
Стало известно, сколько лет потребуется воевать России с Украиной при условии продвижения нынешними темпами.

Трамп: США внесли самый большой вклад в победу во Второй мировой войне.
Как, по-вашему, получится у Трампа разделить мир между США, Россией и Китаем?
"Выкарабкается" ли угольная отрасль из сегодняшнего кризиса?
Где вы проведете лето 2025 года?
...

На месте не стоим
У всех на слуху национальные проекты. Одни видят в них панацею от всех наших бед. Другие сомневаются, могут ли они что-то кардинально изменить, если проблемы накапливались десятилетиями. Что сегодня реально делается в городе в рамках национального проекта в образовании? Об этом беседа с председателем комитета образования и науки городской администрации Михаилом Артюховым.
- Ответственность за исполнение национального проекта в образовании ложится на власти трех уровней - федерального, регионального и муниципального. Начнем с оплаты школьных учителей за классное руководство. Было объявлено о доплате тысячи рублей в месяц, причем учеников в классе должно быть не менее 25 человек. Последнее условие в наших школах в целом не соблюдается. Но мы здесь не сделали ошибок, как это случилось в других регионах. За меньшее число детей учитель и получает пропорционально меньше. Разрешили ситуацию по классному руководству в вечерних сменных школах, которые в проекте не упоминаются. Губернатор согласился, что дело поправит областной бюджет. То же в отношении такого типа учебного заведения как детский сад-школа. Из федерального бюджета деньги поступили своевременно, выдача их не задерживается.
Уже получены спортивное оборудование на два миллиона семьсот тысяч рублей; шесть автобусов, которые в первую очередь были отданы сиротским учреждениям, и восемь компьютерных классов. Их получат школы № 5, 13, 16, 29, 52, 54, 71 и 102, во всех районах города.
Глава города обратился к руководителям предприятий с просьбой принять участие в проекте. Это может быть учреждение грантов для талантливых учителей и детей, ремонт и реконструкция школьных зданий, укрепление материально-технической базы... Откликнулись "ЕвразХолдинг", алюминиевый завод, угольщики, строительные предприятия. "Кузнецкуголь", например, разработал программу помощи детским домам и интернатам на два года. А общая сумма обещанных средств составила 29 миллионов рублей.
- Деньги - это, конечно, то, что нашему образованию долго не хватало. И все же...
- Согласен. Суть национального проекта - в улучшении качества образования. Деньги можно потратить, а качества не получить. Нужны изменения в подходе к системе воспитания и обучения. Дети нуждаются не только в чистых знаниях. Они должны быть способными к самоопределению в жизни, к тому, что мы называем социализацией. Школа должна готовить детей к жизни.
Определенные надежды мы возлагаем на открытие классического лицея в здании бывшей школы № 57. Такого на юге Кузбасса нет. Заключаем договоры о сотрудничестве с высшими учебными заведениями (СибГИУ, КузГПА, НФИ КемГУ) и иногородними (Томск, Новосибирск) с тем, чтобы вузовские преподаватели работали со школьниками.
- Учителя считают и пишут в газету, что уплотнение-сокращение классов и школ условий для обучения не улучшает.
- Представление о высокой наполняемости классов в наших школах - миф. По закону, я подчеркиваю, по закону норма наполняемости - 25 человек в классе. Мы ее не выдерживаем. В среднем по городу она составляет 22,7 ученика. В шестиста классах детей больше нормы. А классов с наполняемостью тридцать - тридцать два учащихся всего 78. Это на общее количество 2726 классов, среди которых есть и такие, где 12 - 16 человек.
С нормой 25 человек связаны другие нормативные акты, в которых речь идет о делении класса на уроках физкультуры, информатики, иностранного языка. Недосказанность в законе по поводу того, как быть, если в классе меньше детей, порождает двусмысленность. Делить каждый класс? Но тогда и платить необходимо, да и учителей не хватит. А соблюсти норму абсолютно во всех классах просто невозможно. Родители и дети имеют право - тоже по закону - выбора учителя и школы. И согласны, чтобы ребенок их шел пусть двадцать шестым учеником, но в этот класс, в эту школу. Не армейская дисциплина, в конце концов. Тем не менее классов по 40 человек в Новокузнецке нет.
- А сокращение школ?
- Нет и сокращения школ как такового. Ошибки прошлых лет, когда закрыли многие детские сады, не повторим. В рамках реструктуризации изменения коснутся отдельных малокомплектных школ, уровень которых ни по кадрам педагогов, ни по оснащенности учебного процесса не отвечает современным требованиям. В каждом конкретном случае придется решать комплекс вопросов. В какую другую школу определить детей, есть ли возможность и безопасность их перевозки, стоит ли вообще овчинка выделки? Процесс длительный. На сегодня, например, уже понятно, что школа на шахте "Большевик" остается, поскольку в ней учатся не только дети из поселка, но и ближайших полустанков.
Вопросы безопасности вообще на первом месте. Продолжается установка систем противопожарной сигнализации в школах (сиротские учреждения, и не только, уже оснащены), кнопок тревожного вызова, "лежачих полицейских" на подъезде к школам и детским садам. Меры весьма затратны, но город идет на них, работа продолжится. Серьезной реконструкции требует школа № 37 в Точилине; укрепление сейсмостойкости - школа № 92. Удалось включить эти и другие объекты в программы всех трех уровней.
- Учителя в голос жалуются на бюрократизацию педагогической деятельности: планы, программы, анализы, справки, заявки...
- Не оспариваю этого утверждения. Бумаготворчество расцвело во многом от недостаточной обеспеченности оргтехникой, отсутствия компьютеризации всего учебно-воспитательного процесса. Управленческий труд в результате перекладывается на плечи учителя. Вместе с тем сегодня трудно работать, не имея банка данных на инновационные школы, талантливых учителей и детей, на сирот и опекаемых, и так далее, и так далее. Ставим задачей охватить компьютеризацией к 2007 году 55 процентов общеобразовательных учреждений и 70 процентов школ подключить к сети Интернет.
- Национальный проект - это и развитие профильного обучения. Почему-то идут разговоры о какой-то насильственной профилизации...
- Никто никого ни подгонять, ни загонять не намерен. Если школа не готова - значит, не готова. Тут ведь и кадры должны пройти обучение, и материальная база требует значительного переоснащения. Можно назвать в этом плане два класса-лаборатории (биологический, физический), которые выиграли в областных конкурсах лицеи № 76 и 84, компьютерные классы, которые к нам поступают. Создается городской ресурсный центр по информационным технологиям. Проблем, конечно, очень много, но на месте не стоим.
Записала Лариса Савицкая.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь