#
#
Просмотров: 418
Тема дня

Три высотки - на три буквы

Picture

На Левом берегу Томи у Кузнецкого моста могут вырасти три высотных жилых дома невиданного доселе размера - в 30, 40 и 50 этажей.

Просмотров: 4767
Тема недели

Не дают-с!

Picture

Администрация Новокузнецка в шестой раз не смогла получить денег для финансирования бюджетного дефицита

Просмотров: 10562
Тема месяца

"Осарматились"?..

Picture

Пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков отказался комментировать данные о неудачном пуске ракеты "Сармат".

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Опросы на КузПресс
  А вы делаете запасы продуктов на зиму?
  Сталкивались ли вы сами с явлением квадробинга?
  Следует ли расценивать всерьез угрозу обретения Украиной ядерного оружия?
  ...
добавить на Яндекс

Свет в конце туннеля

Два года в образовательной системе Новокузнецка работает городская целевая программа "Образование и здоровье". Наш собеседник - научный руководитель программы Эдуард Казин, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой физиологии человека и валеологии Кемеровского государственного университета.

- Эдуард Михайлович, несколько слов о себе, пожалуйста. Насколько я знаю, биологом вы стали в Новокузнецке... - Семья приехала в 1951-м из Новосибирска. Учился в Новокузнецком пединституте. В ГИДУВе защищал кандидатскую, в академ-городке - докторскую диссертации. Меня всегда влекли, с одной стороны, биология, физиология. А с другой, науки социальные - проблемы экологии, адаптации, развития, здоровья. Ну и сорок лет преподаю. - Здоровье, педагогика и ваш общественный темперамент закономерно сошлись в практической науке валеологии. Ее развитие в Кузбассе целиком обязано вам. Терпеть, как я это понимаю, уже было нельзя. Дети, которые учатся, это в массе своей больные дети. - И не только те, кто учится. По статистике 35 процентов дошкольников уже имеют плохое здоровье. А дальше проблемы нарастают. 80-85 процентов детей школьного возраста испытывают серьезные проблемы со здоровьем. Более 60 процентов студентов требуют стационарного лечения, 85 процентов учителей имеют хронические заболевания. - Система образования, выходит, не улучшает, а ухудшает состояние здоровья и тех, кто учится, и тех, кто учит? - Причины известны. Растущая учебная нагрузка, гиподинамия, общий психологический и социальный дискомфорт. Неблагоприятных факторов много: биологические, экологические, экономические, социальные... - А еще и педагогические... - Здесь на первый план выдвигается интенсификация умственной деятельности. Учебная нагрузка, по данным валеологической службы КемГУ, возросла на 2-5 часов в неделю. А с учетом домашних заданий рабочий день младших школьников достигает 10-12 часов. У старшеклассников - 15-16 часов. Доказана четкая зависимость числа неврозоподобных реакций учащихся от объема учебной нагрузки. В массовых школах этот показатель достигает 60 процентов из числа обследуемых, в гимназиях - 78-85! На второе место я бы поставил организацию учебного процесса, которая не соответствует оптимальным физиолого-педагогическим требованиям к условиям обучения. Далее - раннее начало дошкольного систематического обучения. Дети приходят в школу уже с нервной перегрузкой. Тут много проблем при переходе от дошкольного к начальному школьному обучению. А еще специальной работы требуют "домашние" дети. Стрессовые последствия авторитарной педагогики. О личностно-ориентированном подходе только говорим. А дисциплину в классе держим преимущественно авторитарным стилем. Обучение слабо связано с внутренней жизнью ученика, его запросами и потребностями. Нет условий для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. То, что хотел бы и мог - не надо. А что не хочу - через не могу! Отсюда перенапряжение физиологических механизмов адаптации. Формируется склонность к зависимому поведению. А это предпосылки к развитию социальной дезадаптации, алкоголизма, наркозависимости. Добавим недостатки в системе физического воспитания детей и подростков. Их двигательная активность не соответствует норме. В результате физическое развитие детей отстает от растущих умственных нагрузок. Снять стрессовое напряжение могли бы регулярные занятия физкультурой и спортом. Это лучшая профилактика психических расстройств. Кстати сказать, хорошие результаты в этом плане в новокузнецкой школе № 6, где уже несколько лет действует хорошо оснащенный спортивно-оздоровительный центр. Показатели здоровья учащихся здесь неуклонно повышаются. Положение усугубляет отсутствие у большинства руководителей школ и учителей специальных знаний, отсутствие у взрослых и детей мотивации к здоровому образу жизни... Словом, школа способствует тому, что за время пребывания в ней число здоровых детей уменьшается в четыре раза. Детей с близорукостью увеличивается в десять раз (с 3-х до 30 процентов). Нарушена осанка у 65 процентов учеников, нервно-психические расстройства у 40... - Но именно школа, в которой дети организованы и находятся целых одиннадцать лет, способна влиять на сохранение, укрепление и развитие их здоровья... - Такая цель определяется концепцией модернизации российского образования, стратегией его развития. На передний план выдвигается проблема внедрения комплекса здоровьесозидающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. Педагогика, психология, физиология - три кита, на которых должна строиться технология образования. - Как прививать интерес ребенка к здоровому образу жизни, когда вокруг все поголовно курят и пьют? - Нам, увы, далеко до всеобщего нетерпимого отношения к вредным привычкам. Но начинать с чего-то надо. Кузбасс свой первый шаг в этом направлении сделал пятнадцать лет назад. Тогда в Кемерове появились два центра здоровья - в КемГУ и областном институте повышения квалификации учителей. Потом на их базе появился областной психолого-валеологический центр. Сейчас у него 67 филиалов. Это школы, районные и городские центры здоровья. Такой мощной инфраструктуры нет ни в одном регионе России. Кузбасс - признанный лидер. Наш опыт перенимают другие области. Преуспел в этом деле и Новокузнецк. "Школы здоровья", районные валеологические центры, межведомственный координационный совет, научное руководство ученых и специалистов Института повышения квалификации... Новокузнецк первым в области принял городскую программу "Образование и здоровье". Она ориентирует каждый детский сад и каждую школу на создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в них; она межведомственна (совместная деятельность с медицинскими, социальными, культурными, спортивными учреждениями); обеспечивает непрерывное образование педагогов и учащихся по вопросам укрепления здоровья. Сейчас такая же программа действует на уровне всего региона. На ее реализацию областная казна в ближайшие два года потратит более 30 миллионов рублей. Современная диагностика. Широкая база данных, позволяющая выявить болевые точки. С каждым обследуемым ребенком ведется индивидуальная коррекционная и профилактическая работа. Через Центры ежегодно проходит порядка 150 тысяч детей. Получают здесь помощь (психологическую, педагогическую и медицинскую) не только дети, но педагоги и родители. - Можно ли говорить о каких-то положительных результатах всей этой оздоровительной политики? - Установлено, что в образовательных учреждениях, работающих по модели "Школа здоровья" (а таких в области более пятидесяти и в четырехстах используются отдельные ее элементы) только за год произошло существенное снижение разного рода нарушений здоровья (опорно-двигательного аппарата - на 26 процентов, заболеваемости ОРЗ - на 16, органов дыхания - на 85 процентов...). Через два года после внедрения новой, как называют ее специалисты, познавательно-развивающей педагогической технологии оздоровительной направленности в систему физического воспитания младших школьников, все сто процентов детей утвердительно ответили, что физической культурой хотели бы заниматься постоянно. Надо ли удивляться, что среди них вдвое увеличилось число ребят с первой группой здоровья, в 3,5 раза - с высоким уровнем физического здоровья. А в результате и успеваемость повысилась на 10-15 процентов. Резерв! А в целом, если в среднем по Кузбассу мы имеем 600 болеющих на тысячу детей, то в школах здоровья их 350, почти вдвое меньше! И на прощание еще один очень греющий душу показатель. Социологическое исследование показало, что у кузбасских школьников здоровье находится на третьем месте среди других ценностей. В то время как у школьников других регионов оно на 16-20 месте. Все начинается в голове... Беседовала Лариса Савицкая.
16.09.2005
Просмотров: 726 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь