#
#
Просмотров: 966
Тема дня

"Мы не страна, а сплошная демографическая дыра"

Picture

Сегодня 20 апреля исполнилось бы 75 лет генералу Александру Ивановичу Лебедю.

Просмотров: 4506
Тема недели

Денис Ильин уходит?.. (+5)

Picture

Как мы вчера сообщали, в администрации Новокузнецка произошли серьезные структурные изменения.

Просмотров: 8175
Тема месяца

Смерть и свобода

Picture

Ну и неделька выдалась! Началась с ареста министра, а закончится...

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Опросы на КузПресс
  Красите ли вы яйца на Пасху7
  Место ли пиву на стадионах?
  Должно ли у государств быть право на территориальную целостность?
  ...
добавить на Яндекс
Новый стандарт для старшеклассников - шаг к падению общекультурного уровня страны

Вид в профиль

В Министерстве образования и науки утвердили новый стандарт для старшеклассников.

Седьмого июня Минюст зарегистрировал пришедший из Министерства образования проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Этот документ прописывает, как и что должны изучать школьники двух последних классов, и на его основе пишутся соответствующие образовательные программы. Наряду с "Законом об образовании" ФГОС относится к числу важнейших для школы документов, но, в отличие от стандартов для младшей и средней школы, принятие ФГОС для старшеклассников сопровождалось настоящими боями.

Утверждение предыдущей версии документа было приостановлено по личному указанию тогда еще премьера Владимира Путина - причиной тому стал громкий скандал, разразившийся в конце января 2011 года. Искрой, которая разожгла пыл обычно не склонного изучать тексты готовящихся законопроектов общества, стало письмо учителя русского языка и литературы Сергея Волкова, опубликованное в ЖЖ. Волков в нескольких абзацах изложил суть будущего стандарта: вместо привычного набора обязательных предметов ученики старших классов теперь будут проходить только три курса - ОБЖ, физкультуру, новую дисциплину "Россия в мире", а также выполнять некий индивидуальный проект. Все остальные уроки переходят в разряд "по выбору", и из них школьники обязаны взять себе еще семь предметов.

ФГОС предписывал, чтобы выбранные дополнительные курсы захватывали все шесть обязательных предметных областей, которые включают те же дисциплины, которые школьники изучают сейчас. Однако предлагаемые правила выбора не позволяли ученику взять себе, например, химию, физику и биологию, так как все они относятся к одной области, а стандарт не давал выбирать больше двух "родственных" предметов.

Под письмом Волкова подписались десятки тысяч возмущенных комментаторов (хотя зачастую и не до конца разобравшихся в сути будущих перемен), еще сотни его перепостили, и на поднявшийся шум обратили внимание СМИ. Журналисты писали гневные статьи, обращались за комментариями к чиновникам, организовывали обсуждения с экспертами. В итоге принятие ФГОС притормозили, и документ отправился на доработку.

Новый стандарт

Сейчас публике представили проект нового стандарта, созданный, как утверждается, с учетом пожеланий критиков. По сравнению с предыдущей версией текст значительно переработан, однако общий принцип выборности предметов и составления индивидуальных образовательных программ остался неизменным.

Несмотря на опасения многих критиков стандарта, общее количество учебных часов у старшеклассников не уменьшится, а, напротив, вырастет: вместо 36 обязательных часов школьники будут проводить на занятиях до 37 часов в неделю.

Как и в прошлом варианте стандарта, старшеклассников обяжут проходить набор обязательных курсов, но теперь их количество увеличится с четырех до шести. Помимо физкультуры, ОБЖ и проекта школьники будут изучать русский язык и литературу, математику и историю (которую можно заменить на "Россию в мире"). Все остальные дисциплины по-прежнему относятся к числу выборных и распределяются на шесть обязательных предметных областей - то есть ученик должен выбрать хотя бы по одному курсу из каждой области: "Филология", "Иностранные языки", "Общественные науки", "Математика и информатика", "Естественные науки", "Физкультура и ОБЖ". Кроме того, ученику предлагается несколько дополнительных предметов, к которым относятся, например, "Дизайн", "Психология", "Астрономия" или "Искусство".

Важная особенность нового стандарта - введение так называемого профильного обучения. Переходя в старшую школу, ученик сам выбирает, в каком направлении он хочет двигаться дальше: углубить ли, например, изучение гуманитарных наук или же сосредоточиться на математике и информатике. Всего разработчики предлагают пять возможных профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный (для тех, кто не смог определиться). Кроме того, теоретически, школьник может составить для себя индивидуальный образовательный план.

Требование непременно выбрать хотя бы один предмет из каждой области позволяет избежать ситуации, когда старшеклассник вовсе не изучает, допустим, химию. Впрочем, естественные науки в новом стандарте оказались в незавидном положении: они присутствуют только в выборной части учебной программы, в то время как другие "главные" дисциплины вроде русского и математики присутствуют и в обязательной части. В итоге ученики, которые испытывают совсем уж стойкое отвращение к пробиркам, Дарвину и закону Ома, смогут ограничить свои контакты с ненавистными дисциплинами курсом "Естествознание". Кроме того, неясно, что будут делать с учениками, выбравшими "непопулярные" курсы: вряд ли все школы будут в состоянии проводить отдельные уроки для нескольких человек.

Если отвлечься от деталей, новый ФГОС более или менее копирует стандарт международного бакалавриата для старшеклассников - образовательной программы, популярной во многих странах. Эта программа предполагает выбор шести предметов из шести предметных групп, причем три дисциплины школьник изучает на продвинутом уровне и три – на базовом. Плюс, международный бакалавриат содержит два больших курса: Theory of Knowledge ("Теория познания", включает основы научных методов анализа, научных моделей, основ аргументированного ведения дискуссий и написания эссе) и Creativity, Action, Service ("Творческий подход, деятельность, общественные работы"; сюда входит какой-либо творческий проект, та или иная подвижная деятельность и социальная работа).

В отечественной версии число обязательных предметов было расширено, зато исчезли обязательные на Западе, но пока чуждые российским школьникам творческие проекты и дисциплины.

За и против

Разработчики ФГОС настаивают, что возможность выбора очень важна в современном мире и что насильно впихивать в учеников ненужные им знания - гиблое дело. "Изучения всех этих предметов до девятого класса на базовом уровне вполне достаточно, если ориентироваться на общекультурный уровень, - считает участвовавший в создании первого варианта ФГОС руководитель московского Центра образования №548 "Царицыно" Ефим Рачевский. - Школа не должна вталкивать в человека голое знание, а должна научать его это знание добывать".

Противники нового стандарта указывают, что его внедрение приведет к резкому падению общекультурного уровня - в первую очередь, из-за фактического уменьшения количества часов, отводимых на естественно-научные дисциплины. "Мы можем прийти к тому, что было в России в дореволюционную эпоху - к церковно-приходским школам. Тогда считалось, что простой человек имеет право научиться читать, писать, считать - и не более того", - предрекает президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков.

Сокращение числа уроков физики, биологии и химии - а то, что многие школьники с огромным удовольствием откажутся от трудно усваиваемых предметов, не вызывает сомнений - дополнительно вызывает опасения из-за того, что в интернете гуляет огромное количество псевдонаучной информации. Без должного бэкграунда человеку сложно будет отличить шарлатанство от правдивых сведений, а такая неразборчивость опасна, в лучшем случае, для кошелька, а в худшем - для здоровья. Остается надеяться, что курс естествознания будет в состоянии обеспечить школьникам должное количество знаний.

Из очевидных плюсов нового стандарта можно отметить появление таких дисциплин, как "Экономика" и "Право" - во все более усложняющемся мире грамотность в этих вопросах становится практически жизненно необходимой.

Благие пожелания

Но выборность и разжалование части предметов из обязательных в дополнительные - не единственное, к чему можно придраться в новом ФГОС. Многие методисты и учителя критикуют стандарт за слишком размытые требования к знаниям, которые должны получить учащиеся по итогам освоения курса старшей школы. Вместо конкретных навыков и умений школьника, которые легко проверить, во ФГОС прописаны абстрактные высокие результаты, которые он получит, следуя программе.

Вместо более или менее конкретных итогов обучения, вроде умения находить Гондурас на карте или способности рассказать о теории эволюции, во ФГОС обозначены туманные "владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения" или "владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью". Под такие неконкретные формулировки можно подогнать очень широкий спектр образовательных программ, и все они будут соответствовать стандарту несмотря на многократные различия в количестве передаваемых ученикам знаний.

Очевидно, что во ФГОС - базовом документе - невозможно детально прописать, что именно школьники должны проходить на каждом уроке. Однако в предшествующих вариантах стандартов для старшей школы фигурировало понятие "обязательного минимума знаний", который относительно легко подвергался контролю. А как проверить качество освоения школьной программы у ученика, который будет учиться по новому ФГОС с чрезвычайно размытыми требованиями к тому, что должно быть в голове на выходе, - непонятно.

Еще один неясный момент нового стандарта касается денег, а точнее, тех денег, на которые школы должны обеспечить условия, необходимые для "реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования". В документе указано, что образовательные учреждения должны иметь не только обычные и компьютерные классы, но также цеха и мастерские, медиатеку, "актовые, спортивные и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки (sic!)" и так далее. Откуда школы должны брать средства на строительство всех этих чудес, в стандарте не указано.

Несмотря на все эти вопросы внедрение ФГОС для старшей школы стартует уже в ближайшее время - его апробация может начаться в сентябре 2013 года. Окончательно на новый стандарт школы должны перейти к 2020 году, и, кажется, пересматривать эти сроки в Минобре не собираются. "Всю критику учесть невозможно, но конструктивные предложения были учтены", - однозначно заявил министр образования Дмитрий Ливанов.

Источник: Lenta.ru

Ирина Якутенко
Фото: РИА Новости, Григорий Сысоев
22.06.2012
Просмотров: 2175 | Комментариев: 25
Alexei1950 22.06.2012 09:34
я думаю в последних классах ученик уже должен определяться в какую область науки или деятельности направить свои стопы!и готовиться к поступлению в вуз или колледж !расширять знания в этом направлении!например в металлургию-какие науки нужны там?математика химия физика может быть иностранный))вот и уделять этим предметам больше часов!а историю можно почитать и на досуге-если ты интересуешься ею!
0
0
=
0
григорий 22.06.2012 14:54
Подростки часто и вуз закончат, а определиться никак не могут
0
0
=
0
Zima 22.06.2012 15:53
Это в том числе, что и рабочих мест нормальных нет. Имеются только такие, где зарплата что работай/что не работай.
0
0
=
0
Грущщик 22.06.2012 16:20
Zima: Это в том числе, что и рабочих мест нормальных нет. Имеются только такие, где зарплата что работай/что не работай.



вот и у меня так
хочешь грузи\хочешь не грузи
0
0
=
0
Zima 22.06.2012 09:52
Новый стандарт - профанация даже вводимой идеи индивидуализации. Никто не будет держать учителя ради 3-4-х человек, которые будут изучать, предметы не пользующиеся популярностью. Все сведется к обязательному распределению "по имеющимся возможностям".
0
0
=
0
Консуэло 22.06.2012 11:03
Почему всегда на детишках отыгрываются "Реформаторы"? Пусть ставят эксперимент на себе, попробуют проживать на прожиточном минимуме
0
0
=
0
GoodWin 22.06.2012 11:47
Слышал, что раньше наши выпускники пользовались спросом за рубежом на работах, которые требовали смекалки, нестандартного подхода. Теперь будут как все. Пробки со смайликами
0
0
=
0
Православный 22.06.2012 12:22
Надо вернуться к советской средней и высшей школе. Убрать из нее всю идеологическую шелуху и будет самое то.
Даже старые учебники кроме истории и лит-ры тупо репринтнуть … ну немного дополнить новейшими открытиями, разве что...вкладыши сделать...
Да пожалуй уже не получится (...учителя уже не те
У нас даже географичка мне однажды сказала - портЫ это у тя "вася" на попе, а пОрты...и с тех пор я журналистов всегда поправляю, даже один раз чуть не побили:)
А хорошо (да не дай Бог) в больницу месяца на 2 попасть как я в 9 классе...химик у нас бухал частенько с физруком и я химию не знал вообще...два месяца со мной баушка-химичка в больнице индивидуально занималась с самого начала...так я потом самого химика в школе поправлял!...
И учебники раньше были хорошие... готовился я к поступлению в институт по ним и учителей не надо было...
набрал их в рюкзак, вперемежку с картошкой и консервами и ушел на неделю в тайгу...вернулся просветленным махатмой :)…такие были учебники…
0
0
=
0
григорий 22.06.2012 15:12
Раньше качество образования было выше, педагоги честью для себя считали эту работу, сейчас сплошная беготня за деньгами, в которой они проигрывают
0
0
=
0
Грущщик 22.06.2012 15:22
григорий: Раньше качество образования было выше, педагоги честью для себя считали эту работу, сейчас сплошная беготня за деньгами, в которой они проигрывают


а при чем тут педагоги?
0
0
=
0
Сципион 22.06.2012 17:47
Православный: Надо вернуться к советской средней и высшей школе. Убрать из нее всю идеологическую шелуху и будет самое то.
Даже старые учебники кроме истории и лит-ры тупо репринтнуть … ну немного дополнить новейшими открытиями, разве что...вкладыши сделать...
Да пожалуй уже не получится (...учителя уже не те
У нас даже географичка мне однажды сказала - портЫ это у тя "вася" на попе, а пОрты...и с тех пор я журналистов всегда поправляю, даже один раз чуть не побили:)
А хорошо (да не дай Бог) в больницу месяца на 2 попасть как я в 9 классе...химик у нас бухал частенько с физруком и я химию не знал вообще...два месяца со мной баушка-химичка в больнице индивидуально занималась с самого начала...так я потом самого химика в школе поправлял!...
И учебники раньше были хорошие... готовился я к поступлению в институт по ним и учителей не надо было...
набрал их в рюкзак, вперемежку с картошкой и консервами и ушел на неделю в тайгу...вернулся просветленным махатмой :)…такие были учебники…
Не идеализируй, брат.
Образовательный процесс у нас по синусоиде движется. В 1990-е детей перегрузили, мой последыш в начальной школе по русскому языку учил грамматические категории, до которых мы дошли только в седьмом, да ещё два языка - английский и немецкий плюс некую "историю цивилизации", где, например, фигурировал "Эпос о Гильгамеше", о котором я нечто узнал лишь на филфаке университета.
Плюс всякая забавная фигня типа "Изобразительное искусство", "Музыка" и "Театр". И ещё танцевать учили.
Всё это назвали "гимназия" с гуманитарным уклоном. И я так понял, что уклон был за счёт математики, физики, химии. Что никак не хорошо, ибо физматзнания полируют разум.
С другой стороны, пацан был и так жутко перегружен "гуманитарными" уроками и его было просто жалко - жить ему было некогда, только уроки. Как, впрочем, и у большинства его соклассников.

Рациональное зерно новой образовательной программы состоит в облегчении жизни школярам. Вон у немцев олни учатся 12 лет, не осваивая и трёх четвертей программы обычной советской школы.
М.б., со временем придётся перейти на две формы классического среднего образования, как до революции: реального, т.е. с техническим уклоном, и гимназического, когда учили языки, историю народов и проч.

Лично для меня школа, особенно старшие классы (мы учились 11 лет), была местом общения, а не образования. В конечном итоге интересы моих одноклассников разделились, наш выпуск состоял из 27 человек, разброс профессий оказался от энергетиков до библиотекарей, от математика до химика (оба, кстати, доктора наук), от учителей до бухгалтеров и от профессионального спортсмена до литератора.
Практически все, между тем, получили высшее образование.

ПиЭс: журналисты, как правило, малограмотны, некоторые редактора газет, к примеру, нетвёрдо знают, как писать слово "ЭКСПЕРИМЕНТ". Да и другие слова. И запятые втыкают куданипопадя.

ПиПиЭс. "ПортЫ", когда речь о морских и речных портах, в разговорной речи допускаются, это не ошибка.
0
0
=
0
SBPopov 23.06.2012 03:57
Сципион:
Православный: Надо вернуться к советской средней и высшей школе. Убрать из нее всю идеологическую шелуху и будет самое то.
Даже старые учебники кроме истории и лит-ры тупо репринтнуть … ну немного дополнить новейшими открытиями, разве что...вкладыши сделать...
Да пожалуй уже не получится (...учителя уже не те
У нас даже географичка мне однажды сказала - портЫ это у тя "вася" на попе, а пОрты...и с тех пор я журналистов всегда поправляю, даже один раз чуть не побили:)
А хорошо (да не дай Бог) в больницу месяца на 2 попасть как я в 9 классе...химик у нас бухал частенько с физруком и я химию не знал вообще...два месяца со мной баушка-химичка в больнице индивидуально занималась с самого начала...так я потом самого химика в школе поправлял!...
И учебники раньше были хорошие... готовился я к поступлению в институт по ним и учителей не надо было...
набрал их в рюкзак, вперемежку с картошкой и консервами и ушел на неделю в тайгу...вернулся просветленным махатмой :)…такие были учебники…
Не идеализируй, брат.
ПиПиЭс. "ПортЫ", когда речь о морских и речных портах, в разговорной речи допускаются, это не ошибка.


Забыл как звать, но одна "старорежимная" бабушка, из эмигрантов начала 20 века говорила по поводу "ПрофессорА": "Вы так скоро начнёте и офицерА говорить."
На моём уже веку в угоду двоешникам "кофе" стал гермафродитом двуполым и "Кемерово" можно, оказывается не склонять...
0
0
=
0
Сципион 23.06.2012 09:15
Нормы, даже самые строгие, меняются вслед за языком, приспосабливаясь к нему.
"Кофе" стал двуполым, да. Но "Кемерово" надо склонять по-прежнему.
0
0
=
0
Zima 22.06.2012 15:54
О. Смолин говорит, что Кудрин как-то озвучил сумму в которую обошлась разработка нового стандарта - 1 млрд. рублей.
0
0
=
0
Фандорин 22.06.2012 16:02
Там же яйца круще, на распил в 3 млн никто и не плюнет
0
0
=
0
SBPopov 22.06.2012 15:59
Грустно. Придётся, как Православный в детстве, для своих тоже "баушек" искать, чтобы подучили. Мысль, кстати, дельная, попробовать старые учебники отрыть, по ним потестировать свою шестиклассницу :)
0
0
=
0
Фандорин 22.06.2012 16:03
Да и себя проверить не помешает
0
0
=
0
Фандорин 22.06.2012 16:04
Столицу Чада или Ботсваны то помните?
0
0
=
0
me1 22.06.2012 17:10
Фандорин: Столицу Чада или Ботсваны то помните?
Некоторые столицу России не знают
0
0
=
0
Сципион 22.06.2012 17:49
А что есть такие страны?
ГЫ-ГЫ...
0
0
=
0
SBPopov 23.06.2012 03:50
Фандорин: Столицу Чада или Ботсваны то помните?


Да не помню, конечно, но и не расстраиваюсь по этому поводу. Расстраиваюсь от того, что моя "отличница" математику на отлично не тянет :(
Я считаю, что "среднее" образование - это базовый фудамент - математика, русский, русская-советская литература, общая история, география в общем понятии, без Зимбабве и Ботсваны
0
0
=
0
чилим 22.06.2012 16:14
SBPopov: попробовать старые учебники отрыть, по ним потестировать свою шестиклассницу :)

Нынешние учителя на полном серьезе рекомендуют родителям заниматься дополнительно со своими чадами по старым учебникам. Ибо в современных ничего не найдешь...
0
0
=
0
don_carlos 22.06.2012 19:54
Zima: О. Смолин говорит, что Кудрин как-то озвучил сумму в которую обошлась разработка нового стандарта - 1 млрд. рублей.
Это откат уродам, которые разрабатывали эту мерзость и ломали олдскульную систему, за "геноцид" чужих детей, потому как своих "глистов" (с)by sdrasstriga они уже давно "высрали" (с)by sdrasstriga в лондоны и парижы..

зы: сори за стиль, но из песни слов не выкинешь.
0
0
=
0
ми-77 22.06.2012 20:20
Грубо конечно, но.... в одном только Лондоне около 5000 школьников и студентов из России, так, что по сути верно.
0
0
=
0
григорий 23.06.2012 01:35
Потому так и живем
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь