В редакцию обратились читатели с просьбой рассказать, какие виды услуг входят в минимальный перечень работ и услуг, который должна выполнять в многоквартирном доме управляющая организация — и с какой периодичностью.
"Уборку подъездов делают редко, а мы и не знаем, как часто они должны убирать, и чего нам от них требовать", — жалуются жильцы. Скажем сразу, что периодичность таких работ должна указываться в договоре управления многоквартирным домом. И в правительственном Постановлении № 290 от 3 апреля 2013 года "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" говорится, что перечень необходимых услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются либо в решении общего собрания собственников (при непосредственном управлении), в договоре управления МКД (если выбран способ управления управляющей организацией) или в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива (если дом управляется ТСЖ или ЖК). Прежде всего, перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом его конструктивных элементов, состава внутридомовых инженерных систем, наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, геодезических и природно-климатических условий расположения дома. Допустим, природно-климатические условия у нас в Новокузнецке у всех домов примерно одинаковые, поэтому зимой надо убирать снег, а летом — пыль и листву. Но, к примеру, последний случай нестандартной для февраля погоды показал, что ливневую канализацию в доме следовало бы проверить осенью — и тогда квартиры жильцов на верхних этажах не были бы залиты неожиданным для сибирской зимы дождем. А теперь управляющие компании могут ждать иски о возмещении материального ущерба? Но есть минимальный перечень работ и услуг, который "управляйка" должна знать как "Отче наш" и выполнять неукоснительно. К примеру, в него, помимо всего прочего, входит и "проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод". Так что компании, допустившие протечку дождевых потоков в квартиры и подъезды, попали на нарушение законодательства. Вместе с этим в перечне указан полный спектр работ, необходимых для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов. А также для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества, и по содержанию общедомовых помещений. В последний раздел как раз входит сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, лифтовых площадок и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, почтовых ящиков, дверных коробок, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. А также работы по содержанию земельного участка в теплое и холодное время года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см, подметание и уборка придомовой территории, сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см(!), очистка от мусора урн возле подъездов и их промывка, уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд. И так далее — перечень довольно объемный, и при желании любой может найти этот документ и изучить его. Однако ни в постановлении правительства, ни в Жилищном кодексе РФ нет указания, с какой периодичностью должны выполняться те или иные работы. Сказано лишь, что "Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации". И если, к примеру, жильцам хочется, чтобы пол в подъезде мыли почаще, они могут принять такое решение на общем собрании. Но, конечно, управляющая компания будет вправе предложить им оплатить эти услуги. Ориентиром в вопросе периодичности услуг могут быть другие нормативные акты. Например, постановление правительства № 491, утвердившее правила содержания общего имущества в доме, говорит, что сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества два раза в год: весной, после таяния снега и окончания отопительного периода, и осенью, до наступления отопительного сезона. Или СанПиН 2.1.3684-21, которые регулируют содержание территорий городских и сельских поселений, требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, жилым помещениям. Этим документом установлено, что "в помещениях общежитий и центров временного размещения, помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств" (п. 126 раздела VIII "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений"). В том же разделе сказано: очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, не реже чем 1 раз в месяц. Удаление ТКО из мусороприемной камеры должно проводиться ежедневно. Постановление Госстроя РФ № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" от 27 сентября 2003 года (да, старенькое, но действующее!) говорит в пункте 4.8.14, что "на лестничных клетках должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов — не реже 1го раза в 5 дней; стены — не менее 2х раз в месяц; мытье — не реже 1го раза в месяц". А в приложении № 1 к "Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004", которое было утверждено там же Госстроем РФ, указан перечень работ по уборке подъезда с периодичностью их выполнения: влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних двух этажей — ежедневно, влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа — еженедельно. По этому пособию, подметать влажным веником места перед загрузочными клапанами мусоропроводов и мыть полы кабины лифта нужно каждый день, мыть лестничные площадки и марши — ежемесячно, а протирать влажной тряпкой стены, двери, плафоны на лестничных клетках, подоконники, отопительные приборы, оконные решетки, чердачные лестницы, шкафы для электросчетчиков, слаботочные устройства, почтовые ящики и мыть окна — ежегодно (весной). Вероятно, методические пособия 20-летней давности вряд ли могут расцениваться как однозначное и бесспорное руководство к действию. Однако, как признают эксперты в сфере ЖКХ, одного документа, который бы регламентировал периодичность тех или иных работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, просто не существует. Хочется добавить — почему-то. Прежде всего потому, что этот документ был бы хорошим подспорьем жильцам, которые не знают, на что ориентироваться при утверждении графика работ, предлагаемого управляющей компанией. А кроме того, ряд нормативных актов имеет свой срок действия. Если на постановление Госстроя № 170 часто ссылаются как на действующее (хотя, откровенно говоря, оно давно устарело), то санитарные правила и нормы 2.1.3684-21 будут актуальны еще три года — до 1 марта 2027-го, а постановление Правительства РФ № 290 о минимальном перечне услуг и работ — до 1 сентября 2029 года. |
Комментарии читателей: