О ковиде и победе, о любви к животным и к деньгам

В Кузбассе судят женщину за то, что она силой забрала своих собак, похищенных у неё службой отлова.
Согласны с Д. А. Медведевым?
Возможно ли установление мира в российско-украинском конфликте?
Стоит ли "перетряхивать" администрацию Кузбасса?
...

"Вполовину не умею... Может, в этом счастье?"
Галине Павловне Чичкань, преподавателю русского языка и литературы, заместителю директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 44, присвоено звание "Заслуженный учитель Российской Федерации".
Созвониться заранее не удалось, а найти в школе тоже оказалось непросто. Наконец нашла Галину Павловну за составлением с коллегами какой-то программы. В кабинет беспрерывно заглядывали, телефонные звонки не умолкали. Многим, многим надо было о чем-то спросить, что-то попросить, чем-то поделиться с нею. Разговор так и шел в обстановке школьной круговерти, привычной для моей собеседницы.
- Никогда никем не хотела быть, кроме как учителем, - ответила она на мое поздравление. - Голос любимой учительницы Анны Дмитриевны Хлебниковой помню до сих пор. "Возьмем глагол за ручку и поведем к нашей таблице, посмотрим, к какому спряжению он относится. Ко второму - все глаголы на ить, кроме брить и стелить, и одиннадцать глаголов - далее стихами - исключение. Я тогда не знала, что это прием, игра, чтобы лучше запоминалось. Но стихи помню и детей учу так же. Хотя классы у меня старшие - десятые и одиннадцатые. Правила повторяем, знания систематизируем.
- Вы ведете и русский язык, и литературу. Не делите, как это где-то делают?
- Русский язык, культура речи, язык художественной литературы - как их делить?! Живое единое целое. Ставлю задачей научить детей грамотно излагать мысль в любой речевой ситуации. В общении с друзьями, на научной конференции, в деловой обстановке, в транспорте на улице, в театре. Помнить, что говорят, кому и зачем. Монолог, диалог, полемика, переговоры... Это искусство! Не всегда говори, что знаешь. Но всегда знай, что говоришь.
- Последнее трудно соблюсти не только детям, но и взрослым. Особенно людям темпераментным, эмоциональным, взрывным.
- Если на меня намекаете, то да, я максималист, могу сказать горячо, даже резко. Не смолчу, не пройду мимо того, что меня возмутило. У меня даже стихи есть о том, что напрасно молчание называют золотом. "О глыбы золота-молчанья в прах разбиваются сердца... Молчанье тяжелее молота и холоднее льда". Горячность мою мне прощают за мою искренность. Дети это хорошо чувствуют.
- Ладите с ними?
- Ладим. Никогда не прибегаю к чьей-то помощи в случае какого-то непонимания. Ни к родителям, ни к классному руководителю. Если сама не разрешу конфликт, никто за меня его не решит. А на голову дети сядут, как только почувствуют слабину.
Вообще плохая дисциплина - сигнал учителю. Значит, на уроке неинтересно. Или возбуждены от предыдущего урока, что-то там произошло. Тогда надо менять тактику (методику) на ходу. Бывает, есть необходимость посадить на урок сразу два класса. Объясняю почему. И что это может дать. Мотивирую детей. Ведь и мне, и им труднее сосредоточиться. Говорю, что прочту лекцию, что урок приближен к вузовскому занятию, что надо будет сдать конспект.
- Сочинения вовремя сдают или тянут неделями?
- Вовремя, научила. Даю срок. В назначенный день сдают тетради в открытом виде. Если увижу, что недописано, предлагаю дописать, в залог беру портфель.
- ?!
Есть дисциплина. Надо уметь все делать хорошо и в срок. Как иначе научить? Зато и сама проверяю работы к следующему уроку. Вчера диктант давала, домой пришла поздно, совещание было. Но работы, уже оцененные, сегодня принесла. Это норма, обязательное условие наших взаимоотношений. Требуешь уважения к себе - изволь сама уважать ребенка.
- Интересный урок - тоже форма уважения к детям. Я как-то сделала открытие, что некоторые мои коллеги впервые прочли великие литературные произведения уже после школы.
- Всегда помню, как Твардовский огорчился, когда "Василия Теркина" включили в школьную программу: "Теперь читать не будут". И стараюсь, чтоб читали, наслаждались, возвращались. Чтобы и в будущей жизни могли припадать к ним, как к чистому источнику.
- Знаю, что ваши ученики занимаются литературоведческими исследованиями, помню работу Ольги Лещинской - сопоставительный анализ цветовой гаммы в поэзии и живописи.
- Да, она сравнивала "Утро стрелецкой казни" Сурикова и А. Тарковского; "Гамаюн, птица вещая" Блока и Васнецова. Дипломом Всероссийской конференции была награждена. Назову еще работы лауреатов: "Музыкальные ассоциации в поэзии Ахматовой, "Портретная галереЯ музыкантов в лирике Мандельштама" (Бах, Глюк, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Скрябин...).
Не каждого ученика можно пориобщить к научным исследованиям. Но у каждого надобно воспитывать культуру художественного восприятия. Процесс постижения тайны искусства - процесс деликатный, нерегламентируемый. Учитель не должен стоять в позе всезнайки, указывающего, что именно и как должен постичь ученик в данном произведении. Сокровенной своей стороной открывается оно разным людям по-разному. И ученик способен угадать в тексте то, что никому другому в нем не увидеть. Факт жизни, мир автора, чуткость восприятия читателя... Из несамостоятельных потребителей художественных ценностей учимся быть полноценными участниками культурной жизни общества.
- Высокая планка.
- А иначе зачем? Все, что ты делаешь, надо делать хорошо. Высокая планка в отношениях с детьми и коллегами в требованиях к жизни и самой себе. Чувство своей ответственности. Патриотизм. Люблю свою семью, школу, город, страну. Так меня воспитывали. Где родился, там и пригодился. Нам не до ордена, была бы Родина и каждый день - Бородино. - Галина Павловна улыбается, смягчая пафос высоких слов, искренность которых тем не менее очевидна. - У меня надежные друзья - со школы, с институтской скамьи, по работе. Мне везло на коллег, я работала с сильными директорами. Лидия Васильевна Шамец, Тамара Евгеньевна Потокина. Генераторы идей, двигатели, организаторы.
Мне самой не один раз предлагали взять школу. Хотелось! Но... Не уверена, что хватит сил стойко вести свою политику, преодолевая неизбежное сопротивление нового коллектива. Уйти из 44-й - это как пересесть из кабины истребителя в "кукурузник". Наверное, сравнение хромает, я ведь себя оправдываю. Но я так чувствую. И потом, здесь так много сделано...
- Быть учителем на роду написано?
- Учительские качества из меня прямо выпирали. Нравилось тетради проверять (помогала учителю). Игры с детьми затевать, сценарии писать, на сцене выступать. Всю жизнь пою, на аккордеоне играю. Руководила известной в свое время агитбригадой "Альтаир", была даже комиссаром городского штаба студенческих стройотрядов.
Но по-настоящему сложилась как учитель и завуч в 44-й. Выпустила за это время 100 медалистов, цифра точная, не сомневайтесь. Это моя работа как словесника. А как завуча - десятки программ, концепций, система работы с одаренными детьми, элективные курсы, статьи в педагогических изданиях.
Всегда знала: учитель - это звучит гордо. Ведь "открывать, учить, творить - скажите, разве каждый сможет?" И в нас - начало всех поэм, и в нас истоки всех открытий.
- Опять стихами говорите?
- Скоро должен выйти сборник стихов "Философия жизни".
Сгорит звезда огнем кометным,
Зарей окрасится Восток,
И чьим-то станет вздох последним,
А чей-то станет первым вздох.
Что наша жизнь: дорога в вечность
Иль окончанье всех дорог?
Но в каждом вздохе - бесконечность,
Но жизнь - любая -
Только вздох!
Беседовала Лариса Савицкая.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь