"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
...
"Стремлюсь соответствовать сегодняшним детям"
Директор школы № 44 Тамара Евгеньевна Потокина в особых представлениях не нуждается. Много лет 44-я - в лидерах городского среднего образования. Самые последние победы: второе место в конкурсе "60 лучших школ Кузбасса" и лауреатство - в "Лучших школах России-2004". Заслуженному учителю РФ недавно присвоено звание Почетного гражданина Кемеровской области.
- Тамара Евгеньевна, вы, наверное, первый директор школы, удостоившийся такой чести...
- Самой страшно стало. Это как же надо жить и работать дальше? Главная заслуга в таком признании - школьного коллектива. Учительского, ученического, родительского. Трудимся все вместе.
- Хочется зажмуриться, когда видишь количество ваших медалистов. Только в этом году - 21! При том, что требования к ним ужесточаются и очень пристально присматриваются на вступительных экзаменах в вузах.
- Все поступили, все на бюджетной основе. География - Санкт-Петербург, Москва, Томск, Новосибирск, Новокузнецк. Крупнейшие университеты страны, знаменитый физтех в Долгопрудном, Экономическая академия имени Плеханова, Академия народного хозяйства при правительстве РФ... А всего в пяти выпускных классах из 118 детей в вузы поступили 113. Четверо - в техникумы и один парень работает, учиться будет заочно. Но тут у каждого свои семейные обстоятельства.
- Получается учить детей?
- Получается.
- Тамара Евгеньевна, в школу вы пришли с комсомольской работы.
- В школе я была всегда. Еще студенткой физмата учила детей в школе № 19. И когда потом была вторым и первым секретарем Орджоникидзевского райкома, и когда пришла в горком комсомола, преподавание не оставляла. Между прочим знаменитая школа кузнецких комиссаров, о которой с ностальгией вспоминают до сих пор, и одиннадцатый профильный класс (еще тогда!) для подготовки пионервожатых, два выпуска сделали, - во всем этом была и я.
Потом надолго уехала в Москву (муж учился в Академии МВД). Директорствовала в двух школах. Потом строила школу в Омске, сделала ее математической. В Новокузнецк вернулись в 1986-м, 44-я уже была к тому времени с математическим уклоном. С Павлом Борисовичем Каганом открыли первый в городе компьютерный класс, и пошло... Научное общество учащихся: первый в городе класс, ориентированный на будущих предпринимателей; экономико-математическая школа; многопрофильная гимназия. Дети - победители олимпиад всех существующих уровней, учителя - лауреаты грантов фонда Сороса и самых престижных российских конкурсов...
На месте школа не стояла никогда. Фонтан идей и реальных проектов. Если эксперимент давал сбой, возвращались назад, искали новые пути. Двое ребят из первого "коммерческого" выпуска имеют свои предприятия в Лондоне... Мы еще не можем найти пути, которые вели бы наших детей к счастью (любовь, семья, друзья - это все еще за семью печатями). Но предопределить их успешность в профессии удается.
- Неужели можно ставить задачей личное счастье ученика?
- Если бы дать во взрослую жизнь определенные знания по психологии, социологии, воспитанию детей, от каких-то явных ошибок их можно было уберечь. Свобода выбора у молодого человека есть. Ответственности за свою судьбу - нет. Выбор часто случаен, его диктует социум, а с этим у нас сегодня... Раньше супругов своим детям находили родители, опытные, мудрые люди. И семьи были крепкие, и дети счастливые. Их серьезно готовили к труду - хоть в крестьянской, хоть в дворянской семье. Институты эти разрушены, новых не придумали. Семьи распадаются, ребенок меж папой и мамой, требует поблажек (и получает их!), личностно не растет. Последствия этого вижу в общении с детьми каждый день.
Назад не вернуться. Но какие-то социальные механизмы общество должно выработать. Хотя бы из чувства самосохранения. Вот в православные семьи нравственные ценности возвращаются.
- А какие у вас ученики? Считается, что в основном богатых родителей.
- Дети с микроучастка. Со стороны - тоже. Полистаем списки классов. (Достает журнал, читает фамилии, комментирует - Л. С.). Пятый класс, 27 учеников. У этой девочки нет отца. Папа этого мальчика в тюрьме. Мать-одиночка, девочка очень сложная. В этой семье отчим. Всего шесть детей из неполных семей. Посмотрим старшие классы. 26 человек, пятеро живут без отцов, в двух семьях один отец; в этой семье отчим, три года назад появился, а ребенок уже в 11-м классе... Становление детей в таких семьях тяжелее.
- Откуда вы их всех знаете?
- С первого класса веду социальный паспорт на каждого. В Москве этому научилась, когда была директором в сиротском интернате.
Сорок процентов детей - из труднообучаемых. Дополнительные уроки обязательны - платные, бесплатные. Учим учиться. Учим выучивать. Очень часто надо не понимать, а просто заучивать. Лексику, правила, формулы, таблицу умножения. Никакой компьютер не заменит устного счета и логического мышления. Придерживаемся традиций русской фундаментальной школы.
- А нагрузка?
- Задача педагога - пробудить и поддерживать интерес к предмету. Учение с увлечением. Интенсифицируем процесс урока. Чтобы снижать надобность в домашних заданиях. Разумно их дозируем. И даже не задаем по непрофильным предметам. Есть такая артековская система.
В школе действуют спортивно-оздоровительный центр, психологическая служба. У нас чисто, красиво, много зелени. И школа практически учится в одну смену. Это все способствует здоровью.
- Как договариваетесь с родителями?
- Совет фонда развития школы утверждает очередной проект - озеленения школы, например, или оборудования читального зала, фундаментального обновления 3-го этажа... Составляется смета, и совет обращается в родительский комитет: требуется такая-то сумма. Ее могут дать не все родители. Но кто-то готов дать больше. Или обращаемся за поддержкой к бывшим ученикам, к руководителям предприятий. Заключаем договор с исполнителем работ. Все суммы и документы - на сайте школы. Полная прозрачность.
- Трудно управлять большим коллективом?
- Важно подобрать хорошую команду. Мои заместители - люди разные, со своими достоинствами. Но все вместе - грамотный, разносторонний, с широким педагогическим мышлением управленческий орган, мобильный, с взаимозаменяемостью его членов.
У нас разновозрастной коллектив. При том, что смена кадров малозаметна (два-три человека в год, на пенсию или повышение), молодых из педакадемии берем ежегодно. Ну и высматриваем на всяких педагогических сходках "звездочек". Если в родной школе потенциал учителя не используется во всю силу, он к нам переходит. В каждом учителе есть доля артистизма. Урок для нас - сцена. Но иногда хочется, чтобы в партере были не только ученики, а учителя, коллеги. Мы такую возможность даем. Люди со стороны не сразу привыкают к нашему темпу внутришкольной жизни. Но бывшие наши выпускники, а их у нас шестнадцать, сразу чувствуют себя как рыба в воде.
- Как вы к детям относитесь?
- Я их люблю. Всегда могла разговаривать с ними на их языке. Но если раньше я ничего не опасалась: знала больше них, то сегодня сознательно стремлюсь соответствовать... Читаю про Гарри Поттера, осваиваю компьютер... Дети органично впитывают все то, что предлагает мировой прогресс, и в этом плане дают всем нам многое. По их свободе выражать свои мысли, требовать понимания или четкого объяснения, почему учитель не согласен с ними, я и ощущаю, что мы действительно пришли к какому-то уровню демократизации. Только через них это и понимаешь.
Огорчает, что молодые родители неразумно пользуются свободой. Нет понимания у молодой мамы, что в школу не стоит идти с голым животом или серьгой в носу. Что если защищает ребенка перед учителем, то дома, в семье, должна все негативные моменты по поводу поведения ребенка проанализировать и выводы какие-то сделать... Школе в этом плане надо работать с семьей, но времени нет.
- Вы когда-то сказали мне, что психологу некогда работать с родителями. Но тут же привели два очень поучительных примера как раз такого взаимодействия.
- Примеры есть. А системы нет. Отработав в школе 45 лет, я верю только в систему. Она складывается в течение долгого времени. Но это означает, что время надо находить и работать больше.
За что люблю школу - в ней всегда интересно. В ней все повторяется, и все, как в первый раз. Ворчишь порой, но понимаешь: ты не сам по себе, вокруг много людей. Они от тебя зависят. Ты от них зависишь. Мы друг другу нужны.
Лариса Савицкая
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь