# #
Просмотров: 1273
Тема дня

Обрушение с возгоранием (+3)

Picture

В Курской области при движении грузового поезда обрушился мост.

Просмотров: 2168
Тема недели

Запредельная нормальность

Picture

В Кузбассе не осталось рентабельных угольных предприятий.

Просмотров: 8409
Тема месяца

Кто Гитлера победил?

Picture

Трамп: США внесли самый большой вклад в победу во Второй мировой войне.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Опросы на КузПресс
  Приходилось ли вам справлять нужду в лифте?
  Как, по-вашему, получится у Трампа разделить мир между США, Россией и Китаем?
  "Выкарабкается" ли угольная отрасль из сегодняшнего кризиса?
  ...
добавить на Яндекс
Облсовет народных депутатов заморозил введение новой системы оплаты труда для педагогов

Покой нам только снится

Уложить в газетную статью всё то, что произошло за 2008 год в сфере образования, - задача не из легких. Можно сказать, что для педагогов города прошедший год оказался сродни катанию на “американских горках”: не успеешь дух перевести, а тебя опять подбрасывает. В школе время меряют не календарными годами, а учебными. Основной показатель и итог работы образовательных учреждений - успеваемость, то есть качество образования учащихся, а он подводится уже после годовых контрольных и выпускных экзаменов.

Однако в завершившемся году произошло немало событий, затронувших саму структуру городской системы образования, и начались они сразу после встречи 2008 года.

В январе-феврале комитет образования и науки Новокузнецка приступил к выполнению двухгодичной программы реструктуризации и оптимизации системы образования. Часть школ должны были слиться в единое образовательное учреждение, тем самым освободив помещения под устройство дополнительных мест в детских садах. Среди причин слияния в первую очередь оказался переход на нормативное подушевое финансирование сферы образования и введение новой системы оплаты труда, где всё зависит от количества детей в школе и в классе. Вторая важнейшая причина - снижение численности учащихся с 68146 человек в 2001 году до 47 тысяч с половиной к 2009 году. В то же время очередь на место в дошкольном учреждении перевалила за восемь тысяч малышей.

В результате гимназия № 62 соединилась со школой № 105, 110-я школа перешла под начало 111-го лицея, также слились школы № 21 и 71. После долгих трений и жалоб, подписания протокола согласительной комиссии соединились-таки школа № 7 с углубленным изучением немецкого языка и гимназия № 48 с экологическим профилем. Школа № 75 ликвидирована и закрыта на капитальный ремонт. Три здания освободились под устройство детских садов. В целом же было запланировано в 20 учреждениях провести реконструкцию и открыть дополнительные группы. Правда, это дело не одного года. К 1 сентября в садах дополнительно появилось более четырехсот мест. Уже идет реконструкция нескольких зданий будущих детских садов как в Кузнецком, так и в Центральном районах, по одному зданию в Новоильинском, Орджоникидзевском и Куйбышевском районах. Но средств и в стабильные времена было мало, а сейчас их еще меньше. Похоже, планы по увеличению количества дошкольных учреждений приходится пересматривать. Но именно в конце 2008 года бурными темпами пошло развитие системы семейных детских садов, точнее, групп на базе конкретной многодетной семьи. Сейчас в городе таких групп уже 36, в которых 122 ребенка получает детсадовское воспитание и образование, а их мамы - зарплату.

Вернемся к школе. Прошедшим летом 3800 выпускников 11-х классов покинули школьные стены после обязательной в этом году сдачи Единого госэкзамена по русскому языку и математике и трех экзаменов на выбор. Каков же итог в цифрах? 42 “золотых” медалиста против 27-ми в 2007 году, 82 “серебряных” выпускника, в 2007-м таких было 118. Средняя оценка по математике в Новокузнецке - “3”, по русскому - “3,5”. В пределах Кузбасса наши ребятишки сдали экзамены получше многих, а вот в сравнении со страной показатели пониже. В качестве вывода из результатов итоговой аттестации выпускников 2008 года предложены изменения в Положение об аттестации педкадров, которые предусматривают как разработку каждым учителем личного набора достижений и новых методов преподавания, так и возможность проведения квалификационных испытаний по преподаваемому предмету.

Но не только результатами ЕГЭ определяется эффективность работы педагогов и образовательных учреждений. В 2008 году из 19 учреждений города, подавших заявки на участие в конкурсе инновационных образовательных проектов, 11 стали победителями федерального уровня, 3 - областного. Это самый высокий показатель в области, причем 11 победителей получили по одному миллиону рублей. Кроме того, в конкурсе “Лучшие учителя” 35 новокузнецких педагогов стали победителями на федеральном уровне (в 2007 году - 14), 19 - на областном (в 2007 году - 17). В рамках национального проекта “Образование” в нашем городе была проведена череда всевозможных семинаров и конкурсов, а по статье “Внедрение современных образовательных технологий” новокузнецкие образовательные учреждения получили базовые пакеты лицензионного программного обеспечения. Множество детей съездили на всевозможные олимпиады и заняли по большей части призовые места. Сейчас уже в полном разгаре проведение очередных городских, областных и всероссийских олимпиад и конкурсов, в которых число новокузнецких участников даже выше, чем в прошлом году. Потому можно с уверенностью сказать, что и в 2009-м городская сфера образования без наград не останется.

Как бы нам ни хотелось перечислять и перечислять победы в сфере образования, но когда-нибудь придется обратиться и к новой системе оплаты труда (НСОТ), на которую в качестве эксперимента с первого сентября перешли 74 образовательных учреждения города. Этому предшествовал перевод на подушевое финансирование, при котором материальное обеспечение школ стало напрямую зависеть от количества учеников. Кроме того, пришлось из штата образовательных учреждений вывести часть обслуживающего непедагогического персонала, чтобы оплата труда сантехников, электриков и т.д. не ложилась дополнительной нагрузкой на фонд оплаты труда самого учреждения. Все это можно назвать необходимой частью всей сложной работы по переводу образовательной сферы с привычной нам тарифной сетки, в которую много лет укладывалась зарплата бюджетников, к системе оплаты труда, базирующейся на трех постулатах: базовом, компенсирующем и стимулирующем.

Зарплата педагога, по мысли создателей НСОТ, складывается из базовой доли, то есть оклада, компенсационной, полученной за дополнительную работу по профилю (проверка тетрадей, классное руководство и т.д.), и стимулирующей доли, которую педагог получает за различные достижения, как собственные, так и своих учеников. Заявленная цель НСОТ - повышение качества образовательного процесса за счет развития творческой активности педагогов и, соответственно, повышение оплаты труда. На страницах газеты было немало высказано по поводу объективности и этичности новой системы оплаты труда. Сейчас спустя несколько месяцев можно сказать вполне объективно, что если о повышении качества образования наших ребятишек вследствие введения НСОТ говорить просто рано, то об уровне зарплаты педагогов - самое время.

В том виде, в каком новая система стала применяться в школах с сентября 2008 года, она оказалась малоэффективной. В приблизительных цифрах это выглядит так: из десяти педагогов четверо получили незначительную прибавку к зарплате, у еще одного педагога изменений не произошло, а оставшиеся пятеро получили столь мало, что задумались об увольнении. Особенно пострадали учителя иностранного языка и технологии, у которых классы делятся на группы гораздо меньше 25 человек. Потеря в деньгах из-за малой наполняемости стала такой значительной, что никакими стимулирующими прибавками за личные успехи в преподавании или победы учеников её не покроешь.

Более точные выводы о результатах эксперимента можно будет сделать позднее. Однако и того, что есть, хватило, чтобы, как сообщил нам Александр Владимирович Шелковский, председатель Новокузнецкой городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, принять решение о том, что при начислении зарплаты будет браться во внимание наполняемость не конкретного класса, а в целом по школе, так как этот показатель, как правило, более высокий.

Под занавес 2008 года стало известно, что областной Совет народных депутатов принял решение заморозить дальнейшее введение новой системы оплаты труда в Кузбассе. Причина в кризисе, который не располагает к широким экспериментам с зарплатой. Вернуться к продвижению НСОТ в педагогические массы планируется весной или, что более вероятно, летом этого года. Однако отказываться от нововведения никто не собирается, поэтому время “застоя” предлагается использовать для доработки и внесения изменений, которые позволили бы в действительности повысить зарплату педагогам, как это и было задумано.

Татьяна Эмих
19.01.2009
Просмотров: 957 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь