нем заботились, как о реликвии?"У нас в городе хватает промышленных предприятий. Наверняка на каком-нибудь найдется уже отработавший свое двигатель. Вынуть из него всю дорогую "начинку", сделать муляж и установить на комбайн!", — предлагает Сергей Васильевич Чернов. Впереди День шахтера. Чем не повод вернуть "сироте" имя, прежний облик и добрую память о былой славе?! |
Комментарии читателей: