"Избрание В. В. Путина президентом России" посчитали заслуживающим внимания событием 2024 года 0 (ноль) человек.
Вот и Новый Год! Что он нам несёт?
2025-й станет годом больших перемен. Вопрос лишь, насколько радикальных и в какую сторону будет всё меняться.
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Что важнейшего произошло в 2024 году в мире?
Что важнейшего произошло в 2024 году в России?
Что важнейшего произошло в 2024 году в Кузбассе?
...
Романтика дальних путей
Когда мы были студентами, летом, устав грызть гранит наук, отправлялись кто на беззаботный отдых, кто работать в стройотряды, такие, как я, из года в год пристраивались проводниками в "Голубую стрелу". Первое, конечно, при родительском финансировании было наиболее предпочтительно, но хотелось заработать и "мир посмотреть". Осенью стройотрядовцы хвалились толстыми кошельками, студенты-проводники - дальними поездками в разные уголки нашей необъятной страны и множеством приключений, с ними связанных.
Пересказывать, как растягивали две пачки чая на весь вагон в поездке в Москву и обратно и при этом пассажиров поили "крепко заваренной" заваркой, не буду. Ухищрения известны. Какой "твердой валютой" были пустые бутылки, сдаваемые после рейса оптом по 8 копеек за штуку, - тоже. Прелесть начала 80-х годов заключалась в том, что мы тогда были молоды и предприимчивы, тотальный дефицит на все был нам даже на руку и давал заработать лишний рубль. Но об этом потом.
Оказывается, и сейчас "Голубая стрела" все так же летит по просторам России. Называется, правда, она по-иному - "Студенческая стрела", но суть от этого не меняется. "Это одно из самых популярных у студентов мест работы, - говорит главный специалист комитета по делам молодежи при администрации города Новокузнецка Анна Баранёнок. - Ежегодно к летним каникулам мы получаем квоту и формируем отряд из новичков - их около 400 человек. 200-250 ребят приходят в "Студенческую стрелу", уже поработав в ней. Желающих в два раза больше, но мест немного и есть ограничения "по возрасту" - не младше 18 лет. Немаловажную роль играют рекомендации учебных заведений, успешно сданная сессия. Студенты в обязательном порядке в течение полутора месяцев проходят обучение, и только после успешной сдачи экзаменов допускаются к пробной поездке, которая проходит под присмотром опытных кадровых проводников".
Радует, что при нынешних возможностях заработать, молодежь все-таки идет в проводники, пусть и на время. "Почему же на время? - возражает старший инструктор поездных бригад резерва проводников Ирина Кораева, непосредственно занимающаяся подготовкой студентов к работе в "Студенческой стреле". - Некоторые ребята, и окончив вузы, приходят к нам работать на время отпусков. Конечно, в первую очередь молодежь привлекает романтика, но дальние поездки для них не отдых и развлечение, а в первую очередь работа, каждодневная и тяжелая. Выдерживают уже после пробных поездок не все. Да и мы присматриваемся к ребятам, большое внимание уделяем учебе на курсах, их знаниям техники безопасности, техническому оснащению вагона, умению ладить с людьми. Пассажиры тоже попадаются разные. Иной раз так новичков допекут мелкими придирками, что те плачут в "жилетку" начальника поезда, жалуются, а тот - "вы же студенты, психологию изучаете, вот и старайтесь наладить контакт с любым человеком".
Коль пошел в проводники - должен быть здоровым. Студенты, так же как и кадровые работники, обязательно проходят медицинскую комиссию, для "выхода на железнодорожные пути" они должны иметь хорошие зрение, слух, безупречные анализы. Строго следим за графиком работы студентов, никаких переработок. Зарплата стабильная: час - 55 рублей".
Вместе с Ириной Викторовной провожаем состав, направляющийся до Анапы. В бригаде из 18 проводников 11 - студенты, трудятся они под руководством и присмотром начальника поезда Константина Неронова. "Хлопотно с молодежью, - спрашиваю его, - тем более что у вас в основном девочки?" - "Да нет, - улыбается Константин Денисович, - работают хорошо, грамотно. Устают, естественно. Потягай-ка матрасы на полки, да и весь день на ногах, но не пищат. Нынешнее лето впервые в моей бригаде работает дочь Виктория, она студентка СибГИУ. Тоже сначала романтика дальних путешествий прельщала, пришлось спустить на землю. Если едем на юг, то можно посмотреть море только издалека, купаться запрещено. В омской бригаде при шторме девушку-проводника смыло с пирса. Мы вынуждены даже отпускать на отдых в конечном пункте "под расписку". Что касается замечаний и нарушений, спрашиваем как со "взрослых", штрафуем, лишаем премий, в некоторых случаях вынуждены отказаться от услуг студентов и даже сообщить в вузы. Но в нашей бригаде пока все нормально".
Повезло Константину Денисовичу со студентами. Или им с ними, все таки у него пятнадцатилетний стаж на железной дороге. Вот у нас был боец "Голубой стрелы", которого знали все, особенно ревизоры. Ему достался самый "раздолбанный" вагон с отстоя, грязный до невозможности. Андрея это не тревожило, он и в нем прирабатывал "зайцами". Билетов на всех не хватало, и "зайцы" лезли буквально во все щели, умоляя взять хоть куда. Хорошо, если это была третья полка или довольно просторный рундук. Но что хорошо для пассажира, для проводника - беда. Неожиданно нагрянувшие ревизоры в первую очередь проверяли именно эти места. Андрей, про которого я рассказываю, когда пару раз попался, разработал при появлении проверяющих сигнал оповещения (легкое касание плеча на месте погон), который тут же передавался по всему составу. Пока ревизоры шли, он прятал "своих" за матрасами, в туалетах и даже ящике для угля. Ревизоры, зная Андрюхины ухищрения, всегда трясли его вагон особенно тщательно. Однажды, пройдя его весь вдоль и поперек, никого не нашли. Проверили еще раз - порядок. Сели заполнять документы в тесном купе проводников, которое тоже хорошенько осмотрели, все, как обычно, - стопка одеял, пачки чистого белья и мешок с грязным, стоящий под маленьким низким столиком. Оставалось только поставить подписи, когда вагон дернулся, и проверяющий вместе с ним. Его коленки резко уперлись в мешок... Купе огласилось двухголосым воплем. Андрей, как всегда, "охотился" и спрятал свою добычу, согнутую в три погибели, в мешке с грязным бельем. Два нехилых парня больше часа были вынуждены сидеть на корточках в жуткой грязи, без движения.
Оправившись от неожиданности, выскочивший в коридор ревизор простил и парней, которым "ну очень надо было ехать", и Андрюху, вспомнившего к месту классика Гоголя с его неподражаемыми "Вечерами на хуторе близ Диканьки". Или подражаемыми? Потому что с тех пор за Андреем закрепилось прозвище Солоха. Да, были времена...
Мы вышли на перрон, пассажиры уже тянулись к вагонам. "Как работается, девочки?" - спросили мы. Подружки, Вика Неронова и Мария Кустова, прилаживая табличку "Новокузнецк - Анапа", скромно ответили: "Хорошо!" Вагон сиял чистотой, постели красовались хрустящим бельем, кругом цветы, дорожки, запах уюта и тепла. Такой бы вагон нам тридцать лет назад! "Никакого романтизму, - сказал бы Андрей, - все чинно, благородно!" Я думаю, так и должно быть.
Ольга Савельева.
"Кузнецкий рабочий"
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь