#
#
Просмотров: 582
Тема дня

Самый опасный период для рубля — с февраля по апрель

Picture

Силуанов ставит подпорки под "деревянный".

Просмотров: 4672
Тема недели

Без вины виноватые?

Picture

Под действие антиалкогольных нововведений попадают 4 тысячи кузбассовцев.

Просмотров: 8080
Тема месяца

Минус тридцать восемь. Едем на работу...

Picture

Гостья портала КузПресс Лариса поведала о своих утренних ощущениях.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Опросы на КузПресс
  Об автомобиле какого цвета вы мечтаете7
  Доверяете ли вы российской вакцине?
  Кто лучший Оформитель-2020 КузПресса?
  ...
Нарушители:
virusss
добавить на Яндекс

Ребенка надо учить радостному проживанию жизни

Школа № 64 стала лауреатом во Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений. В Орджоникидзевском районе, да и в городе эту масштабную победу восприняли как должное. 64-я всегда славилась своими творческими делами. И потом кто же не знает Любовь Алексеевну Новохатскую, заместителя директора по воспитательной работе. За что ни возьмется - все получается в превосходной степени.

Думается все же, что победа эта несколько недооценена. Такой красивый итог (промежуточный!) многолетней работы учителя-воспитателя и всего школьного коллектива. Сама Любовь Алексеевна считает, что успехом школа обязана сохранением преемственности. Восемнадцать лет бессменно "воспитывает" в 64-й. А значит, сохранились все самые удачные идеи и находки, все, что было принято школьным народом, проверено временем и сложилось в традиции. Потому шоковые годы перестройки пережили без растерянности. Ушла форма организации детского коллектива, но не суть. Слишком много было наработано, чтобы уйти бесследно. Новые возможности и полная творческая свобода легли на прочный фундамент.

Сколько бы я ни жила, где бы ни жила, как бы ни сложилась моя судьба, я всегда буду помнить себя школьницей утром шестого мая. В пять часов собираемся у школы. Это наше утро "Рассвета памяти". В который раз буду его участницей. Слово неточное. Здесь не участвуют, сюда приходят для души. Одни за романтикой, другие - "за компанию" (таких единицы), третьи - из желания совершить поступок, вспомнить... А объединяет всех одно: не пойти уже не сможем. Величие момента ощутимо каждым: первыми в районе несем цветы к памятнику погибшим воинам. Через три дня наступит день Великой Победы.

И взлетает ввысь наша тихая, светлая песня. И опускаются в кубок памяти записки в будущее. И бросаются монеты на счастье в Томь. А главное - светлеют души. Обратно возвращаешься другим. Заметила: не одна я от реки поворачиваю голову к постаменту: цветы лежат, их будет море 9 Мая, но эти особенные. Чаще тюльпаны. Желтые, красные, словно символ пролитой крови и печальной разлуки. Как бы далеко ни было то время, не думать об этом в это утро нельзя.

Так было двенадцать лет. В последний раз ребят и учителей сопровождала охрана. И традиция прервалась. Дети огорчились, возмутились. Взрослые, как могли, объяснялись. "Понимаете, ушла интимность момента. И не только из-за охраны. Начинали с двадцати человек. Последний раз пришли... двести. В глаза друг другу не посмотреть, душу не увидеть..." Это очень характерно для Новохатской - анализировать процесс и отказываться от самых лучших идей, если наступает сбой.

Анализ, выводы - без них нельзя, говорит Любовь Алексеевна. Но воспитание - процесс идеальный, невидимый. Его результаты не отслеживаются здесь и сейчас. Одно время классные руководители использовали диагностические карты уровня воспитанности, но потом от них отказались. Представляете, Иванов - 4 балла за гражданственность (участвовал в сборе металлолома), а Петров - 3 балла (сбежал с какой-то сходки). А у ребят вся жизнь впереди. Первый сознательно уйдет от исполнения тяжелого долга, воинской службы, например. А второй - выполнит его сполна.

Вечер встречи выпускников. Беседую с молодым человеком. Классный руководитель считала его никудышним по всем параметрам. А он и тюрьмы избежал, какую она предрекала, женился счастливо, дети растут, работа достойная. В школу зайти не стыдно. "Жаль, - говорит, - что ее нет. Про патриотизм рассуждала, а уехала в Германию, хотя сама даже не немка"... Чувствуете подтекст?

Как-то пробирался ко мне в маршрутке через вереницу пассажиров другой выпускник. И только за тем, чтобы сказать: "Слышал, у вас проблема, мне кажется, я смогу помочь". В 9-м классе он украл с приятелями магнитофон, был осужден. Сейчас у него хорошая семья, двое детей. Он ценный специалист по дереву на частном предприятии. В какую графу что ему нарисуем?

Наша задача - делать что должно. А там - будь что будет. Какая-то часть детей вообще не требует педагогического вмешательства - хорошая семья, хорошее окружение. Какая-то часть под нашим влиянием потянется к лучшему. А какая-то - может быть, никогда. Но кто конкретно кем окажется, не предскажет никто. Делай, что должно!.. Уж если оценивать эффективность наших усилий, то не сравнивать ребенка с каким-то эталоном, а также с другими детьми. Важен его собственный личностный рост: не умел этого, теперь научился. Молодец.

Если ребенку в школе хорошо, он иуверенней потом идет по жизни. Учиться он будет по способностям. Но учеба не исчерпывает всей школьной жизни. Когда-то Любови Алексеевне запала в душу мысль о том, что дети рано осознают неравенство умственных способностей и то, что в результате этого им не достичь каких-то вершин. Задача воспитателя в том, чтобы ребенок не переживал это как несчастье. И чтобы открыть ему ту сферу развития духа, где он сможет проявить себя. Именно здесь он найдет источник своего человеческого достоинства. Тысячу раз давала она такую возможность своим ученикам. Тысячу раз была свидетелем того, как на внеклассных мероприятиях вдруг сверкнет неожиданным талантом незаметный до этого троечник. Поддержи его - и ребенок расцветет. "Любовь Алексеевна, - говорила мне недавняя выпускница школы, об успехах которой довелось писать в газету, - просто чует в детях одаренность и помогает им развить свои способности".

Мы должны учить ребенка, убеждена Новохатская, счастливому проживанию жизни. Только радость и вера в свои силы воспитывают полноценную личность. А страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда тормозят его развитие. Наш подход - воспитание успехом! Позиция учителя - защитник, друг, советчик, источник веры и силы духа.

Не перечесть всех прекрасных традиций, всех школьных праздников и фестивалей, а также секций, кружков, студий, в которых дети занимаются в школе или по договоренности со школой в клубах и Домах творчества.

Ни на один день не прекращал своей работы школьный музей "Память", создателем которого была много лет назад Новохатская. С ним связаны громкие поездки с детьми по стране - на легендарный БАМ ("БАМ - это не большие деньги, а большие люди"), на военные корабли (дважды!).

Но и более скромные "походы" - на городские предприятия, по домам земляков, заполнение и обработка собранных анкет - давали детям представление, как делается история. Сегодня музей стал родным домом для блокадников Ленинграда. Ребята участвовали в известном конкурсе "100 классных проектов", собирались организовать поездку в родной город бывшим его детям, теперь старикам. И хотя проект не оказался в числе победителей (может быть, отпразднованное 60-летие Победы ныне не столь "актуально"?) от идеи своей не отказались. Нужны спонсоры!

Особая страница - дет ское самоуправление. Но что это я все о работе и о работе. Материалов за годы скопилось столько - на диссертацию тянут! Не подозревала, какая пропасть микро- и макроисследований может проводиться в школе по проблемам воспитания, к каким неожиданным выводам они могут приводить, и в какой готовности к переменам надо учителю находиться, чтобы адекватно реагировать на быстротекущую жизнь.

В образовательном процессе главная роль за воспитанием, Новохатская уверена в этом на все сто. Как и в том, что не всякому дано быть воспитателем. Урок могут дать многие. А любить чужих детей, болеть за них, страдать и радоваться - это от рождения, от Бога.

Себя считает счастливым человеком. Более тридцати лет претворяет в жизнь мечту детства - стать учителем. Другой мечты не было. Из Воронежа по собственному желанию приехала в далекую Сибирь. Три года в Горной Шории. Потом Новокузнецк. Двадцать пять лет посвящено воспитательной работе. Все эти годы вела литературу в старших классах. С этого года по предложению директора Светланы Васильевны Родионовой ушла к пятиклассникам в коррекционный класс. Дети очень нравятся, работа с ними обещает быть интересной. А причина перемены - жизнь за окном. Семьи беднеют, дети слабеют. Кроме как школе, спасать их некому.

Дочери пошли по стопам матери. Обе получили два образования. Младшая вот-вот защитит кандидатскую диссертацию. Обе завучи в своих школах - по учебе и научно-методической работе. Обе в голос (по отдельности) признали, что мама - прежде всего учитель. Хотя и мать совершенно замечательная. Дом их всегда полон друзьями. Искусство общения с самыми разными людьми - от нее. Оттого и в учительство идти было не страшно. И всегда, при любых обстоятельствах, мама каждому протягивает руку помощи.

Коллег по школе и коллег-воспитателей восхищает ее душевная щедрость. "Не жмется", легко делится своим опытом, охотно подсказывает, как интересней провести праздник, какие идеи можно использовать. "64-ю школу без Новохатской и представить нельзя".

Последняя "фишка" 64-й - ее печать: стенная и компьютерной верстки. Уже есть серьезные победы в конкурсах, уже 70 юнкоров прошли через учебу (Новохатская училась с ними). Уже готовятся провести у себя региональный фестиваль юных журналистов. "Из дальней дали не ленятся ездить в центр, участвуют во всех проектах, не пропускают пресс-конференций. У каждого блокнотик, свой интересный вопрос, у девочек никакого макияжа на лице. Черный низ и белый верх. Знают, где и как себя вести, адекватно обстановке". Это впечатления президента Лиги молодежной прессы и редактора педагогической газеты "Ступени" Лилии Горбуновой

... Редакция школьной газеты "Без 15-ти восемь...", поздравив коллдектив с победой во Всероссийском конкурсе и назвав Новохатскую "нашей жар-птицей счастья", предоставила ответное слово главной виновнице победы. Этот заздравный спич и поставит точку в нашем рассказе.

"А школа наша, друзья, замечательная! Это нам светила в свое время "Утренняя звезда". Это наша школа была представлена в "Умниках и умницах". Это наш выпускник танцевал в Англии на конкурсе бального танца. А футбольная команда ездила за рубеж на соревнования. Выпускница нашей школы представляла в Америке молодежное движение города. Имя нашего ученика на сайте в Интернете занесено в интеллектуальный фонд России... Это наш школьный лидер был лучшим из лучших в городе. Это наш "Учитель года-2003" и наша выпускница "Учитель года-2005"... Порадуемся большой нашей общей победе. И пусть птица счастья не раз еще улыбнется нам".

Пусть!

Лариса Савицкая.

05.10.2005
Просмотров: 1469 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь