
Главный выставочный форум Новокузнецка становится всё менее международным и всё более суверенным.
За арестами последуют перестановки

Кадры в администрации Кемеровской области "перетряхнут".
О ковиде и победе, о любви к животным и к деньгам

В Кузбассе судят женщину за то, что она силой забрала своих собак, похищенных у неё службой отлова.
Согласны с Д. А. Медведевым?
Возможно ли установление мира в российско-украинском конфликте?
Стоит ли "перетряхивать" администрацию Кузбасса?
...


Учитель, которым можно гордиться
С победителем городского конкурса “Учитель года” Еленой Владимировной Севидовой мы встретились через неделю после окончания конкурсных испытаний. Все волнения были позади - хотя бы на время, до следующего этапа конкурса.
Елена Владимировна вернулась к привычной жизни - занятиям со своими, хорошо знакомыми учениками, книгам и тетрадкам. А ведь могло случиться и так, что не довелось бы Севидовой принимать участие в конкурсе педагогического мастерства, она вообще могла бы стать не учителем, а фармацевтом - такая была у нее в школьные годы мечта.
Но работать с лекарственными препаратами было нельзя по состоянию здоровья. А когда зашла речь о том, чтобы уехать учиться в другой город, родители Елены не одобрили эту идею. Оставались два варианта для поступления - СМИ и пединститут. Выбор пал на педагогический.
- С физикой я не “дружила” - пожалуй, это единственный предмет, который мне давался с трудом. С математикой все было прекрасно, а с физикой нет, не понимала я, что это значит - ток идет по проводам. Куда он идет и почему не выходит наружу? - смеется Елена Владимировна. - Хотя педагог у меня был замечательный - Валерий Михайлович Янович. Я учила физику только для того, чтобы честно смотреть ему в глаза. В итоге решила для себя, что пойду в пединститут, а в школе работать не буду.
После долгих раздумий было решено поступать на факультет русского языка и литературы. Правда, пока сдавала экзамены, Елена Владимировна чуть не соблазнилась перспективой пойти на факультет иностранных языков: английский сдала блестяще. Но все-таки осталась на литфаке.
- Учиться оказалось очень интересно, - вспоминает Севидова. - Я поняла, что русский язык - это такая бездна! И полюбила русский язык сразу и навсегда благодаря Анатолию Георгиевичу Балакаю, Сергею Ильичу Иванищеву, Галине Борисовне Вершининой. А на третьем курсе я попала на практику в 26-ю школу, к Ирине Степановне Дубровиной. Это она мне сказала: “Посмотри, как за тобой дети бегают. У тебя получится, это твое…"
Но после окончания института работать Елене Владимировне было уже некогда: до декретного отпуска оставался от силы месяц. Какой школе нужен такой работник? Взяли ее в родную 81-ю школу. Здесь она и работала после рождения дочери два года. А потом наступили трудные времена, в стране началось страшное безденежье… И учительница ушла работать на завод. Просто обмолвилась в разговоре с подругой, что все надоело, что хочется другой жизни. Та рассказала об этом своей маме. Мама работала на ЗСМК.
- Мне позвонили - приходи на собеседование в отдел снабжения. Сначала я думала, что это шутка. Но я приехала на завод, там сказали: “Конечно, образование филологическое, не совсем подходит, но можно попробовать”. Так я стала экономистом в отделе снабжения бюро резино-технических изделий. И через год уже была начальником этого отдела. А еще через год появилась на свет вторая дочь. После ее рождения я на завод уже не вернулась. Четыре года сидела дома с детьми. Потом совершенно случайно встретила коллегу, вместе работали в 81-й школе. Она и позвала меня в 13-ю: “Нам нужен учитель. Хватит сидеть, приходи”.
И вот уже 14 лет Севидова не расстается с любимой профессией, всю душу отдает школе. Ребята, которые здесь учатся, как правило, имеют хорошие результаты ГИА и ЕГЭ. И педагоги работают творчески, привлекают своих учеников к участию в предметных олимпиадах, внутришкольных и городских мероприятиях. А директор, Вера Анатольевна Дробина, была победителем конкурса “Учитель года” в 2006 году. Так что Елена Владимировна продолжает школьные традиции...
Она рассказывает, как проходят уроки литературы, как старается преодолевать нежелание ребят читать. “У нас есть такая проблема, я с ней сталкиваюсь каждый урок, - говорит Елена Владимировна. - Сначала я злилась, мне хотелось каким-то образом заставить их читать. Но как заставить? Иногда приходится что-то кусочками зачитывать, чтобы заинтересовать, иногда кино смотреть, звать в театр. Я выбираю для просмотра такие отрывки, чтобы дать понять, что это разные виды искусства. Они это прекрасно знают и уже не могут сказать: “Я посмотрел “Войну и мир”, можно не читать”. Сочинения в последнее время пишут единицы. Я знаю, что это будет работа реферативного характера, списанная из Интернета. Это не сочинение. А тратить время и выискивать сайты, откуда они списывали, я не могу. Поэтому стараюсь давать задания на выбор: это может быть письменный ответ на вопрос либо сочинение-рассуждение, составление схемы, представляющей взаимоотношения героя с другими персонажами произведения”.
Елена Владимировна старается сделать уроки действительно интересными для ребят, чтобы увлечь их обсуждением характеров литературных героев, поиском важных особенностей их жизни. Например, один из последних уроков был по “Княжне Мери”. Девятиклассникам предложили представить произведение в виде схемы. “Ядро - Печорин. Мы выясняем, с какими людьми он связан, обсуждаем, что мы о них знаем, соединяем героев - Грушницкого, княжну, Вернера, Веру - с помощью цепочек, чтобы ребята из этих цепочек-отношений поняли философию жизни, - с увлечением рассказывает педагог. - Но это для тех, кто читает. А кто не читает, скис. Он тоже хочет это делать, а текста нет… В некоторых классах, хоть улыбайся, хоть уговаривай, читают очень неохотно. Тогда идем другим способом, называется “Круги по воде”: у вас три страницы текста, найдите цитаты, которые характеризуют Печорина. И из этих цитат создаётся портрет”.
Любимый писатель у Елены Владимировны Севидовой - Достоевский, в которого она буквально влюбилась, учась в институте. “Достоевский - вовсе не мрачный писатель, он заставляет заглянуть в глубины нашей души, - уверяет она. - А я - человек, часто сомневающийся, все время выискиваю какие-то моменты, когда нужно сказать - нет, это не так, когда необходимо переоценивать что-то. И Достоевский помогает”.
Дочери Елены Владимировны не пошли по стопам мамы. Она и сама не хотела такой судьбы для них: “Я с детства внушала им - это не ваше. И они до сих пор обижены на меня: мама всегда была занята, даже в музеи и кино ходили с ней, когда она выбиралась туда с классом”. Старшая дочь окончила техникум, затем СибГИУ, теперь успешно работает дизайнером. Младшая тоже учится в индустриальном университете, поступила по совету сестры.
В учениках Елена Владимировна всегда старалась поддерживать увлечение литературой: ребята пишут стихи и даже большие прозаические произведения. Например, Арина Хасанова, которая теперь уже учится в Томском университете, пишет стихи и прозу. “Я читала ее роман, который она начала писать в седьмом классе, это необычный, фантастический роман. Думаю, когда-нибудь я буду ею гордиться”.
А сейчас ребята могут гордиться своим педагогом и его победой в конкурсе. Они болели, поддерживали Елену Владимировну, переживали за нее ничуть не меньше, чем весь педагогический коллектив школы № 13. “Мы с ребятами договорились, что они не будут мне присылать SMS-сообщения во время конкурса, - улыбается она. - Тогда они стали посылать сообщения с неизвестных номеров. Например, приходит “Ни пуха ни пера!” или “Желаем вам удачи”.
Я все удивлялась: кто это мне пишет? А после конкурса им сказала: “Молодцы, выдержали три дня без посланий”. Они захохотали. Оказывается, это они мне писали с телефонов бабушек и дедушек! Болели за меня так же, как мои бывшие ученики, коллеги. Это была мощная поддержка!”
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь