От бессмысленности - к осмыслению

Войны начинаются и заканчиваются. Всему своё время.
Пойдёт ли Москва на 30-дневное перемирие?
Согласны ли вы на самозапрет кредитов и микрокредитов?
Что мешает установлению мира в Украине?
...

Когда в опасности ребёнок
Случаи жестокого обращения с детьми и подростками - сегодня установленный факт. По данным МВД, ежегодно 17 тысяч детей в стране становятся жертвами насилия. Это статистика криминальная. Но есть другая статистика, которая нигде не фиксируется.
Что происходит порой за закрытыми дверями - в семье, в школах, в детских учреждениях? О психологическом насилии над детьми мало знают, о нем не говорят. В обыденной жизни его насилием даже не считают. Если мама во всеуслышание обзывает своего сына идиотом, скорее всего, никто не скажет, что она жестоко с ним обращается. На самом же деле это не что иное, как психологическое насилие. Есть и более серьезные ситуации, когда детей систематически избивают, растлевают и т.д.
Как защитить детей и подростков? Куда им обращаться за помощью? Об этом шла речь на международной конференции в Великом Новгороде, собравшей сотрудников психологических ассоциаций, кризисных центров и 'телефонов доверия'. Конференция была организована Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения. Одна из программ фонда - 'Детские 'телефоны доверия'. Специалисты считают, что экстренная психологическая помощь по телефону - дейст-венная мера в профилактике социального сиротства.
В конференции участвовали новокузнечане - начальник отдела комитета соцзащиты городской администрации Светлана Батуева и директор муниципального центра психолого-педагогической помощи Наталья Сосновская. Рассказывает Наталья Сосновская.
-Детский 'телефон доверия' в городе существует больше десяти лет. Номера этой линии (71‑30‑54 - звонки принимаются с 12 до 20 часов; 89511603754 - круглосуточно) должны быть известны и доступны каждому ребенку. Как телефоны службы спасения, милиции. Телефон детской линии детям надо записать в дневник, запомнить.
Ребенка с его проблемой здесь выслушают и помогут. Обсудят, разберут сложную или опасную ситуацию, выявят степень риска. Наметят план поведения, назовут места и адреса, куда можно обратиться.
Кроме профессиональных психологов на телефоне работают волонтеры - подростки, студенты. Взрослому дети могут не рассказать о своей беде, а ровеснику, вполне возможно, расскажут. По четвергам на 'телефон доверия' телефонные обращения принимает священник.
Ребенок, если хочет, может сказать свои имя, фамилию, адрес. В этом случае мы свяжемся со школой, с социальными работниками, с психологами, с инспекцией по делам несовершеннолетних.
Поступающая на детскую линию информация показывает, где неблагополучно. Но беда в том, что у нас нет системы кризисной помощи детям и соответствующей инфраструктуры. Мало кто из детей знает, как вести себя, например, в случае нападения на улице, о том, что после нападения надо немедленно обратиться в травмпункт, а там должны назначить экспертизу. Возможно, в школах на уроках обеспечения безопасности жизнедеятельности рассказывают об основах самозащиты, но не думаю, что дают схему поведения в условиях города, с конкретными адресами и указанием служб.
В городе нет убежища для детей, куда ребенок может прийти, если идти больше некуда. Вот случай. Девочка поссорилась с матерью, убежала из дома, на 'телефон доверия' позвонила с вокзала. Сказала, что пойти не к кому, нет таких подружек и знакомых. Нашли для нее единственный вариант - вернуться в свой подъезд и сидеть у дверей квартиры... Но ведь это не дело! В детском приюте, если ребенок придет туда сам, его просто не примут. Остается улица. А это вдвойне опасно, если ребенок в состоянии психологического шока или испытал физическое насилие.
Экстренная психологическая помощь по телефону в таких случаях могла бы стать интегрирующей службой. В таком же, как Новокузнецк, промышленном городе Череповце на 'телефоне доверия' сходятся все каналы, от которых ребенок может получить помощь. Консультанты 'телефона доверия' немедленно сообщают о произошедшем в опеку, в медицинские учреждения, в образовательные структуры, в милицию. В телефонно-компьютерные линии связи вложила деньги корпорация 'Северсталь'. В Екатеринбурге на 'телефон доверия' в случае опасности можно позвонить с улицы по бесплатному телефону-автомату. Это все - примеры реальной заботы. У нас, к сожалению, город глух к этой проблеме. 'Телефон доверия' существует 15 лет, а кто-то из горожан до сих пор не знает, что такая служба есть. Мы сами вынуждены себя 'рекламировать'. А ведь экстренная помощь - это социальная служба. В некоторых ситуациях она единственно возможна и доступна, и в ее развитии город, депутаты, общественность должны быть заинтересованы.
Записала Татьяна Петрова.
"Кузнецкий рабочий"
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь