#
#
Просмотров: 4116
Тема дня

Траур по транспорту

Picture

В Новокузнецке прошла акция протеста частных перевозчиков.

Просмотров: 13993
Тема недели

Муниципальный автотранспорт исчезнет вслед за частным

Picture

О том, что деятельность муниципальных автопредприятий по перевозке пассажиров будет прекращена, заявил на этой неделе глава Новокузнецка Сергей Кузнецов.

Просмотров: 39404
Тема месяца

"Отсюда хочется убежать сразу"

Picture

"Худшая столица сибирских регионов - Кемерово?" Гость портала КузПресс Лев Агни предлагает удивиться вместе с ним.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Опросы на КузПресс
  Как вы оцениваете результаты аукциона и новую маршрутную сеть Новокузнецка?
  Как вы относитесь к протестам в Хабаровске?
  Должен ли был президент страны выполнять требования террориста?
  ...
добавить на Яндекс

Наш великий, могучий

Когда в Новокузнецке гостила большая делегация из Питтсбурга, я стала свидетелем разговора руководителя группы по образованию с учителями в одной гимназии. После неудачных попыток поговорить об алкоголизме и наркомании среди школьников ("У нас этого нет!"), он посетовал на растущую безграмотность американской молодежи. "Жена двадцать лет преподает английский и уверяет, что год от года дети пишут все хуже и хуже". Разговор сразу подхватила учительница русского языка: зацепило! В нашей школе та же тенденция...

Наш собеседник - Светлана Бронштейн, методист русского языка и литературы, Институт повышения квалификации.

- Светлана Петровна, про чужие страны говорить не будем. Что у нас в школе с родным языком?

- Да то же самое. Телевизор, компьютер, Интернет вытеснили книгу. Дети перестают читать. Это фундаментальная причина падения грамотности. Школьники, студенты перестают и писать. Все больше печатают. Одно дело, когда твоя рука выводит каждую букву слова. И совсем иные чувства вызывает удар по клавиатуре. Ухудшилась, к слову сказать, и каллиграфия, пишут неразборчиво. Компьютеризованное поколение и мыслит сегодня иначе. Беглость и быстрота часто заменяют глубину и основательность. И вот даже дети с хорошо развитой речью, умеющие анализировать непростой литературный текст, делают в письменных работах досадные грамматические ошибки.

- В нашем случае на общемировые тенденции наложилось падение уровня культуры, характерное для страны в последние десятилетия.

- Утрачено чувство языка! Процесс закономерный. С одной стороны, бедность населения, которое перестало покупать книги: дорого! А с другой... Масса новых книжных издательств, новых печатных и электронных средств массовой информации, которые появились в последние годы, призвали на службу большую армию неспециалистов. Им учиться и учиться профессии. Отсюда и массовые ошибки - в произношении, в орфографии, в стилистике. Отсутствует фоновая речевая грамотность. Ошибки даже в учебниках, в журналах и газетах, радио и телепередачах, ошибки на сайтах Интернета, не говоря уже о вездесущей рекламе, речи на улицах... Мы их слышим, видим, читаем, произносим и... повторяем!

- Когда каждый день в трамвае раздается: "Граждане, оплачивайте за проезд", - понимаешь, что с кондуктора за неграмотную речь не спросишь. Но ужасная "оплата за..." успешно перетекла в документы, принимаемые на самом верху...

- Скажу еще об одной проблеме, с которой столкнулась российская школа. Это массовый приток учеников, приехавших в Россию из некогда союзных республик. Русского языка они не знают. Что делать учителю? Программа-то для всех общая! Проблеме много лет. И только недавно Министерство образования составило методическое письмо с рекомендациями учителю. Их выполнение требует тяжелой и кропотливой работы с детьми. Но хоть что-то появилось.

- Какие ошибки школьников можно назвать типичными?

- Традиционно не уменьшается количество ошибок в словах с безударными гласными, непроизносимыми согласными. Причем, даже если ошибки нет, в проверочных словах почему-то оказываются совсем не подходящие. Например, слово накопить проверяют словом... копоть, редкостный - кость, известный - известь. Сравнения анекдотичны. Берутся первые попавшиеся слова, близкие по звучанию. Много ошибок, связанных с удвоением согласных в корне (колличество, аппатия, расса). И в то же время - акуратно, комунизм. Перечислять можно долго: нарушаются все правила. Но появляются ошибки новые, странные, нвозможные: аллигарх, психдоним, окейан, плейбей, карубция. Вдруг пошло удвоение "о" - одноозначно, координально. Но именно так звучат эти слова в рекламе на радио!

Нет умения членить речевой поток на отдельные слова. Отсюда ошибки в слитном и раздельном написании слов - восновном, насамом деле, в скоре, в полне, в предь...

- В сочинениях много стилистических ошибок...

- Это понятно. Преодоление грамматических ошибок и преодоление стилистических - как бы две последовательные ступени овладения речевой культурой. Мысль, не обозначенная точным словом...

- Среди сочинений медалистов встречаются очень яркие работы. Но много и просто серых.

- Они и нас огорчают. Правильные, но скучные. Это неизбежно, если есть установка на отличную отметку. Нет творчества, индивидуальности ученика, живого слова нет. А все интересное, искреннее, пусть и наивное, но свое собственное, остается в других работах, немедалистов. И чаще всего не на экзаменах. Ответственность сковывает.

- Два года назад выпускникам было предложено писать изложение по отрывку из Достоевского. Мысленно прикинула задание на себя: не справилась бы! А позже, читая работы медалистов, поняла, что некоторые дети проблему решили просто: списали. Праведного гнева у меня это открытие не вызвало. Как изложить близко к тексту классика бредовые видения Раскольникова?! На кого рассчитывают в министерстве?

- Видела одну такую работу. Ученик списал слово в слово, перенеся даже авторские знаки препинания, чем и выдал себя с головой! Мы говорили об этом на наших методических совещаниях. Задачу можно было облегчить пересказом от третьего лица, в косвенной речи. Где-то детей этому учили, а где-то нет...

В скучных сочинениях тоже вина учителя. Это мы сами выработали стандартные трактовки, по которым успешно натаскали усердных учеников. Других тоже "натаскивали", но они слушали нас вполуха. Надо менять требования к медальным работам.

- Что в силах учителя? Не разучился же он учить детей?

- Русский язык всегда был одним из самых сложных предметов. Не сбросить со счетов и те реалии, которые связаны с сегодняшним днем. Мы о них сказали. Но язык остался тот же, правила - те же, программы, по большому счету, такие же. И надежда по-прежнему на учителя. Его культуру, терпение, самоотверженность. На каждом уроке учитель и ученик должны слово произносить, видеть, слышать, читать и писать, отрабатывая навык правильного произношения и написания. Есть соответствующие нормативы, их надо придерживаться. И не забывать: в игровой форме восприятие идет легче. Учитель должен увлечь ученика. И пора возвращаться к чтению. Начало начал.

Не люблю сериалы по литературным произведениям. Но они заставляют людей взять в руки книгу и убедиться: художественное слово мастера глубже и сильнее самых затейливых интерпретаций.

- Было время, вузы снижали уровень требований на вступительных экзаменах по русскому языку и литературе. Чтобы из-за двоек не отсеивались абитуриенты, способные в физике-математике.

- Это сильно ударило по школе. Но сейчас даже в технических вузах открываются кафедры русского языка, проводятся олимпиады. Работодателю нужны специалисты, знающие родной язык. Умеющие говорить с разными людьми, вступать в диалог, вести переговоры...

Школы в обязательном порядке продолжают изучение русского языка в десятом-одиннадцатом классах, чего раньше не было. Для них написаны новые программы и учебники. Популярны дистанционные олимпиады по русскому языку в Интернете. Год назад победительницей Всероссийского конкурса "Русский медвежонок" стала новокузнецкая восьмиклассница из 10-й гимназии.

Общество начинает осознавать: без знания родного языка человеку нет возможности всесторонне проявить себя как личность, как полноправный гражданин своей страны.

Беседовала Лариса Савицкая.

27.01.2006
Просмотров: 762 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь