События последних дней указывают на всё большую турбулентность и неоднозначность политической ситуации
Поймали уже новогоднее настроение?
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
...
Трамвай в… Малышевом Логу
Составляя справочное пособие о трамваях мира, я с удивлением обнаружил, что у нас в Кемеровской области, кроме трамваев в Новокузнецке (с 1933 года), Прокопьевске (с 1936-го), Кемерове (с 1940-го) и Осинниках (с 1960-го), был еще и трамвай в Малышевом Логу.
Этот факт меня заинтересовал, и я решил совершить маленькую экспедицию в эти места. Тем более ехать далеко и не надо.
Июньским субботним утром, сев в электричку, я доехал до 412-го километра. По станционной дороге за 15 минут дошел до поселка Постоянного. Вот и двух-, трехэтажные дома, построенные в середине пятидесятых годов для шахтеров шахты «Шушталепская» и посегодняшний день не утратившие своей красоты. Рядом высятся современные многоэтажки. Поселок со своей инфраструктурой, чистый, приятный, много зелени.
Пройдя по нему, выхожу на автотрассу и иду по её обочине. В утренние часы встречаются редкие машины. А слева вдоль дороги насыпь. По ней в 1952 году были проложены шпалы и рельсы до бункеров поселка Малышев Лог, в которые по транспортерной ленте подавался уголь с шахты «Шушталепская», потом им заполняли вагоны и везли до Калтана и дальше до места назначения. В 1957 году в эксплуатацию была пущена новая железнодорожная ветка из южной части Калтана, соединившая шахту «Шушталепская» с Южно-Кузбасской ГРЭС.
Чтобы продолжить использовать старую линию, директор шахты, в то время Пётр Игнатьевич Каминский, принял неординарное решение: электрифицировать эту ветку железной дороги и возить трамваем рабочих из поселка Постоянного на шахту. Были установлены столбы, смонтирована контактная сеть, из Прокопьевска привезли старенький трамвайный вагон марки «МС» (моторный стальной). Особенность этой марки трамваев в том, что они с полукруглой площадкой, двусторонние, то есть рули управления располагались в них и впереди и сзади вагона, что не требовало строительства кольца на конечных остановках. Такие вагоны были построены на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1927 по 1931 год.
В конце осени 1957 года было открыто движение трамвая от бункеров к станции Калтан и обратно. Маршрут шел от переезда между Калтаном и 412-м километром, затем по поселку Постоянному и далее до бункеров в Малышевом Логу и имел пять остановок: «Калтан», «Постоянный», «Колхозная», «Цементная» и «Малышев Лог». Большая часть трамвайной ветки проходила по болотам между посёлками. Пересменка на шахте была в 8 часов утра, четыре дня и 24 ночи, а трамвай работал с пяти часов утра до часу ночи и отправлялся от конечной станции без расписания по мере заполняемости вагона. Ночью трамвай оставался у бункеров, за его техническим состоянием следили слесаря с шахты. Вогоновожатой была мотористка шахты «Шушталепская» Галина Трапезникова. Трамвай проработал до 1961 года — срока полной выработки ресурса вагона, и его заменили вахтовками.
Вспоминая историю трамвая в Малышевом Логу, я незаметно дошел до поселка с одноименным названием. Частный сектор с домами, окна которых украшены своеобразными наличниками, утопает в зеленых насаждениях. Неожиданно для себя в поселке встретил улицу Достоевского и переулок с тем же названием. И это символично в год 200летия великого писателя!
Спрашиваю у старожилов, помнят ли они трамвай в поселке. Все в один голос говорят, что это были «золотые времена». Трамвай вспоминают с большой ностальгией, как чудо. При этом на лицах появлялись улыбки и слезы радости.
— А как пройти к бывшим бункерам?
— Свернете в переулок, дойдете до почты, подниметесь на насыпь и там увидите.
И вот я на насыпи. Видны остатки опор подвесного моста, по которому рабочие шли на левый берег Кондомы на шахту и возвращались с работы, чтобы поехать на трамвае домой. Левый берег реки гористый, правый — дамба укрепила поселок от наводнения. Всюду огороды, фруктовые деревья. В траве трещат кузнечики. А воздух! Ну чем не Швейцария?
Возвращаясь домой, я вот о чем подумал. Вот говорят: туризм, Шерегеш. Но не всем он по карману. Вот, может быть, найдется предприниматель, построит дом отдыха на берегу Кондомы, у поселка Малышев Лог, сначала летне-осенний, потом круглогодичный, и будут в нем отдыхать не «варяги», а те, кто по-настоящему любит свой край, свою малую родину. А доставлять на отдых их будет ретротуристический трамвай, который с такой теплотой вспоминают местные жители.
Скоро так можно будет сказать о беспланой медицине, образовании....
А вот в таких транваях поручней небыло. Были верёвочные "держалки"
Отреставрировать, цены ему не будет. Говору продать в его коллекцию.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь