#
#
Просмотров: 2650
Тема дня

"Почему мы, господин губернатор?"

Picture

"Коронавирусная инфекция стала инструментом, которым власти Кузбасса убивают малый бизнес", - считает гость портала КузПресс Житель-НК, и в голосе его слышится отчаяние.

Просмотров: 5993
Тема недели

Кузбасс: демонтаж кемеровских областных элит начался

Picture

"Управление регионом из Кемерово – это формула неудач для Кузбасса", считает гость портала КузПресс Андрей Полухин.

Просмотров: 17149
Тема месяца

Кто здесь власть

Picture

Ситуация в Кузбассе напоминает ситуацию в Норильске.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Опросы на КузПресс
  Кого бы еще пластикового установить в Новокузнецке?
  Как вы оцениваете бизнес-хватку руководителей администрации г. Новокузнецка?
  Как вы оцениваете результаты аукциона и новую маршрутную сеть Новокузнецка?
  ...
добавить на Яндекс

В повестке дня - новые идеи!

Вот уж в чем никогда не было здесь нехватки, так это в новых, порой казавшихся завиральными, идеях! Все они доводились до логического конца, порождая идеи новые, так сказать, следующего поколения. Центр развития личности. Муниципальный предпринимательский колледж. Филиал Кемеровского государственного университета. Филиал-институт КемГУ. Стремительное развитие как способ существования. Ныне он отмечает свое десятилетие в структуре университета. Что впереди?

Наш собеседник - Владимир Гершгорин, кандидат философских наук, директор НФИ КемГУ.

- Владимир Семенович, пожалуйста, в двух словах об итогах десятилетия.

Живем, работаем, расширяемся. Начинали с 90 студентов. Сейчас 4700. А Федеральное агентство по образованию своим приказом увеличивает нам предельный контингент. Четыре факультета, 16 специальностей. Диссертации защищаются, научные исследоваания проводятся, материальная база увеличивается. Год назад успешно прошли государственную аттестацию.

- Словом, самодостаточный вуз, со своей историей, развивающейся инфраструктурой, достойным настоящим и надежным будущим. Не пришло ли время полной самостоятельности?

- Весной этого года с письмом, где обосновывался такой шаг, мы обратились в главе города (институт все эти годы оставался и муниципальным учреждением). С. Мартин, в свою очередь, обратился к губернатору. После чего со мной состоялась обстоятельная беседа в областной администрации. И мысли наши потекли в другом направлении.

Почему, собственно, решились отделяться от университета? Еще пара лет - и вступит в действие Болонская декларация об общем европейском образовательном пространстве. Перейдем на двухуровневое образование. Будучи филиалом, магистратуру не получим. Останется бакалавриат. Выпускать хороших бакалавров - дело неплохое. Но лучшие абитуриенты нас обойдут. За ними уйдут и лучшие преподаватели.

- Институт в поисках лучшего абитуриента столько лет выстраивал взаимодействие со школами...

- Центр непрерывного образования НФИ КемГУ - это и занятия наших преподавателей в базовых лицеях и гимназиях. И вузовские олимпиады, Российское тестирование, зимний лагерь "Интеллект", летняя школа. Уже пишутся программы для профильных классов классического лицея, который должен открыться через год... Эти ребята наверняка пойдут не к нам!

Нам казалось, в качестве самостоятельного вуза наши перспективы более надежны. Хотя и сомнения оставались. И мы все время консультировались - и в министерских кабинетах, и с авторитетными в образовательной сфере учеными. Доводы, услышанные в департаменте, были вполне ожидаемые. Мол, опасения ваши оправданы, желания понятны, возможности реальны. Но - поперек общих тенденций к укрупнению, объединению, слиянию, наращиванию.

- В свое время, после стажировки в Германии, вы говорили в интервью нашей газете об эффекте масштаба, концентрации. Мощный Рур-университет-Бохум (22 факультета, 38 тысяч студентов) был создан для модернизации огромного промышленного района.

- Сегодня о национальных университетах, еще большего масштаба, говорит российский президент. Тут предстоит еще многое понять. Для какой цели? Подо что? Где?

Основная идея - на прорывных научно-разработческих направлениях. Их миссия - определить национальные научные приоритеты, утверждать наше преимущество. Созданы они могут быть там, где есть предпосылки. Где именно, сходу и не скажешь, даже если взять, к примеру, наш Западно-Сибирский регион.

Это не может быть механическим объединением вузов. В синтезе должно рождаться новое качество. Каждый такой университет - их предполагается 10-15 на страну - должен быть "заточен" под прорыв в какой-то своей области. При том, что структура будет сетевой. Ротационные связи, обмен всем тем, что может быть вовлечено в этот оборот. Этакая 15-угольная сеть со щупальцами, выпущенными в будущее.

Это, впрочем, не единственный вариант. Рядом могут быть и небольшие вузы, специализирующиеся на узкой отраслевой проблематике. Но для чего нужны сверхвузы, глобальные? Это еще предстоит понять.

Два общих непременных условия. Количество студентов не менее 60 тысяч. И в год на каждого из них должно затрачиваться 5 тысяч долларов! Для сравнения: сегодня российский студент обходится в 700 долларов.

- Регионы уже выстраиваются на старт конкурсной гонки?

- С одной стороны, инициаторами, заказчиками должны выступать именно регионы. Никто сверху никого не уговаривает. С другой, есть идеи, амбициозные намерения - делайте проект, защищайте, доказывайте! В том числе и то, что способны заработать эти огромные деньги. Нет этого - не суйтесь! Это как входной билет на проектную площадку. Потому что за Федерацией только половина средств. Другая половина - за регионом. Гонка не гонка, но желающие, конечно, будут. Пока по моим сведениям среди претендентов о себе заявили Красноярск, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. Крупные вузовские центры.

- А Кузбасс... О каких национальных приоритетах может идти речь у нас?

- Это, конечно, первый вопрос. Подо что? Для чего? А второй - способность договариваться, убеждать, если хотите, навязывать, или точнее - проявлять свою волю, целеустремленность, решимость.

- Авторитет губернатора имеете в виду?

- И это тоже. У нас есть преимущество, оно имеет фамилию Тулеев. А за губернатором - уголь и металл Кузбасса. Область доказала свой большой потенциал к выживанию. Но как перейти к устойчивому развитию?

- Значит, уголь. Гуманитариям у нас не везет.

- Проблема безопасности в угольной отрасли может быть национальным научным приоритетом? Может! И где ее разрабатывать, как не у нас - с нашими-то запасами угля на сотни лет вперед? Докажем, добьемся - и гуманитарии понадобятся: человеческий фактор - главный едва ли не во всех шахтерских авариях. Но готовы ли к такой работе сами гуманитарии?

Мы по своим связям узнали, что в Австралии один университет работает над проблемой безопасности шахт. В частности, их интересует феномен человеческой ошибки. Методики, позиции, тренинги - у нас этого нет. Не обязательно изобретать велосипед. Купить, заимствовать, импортировать, ввезти - и приспособить для наших условий. Что-то взять и идти дальше, углубляя, добавляя свое.

Или демографический кризис. Проблема? В Германии, например, разрабатывается модель образа жизни, потребления немца, живущего 120 лет. Если мало рожаем - надо дольше жить. А иначе потеря национальной идентичности. Она, кстати, угрожает и другим европейским странам и воспринимается ими как опасность реальная. Будучи во Франции, туристом, убедился в ней своими глазами. Даже в Париже есть кварталы, куда французу лучше не соваться - алжирская территория. А уж на юге страны... Хулиганят уже дети тех алжирцев, которых Франция когда-то пригласила к себе.

А терроризм? И здесь, кстати сказать, узел гуманитарных проблем завязан потуже, нежели военных. Все угрозы - они никуда не пропали. Так что в повестке дня - идеи! Чтобы страна жила и развивалась. Национальные университеты как зонды в болевых точках. Представляют действительную картину явления, вырабатывают средства для их решения.

- Далеко унесли вас мысли накануне юбилея.

- Аттестационная комиссия удивилась очень уж стремительному нашему росту. Но, как известно, шаг вперед делаешь после хорошего пинка взад. Необходимость развития принуждала нас и раньше и теперь к выбору - либо объединяться, либо доращиваться.

Есть и другие аспекты. На какую потребность мы работаем? На диплом молодых людей. Они согласны за это платить. Но мы не обслуживаем народное хозяйство: заказов от управленцев нет. Мы даем - и могли бы давать больше - кадры для редких сфер деятельности. Но нет заказов. Хотя кадровая проблема есть всегда.

Кадры нужны двух типов. Те, кто должен быстро встроиться в действующее производство. И мы призываем наших третьекурсников идти работать. И те, кто должен не встраиваться, а перестраивать это производство. Первые - бакалавры, вторые - магистры. Одни осваивают опыт, другие преодолевают его. Меняют производство, улучшают, развивают. Это инновационная экономика. В лучших западных вузах учат последнему.

- А могли бы на какой-то основе объединиться наши городские вузы?

- Думать об этом можно. И наверное, даже нужно. Но пока у нас никаких связей!

А что касается НФИ КемГУ, то перспектива потери специалитета и обречение на бакалавриат нас не устраивает. И этот пинок - для поиска новых форм развития. Одна эпоха кончается и грядет другая. Совсем другая. И десять лет - повод, чтобы обозначить новую повестку дня.

Лариса Савицкая

11.10.2005
Просмотров: 439 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь