"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
...
Проклятие фараона
С какой радостью я встретил сообщение о том, что наконец-то правительство заговорило о возрождении нашей геологической отрасли! Только не поздновато ли? В народе правильно подмечают: хватились, когда времени столько упущено. "На 100 лет хватит, не надо никаких разведок!.." - и убрали наше Министерство геологии. Создали контору "Природные ресурсы", куда свалили разные несовместимые службы. Угля, может, и хватит, не берусь судить. Только вижу, как из-за открытых разрезов поверхность земли приобретает такой вид, какой не сделает ни одно катастрофическое землетрясение. Земля становится непригодной для обитания цивилизованного человека.
Помню, после окончания полевого геологического сезона, ребята с нетерпением говорили: "Поедем в цивилизацию!" Я не знал, что означает это слово. Позже вычитал у великого мыслителя Фридриха Энгельса: "Цивилизация - это следующая ступень после... варварства". Но где же эта ступень? А пока я этого не знал, то хотел, по мере своих способностей, распространить эту "цивилизацию" в другие, самые удаленные места.
1963 год... Восточный Саян вздыбил кверху свои вершины. Облака можно ловить руками! Он покруче нашего Кузнецкого Алатау! Здесь, в гранитных скалах, мы обнаружили проявление молибденовой руды. Но главная находка ждала нас в правобережье реки Казыр. Нет, это не наш "поднебесный" Казыр. Тот, красноярский, сливаясь с Кизиром, образует реку Тубу. А она впадает справа в Енисей, вернее, в Красноярское водохранилище.
Ну и вот. Нас вдвоем на вертолете Ми-1 забросили к подножию хребта Крыжина. Задание - железо! Стране нужно как можно больше железной руды! В маршруте нас что-то или кто-то занес в одно дикое ущелье. Здесь мы искали место для маленькой палатки, чтобы костер был и тайга не загорелась, и вода под рукой... И тут неожиданно увидели на скалах, выше и по бокам, красные, лиловые и бурые разводы... А синеватой черноты еще больше! Стрелка компаса так и закрутилась!
Не надо большого ума, чтобы определить, что мы обнаружили выходы на дневную поверхность гематит-магнетитовых железных руд. Это была моя первая встреча с большой рудой в природных, первозданных условиях. Я тут же обнаружил плоскую многотонную глыбу магнетита. На ней я решил все записать, то есть выполнить свою обычную геологическую работу. Но не удержался, схватил глыбину поменьше и закричал на всю тайгу: "Мы сотней солнц - мартенами воспламеним Сибирь!" Вдруг лай собаки! Оглянулись: древняя старуха с ружьем и огромный кобель - сибирская лайка, а, можем, помесь с волком. На вид - не злобный.
- Разведка? - спросила она и подошла.
Оказалось, она охотница, из местной деревушки. У меня на карте такой нет. Обходит свои охотничьи владения. Присела, мы дали ей сухари, банку сгущенного молока.
И вот тут-то я начал рассказывать ей про свою "цивилизацию". Мол, здесь будет месторождение, рудник, большой поселок, дороги вам проведут. Новая жизнь в тайгу придет! Пожилая женщина в ответ удрученно покачивала головой.
- Слышь, милок, не надо нам твоей "сивизации". Разведка твоя придет, а мы уйдем дальше, в тайгу. Вы все тут загубите, зверь наш уйдет... А нам как жить без охоты? Моего старика медведь заломал, а я вот хожу, зверь-то пока есть... Послушай меня, не пиши про это железо, как будто прошел мимо, не заметил. Я давно это место знаю, оно дурное: здесь злой дух поселился. Как гроза, молния так и бьет вниз, вон сколько горелого леса. Не будет удачи тебе, если приведешь разведку сюда (всех людей в форме она называла "разведкой"). Вспомнишь меня, дело говорю.
Вот так хозяйка железной горы! Она как-то незаметно исчезла за деревьями. А это что! Ее кобелина обежал вокруг нас, подскочил к моей глыбе, поднял ногу и... облил всю поверхность магнетита! Вывел он меня тогда! Разозлившись, я устроился на другой глыбе, написал все, что думал об этих рудных выходах, нарисовал, отметил на карте. Взял образцы и пробы. А позже привел сюда геофизиков и топографов. Другие геологи нашли в округе тоже неплохие выходы и признаки, обозначив тем самым целое рудное поле.
Находка была достойно оценена самим начальником геологической партии Шнейдером Евгением Александровичем. При всех он, долго потрясая подарком, наградил меня парой новых кирзовых сапог! Как от сердца оторвал. Некоторые завидовали черной завистью. Это когда одним дают, а другим - нет.
Кусочки черной магнетитовой руды я носил в кармане, часто поглядывая на них. А как выплавляется железо? Так бы и не узнал, если бы проработал простым полевым геологом. Но ведь "проклятие фараона" сбылось! Вспоминая ту древнюю старушку-охотницу, я верю в это! Не было мне удачи потом, да и геология, как мы знаем, вскоре рухнула.
Один достойный человек как-то сказал: "Хорошая профессия - геология! Но с ней нигде не устроишься".
Оказавшись за бортом, я пытался устроиться на работу, имея в кармане только университетский диплом. Не тут-то было! "Корочки есть?" - спрашивали меня в кадрах ферросплавного завода. На алюминиевом даже этого не спрашивали - не надо, приема нет. Не было у меня никаких "корочек". Я-то раньше хотел быть однолюбом - геологом, надеялся всю жизнь проработать в геологии. Получать достойную зарплату, на нее содержать семью, быть наравне с другими работающими людьми. В 1993 году, перед своим уходом, я получал в геологии 5 тысяч рублей. Коробок спичек стоил тогда 250 рублей - 20 коробков - зарплата геолога.
Когда надежда в поисках работы почти покинула меня, кадры КМК предложили работу на аглофабрике. Доброго здоровья тем людям!
Я получил возможность проследить путь моего черного магнетитового камешка. Зайдя в цех, я был в шоке! Ум человеческий не мог создать такое нагромождение железных конструкций. "Русский человек на такое не способен: сотворить ад на земле, - думал я, - только мудрец англичанин или хитрый немец спровадили нам такую технологию".
В пыли не видно фигурок людей. 12 часов эти неугомонные человечки среди движущегося и вращающегося инопланетного оборудования! Здесь создают пока еще полуфабрикат - агломерат. Он представляет из себя спекшиеся куски. Проще говоря, агломерат получается в процессе термической обработки мелких рудных материалов: руды, концентрата, известняка, окалины. Кокс обязателен! Агломерат создают для улучшения металлургических свойств - при дальнейшем плавлении.
И вот этот агломерат, нагруженный в спецвагоны, везут в доменные печи или мартены, смотря по содержанию железа в агломерате и по его основности...
Только за три года я, имея геологическое образование, начал кое-что понимать в технологии производства. Девиз: дать как можно больше качественного агломерата! И это не простые слова: "Люди гибнут за металл". Я наблюдал совсем не простую работу машинисток конвейеров, работу на скреперах и на других сложных участках. Здесь работали молодые женщины. В железо-кремнистой пыли, в известково-угольной, с ядовитым концентратом! А защита - всего лишь респиратор-лепесток.
Бывали ударные смены, бригада отгружала до 90 вагонов агломерата! Редко кого хвалил наш начальник смены Титов Александр Яковлевич. Круто требовал работать не абы как, а на пределе. Тогда надо было так работать. Дашь план - люди неплохо заработают.
При такой интенсивной работе человек изнашивается быстро. Женщины на пенсию выходят в 45 лет, мужчины - в 50 лет. И вот когда приходят, например, просить лекарство или еще что-то, в ответ слышат: "А мы вас туда не посылали. Вы же на пенсию раньше пошли, высокую зарплату получали..." Женщины еще как-то держатся, а, сколько отработанных мужчин ходят с палочками!
Итак, мой черный камешек, создав агломерат, в высокой домне превратился в чугун! А из чугуна в конвертере получилась сталь!
Конечно, геология возродится. Только подход к земным недрам у нее, вероятно, будет уже другой.
Василий Егоров,
бывший геолог.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь