За арестами последуют перестановки

Кадры в администрации Кемеровской области "перетряхнут".
Стоит ли "перетряхивать" администрацию Кузбасса?
Куда бы вы хотели слетать?
Приходилось ли вам справлять нужду в лифте?
...

Хотим как лучше, а как получится?
Комитет образования и науки приступил к выполнению двухгодичной программы реструктуризации и оптимизации системы образования Новокузнецка. На пресс-конференции Григория Вержицкого, председателя КО и Н, были названы школы, которые должны слиться в единое образовательное учреждение, тем самым освободив помещения под устройство дополнительных мест в детских садах. Среди тех, кто уже "сидит на чемоданах", гимназия № 48, школы № 7, 105, 21 и ряд других образовательных учреждений.
Беседу с журналистами Григорий Анатольевич Вержицкий начал напористо и категорично. По его словам, появление программы реструктуризации вызвано жесткой необходимостью. Среди причин слияния школ в первую очередь ныне существующее нормативное подушевое финансирование сферы образования и введение новой системы оплаты труда, где всё зависит от количества детей в школе и в классе. Вторая важнейшая причина - снижение численности учащихся.
- В 2001 в школах города обучалось 68 146 чел, - сообщил Г. А. Вержицкий. - Прогноз на 2008-2009 годы - 47 511 учащихся, т.е. произошло снижение на 21 тысячу детей. Что касается долгосрочных прогнозов, то к 2015 у нас будет лишь 54 936 учащихся, то есть наполняемость возрастет всего на 6 тысяч. Поэтому тревога о том, что после реструктуризации "негде будет учить", теряет остроту. Зато у нас есть дефицит мест в дошкольных учреждениях. На конец декабря очередь составляла 7 526 детей. Есть уже обращения прокуратуры города по этому поводу, но ведь невозможно взять и создать семь с половиной тысяч мест в детских садах. В результате программы реструктуризации и оптимизации только в 2008 году будет возвращено в структуру дошкольного образования три учреждения, которые ранее не использовались по прямому назначению. Это даст нам около трехсот мест.
Также среди причин, по которым систему образования необходимо реструктурировать и оптимизировать (как звучит!), переход на столь модное в последние годы профильное обучение, которое по нормам возможно лишь в учреждениях, где в параллели не менее трех классов с наполняемостью в 25 человек. Кроме того, считается, что реализация программы улучшит условия обучения и укрепит материальную базу соответствующих учреждений. Особый упор на то, что высвобождаемые здания остаются в системе образования.
Итак, кого к кому предлагается "подселить"? При отборе учитывались прежде всего наполняемость школы и её расположение. К гимназии № 62 присоединяется школа № 105, при этом в здании последней разместятся начальные классы гимназии. К гимназии № 48 предлагается присоединить школу № 7 с углубленным изучением немецкого языка, при этом дети будут заниматься в здании седьмой школы, а в помещении 48-й гимназии разместится детский сад. В Кузнецком районе к 71-школе планируется присоединить школу № 21, а школы № 24 и 96 изменят статус и из общеобразовательных перейдут в основные школы с 9-летним обучением. Как заверил Г. А. Вержицкий, если решение о реорганизации будет принято, то присоединение пройдет в соответствии с законом и займет не менее 2-3 месяцев. Безусловно, каждое из этих учреждений закончит учебный год и выдаст итоговые документы, и только после этого будет распоряжение об их присоединении.
Реорганизация учебных заведений Новокузнецка идет уже третий год и сопровождается жалобами, которые ставят под сомнение обоснованность изменений и даже их законность. Вероятно, поэтому в своем интервью Г. А. Вержицкий особенно упирал на право Комитета образования и науки принимать подобные решения. Были сделаны ссылки на статьи Гражданского кодекса РФ и закона "Об образовании", на указ президента и постановления областного и городского уровней. Их смысл сводится к тому, что создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов местного самоуправления. Г.А. Вержицкий подчеркнул, что процесс пройдет "с нашей точки зрения, весьма демократично". Демократия заключается в создании по каждому из упомянутых образовательных учреждений специальных комиссий, в составе которых работники Комитета образования, экономисты, руководители школ вместе с представителями от профсоюза, родительского комитета и даже депутаты горсовета. До 10 февраля комиссии должны предоставить экспертную оценку возможности реорганизации и анализ последствий такого решения.
Не надо думать, что выводы комиссии будут определять решение о присоединении учреждений. Как выяснилось, "... в любом случае оно может быть принято, даже если все будут против, так как основным, кто отвечает за формирование сети образовательных учреждений, является Комитет образования. У него эти функции, которые ему даны законом. Другое дело, что мы безусловно будем прислушиваться к мнению всех. Будем всё взвешивать" (Г. А. Вержицкий).
В результате присоединения предполагается получить улучшение условий и качества обучения во вновь образованных учебных заведениях. Увеличить показатель наполняемости классов новокузнецких школ до 24-х учащихся, сейчас он едва превышает 22 человека. Кроме того, как уже сообщалось, появится около 300 мест в детских дошкольных учреждениях.
Разумеется, безболезненно этот процесс не пройдет. "Любое преобразование, оно для кого-то положительное, для кого-то отрицательное. Необходимо понять, какие есть сильные и слабые стороны и, безусловно, слабую сторону минимизировать", - сказал на пресс-конференции Г. А. Вержицкий. Слабые стороны можно найти буквально во всём. В результате переобразований только в школах Центрального района предполагается сократить более 40 штатных единиц. Председатель Комитет образования пообещал трудоустроить всех высвобожденных педагогов, однако тут же сообщил, что большая их часть люди пенсионного возраста. Несомненно, что адаптация учащихся, вынужденных сменить школу, учителей, а возможно, и класс, так как придется "добивать" наполняемость до утвержденных 25-ти учащихся, а для этого расформировывать классы, отрицательно скажется на психоологическом состоянии школьников и на их оценках. Думается, что немало валерианки будет выпито педагогами, которые также будут работать в стрессовых условиях. А в том, что во все инстанции полетят жалобы родителей, даже сомневаться не приходится. Впрочем, и Комитет образования, и руководство гимназий, кажется, к этому готовы.
- Из образовательных школ в гимназии дети будут переводиться на общих основаниях безо всякого конкурса, - сообщила журналистам Светлана Фенединг, директор гимназии № 62. - Права детей в выборе программ и учебников не будут нарушены, мы обязаны обеспечить выполнение госстандарта и при этом учитывать потребности родителей и самих учащихся. Совмещение программ - вопрос скорее технологии, наши педагоги обладают достаточной квалификацией, чтобы решить эту проблему. Что касается материальной стороны, то мы учитываем эти особенности и всегда идем навстречу родителям.
На словах всё выглядит вполне удобоваримо, но как оно будет на деле? Уже ясно, что после присоединения гимназии № 48 и школы № 7 часть учеников отсеется хотя бы потому, что общая численность учащихся будет превышать предельно допустимую норму для школьного здания. Заверения, что об оплате за учебу можно договориться, вряд ли успокоят малообеспеченных родителей. Часть ребятишек просто "не потянет" гимназическую программу и тоже вынуждена будет уйти в другие учебные заведения. Кстати, на пресс-конференции поднимался вопрос о выпускниках школы № 96, которым после её превращения в 9-летку, придется заканчивать общеобразовательный курс в другой школе. Г. А. Вержицкий сообщил, что возможно (но не обязательно!) им дадут доучиться в привычной обстановке.
В беседе с журналистами разговор раз за разом возвращался к тому, что программа реструктуризации вернёт городу три дошкольных учреждения. Правда, цифра в 300 мест не кажется значительной, когда вспоминаешь, что в очереди стоят семь с половиной тысяч человек. В Комитете образования и науки решили пойти дальше и уже подготовили письма в администрацию города о передаче некоторых зданий бывших детских садов, в которых сейчас располагаются другие службы, опять в систему образования. При этом договоры с КУМИ у этих служб в стадии завершения, что позволяет надеется на скорый возврат зданий и использование по прямому назначению. Называть адреса и количество возможных мест для дошколят пока преждевременно.
В заключении на вопрос: не про ваш ли план реструктуризации выражение "Хотели как лучше, а получилось как всегда"? Председатель Комитета образования и науки сказал, что он и его сотрудники будут стараться всё делать не как всегда, а как надо. Посмотрим.
Татьяна Эмих.
"Кузнецкий рабочий"
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь