#
#
Просмотров: 829
Тема дня

У Путина нет "проекта будущего", способного сплотить Россию

Picture

Пустая Лубянская площадь символизирует отсутствие политической воли на смену курса развития страны, считает политик Сергей Удальцов.

Просмотров: 4373
Тема недели

Хабы и Новокузнецк

Picture

О демографии и исторической судьбе Кузнецка-Новокузнецка размышляет гость портала КузПресс Историк.

Просмотров: 9049
Тема месяца

"...Если со мной что-либо случится – вы знаете, что происходит"

Picture

Известный общественник Вячеслав Чернов признался, что это он сделал записи, из-за которых резонансно задержали "Фому Неверова".

Обсуждения

Kotafey 09-03-2021 13:09

uttkin 09-03-2021 13:05

сам я не местный 09-03-2021 12:53

Папа 09-03-2021 12:44

Хиус 09-03-2021 12:28

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Опросы на КузПресс
  Кому, по-вашему, принадлежит на самом деле "дворец Путина"?
  В каком направлении следует развивать экономику Кемеровской области?
  Контролируете ли вы безопасность своих детей?
  ...
Нарушители:
Патриотик
добавить на Яндекс

Дети растут, не ожидая, когда общество приведет себя к норме

216 школьников год назад не сели в сентябре за парту. Три четверти из них так и не удалось вернуть в школу. В этом году количество непришедших обучаться грамоте чуть поменьше, но все равно тревожит. Почему ребенок оказывается вне школы? Об этом беседуем с заместителем председателя комитета образования и науки Мариной Полюшко.

- Такие дети были всегда. Но само явление не было столь обвальным. Дети не просто не хотят учиться - не хотят жить по общепринятым законам, у них свои представления о жизненных ценностях... Можно говорить об экономическом и социальном кризисе, крахе российской семьи, массовой нищете людей. О том, что в тяжелые времена бремя невзгод ломает в первую очередь слабых. Все это так. Но среди тех, кто потерял моральные ориентиры, есть и дети из семей вполне благополучных. Помню, как ошеломил меня вопрос девочки, отличницы: а зачем учиться? Зачем корпеть над книжками, если общество более не нуждается в образованных, умных, тонко чувствующих людях? Она однажды спросила об этом самое себя и ответила себе, что в сегодняшней жизни выигрывает не грамотный, а нахрапистый, и перестала учиться. Помню, как убеждала ее, что все это временно, что настоящие ценности обязательно вернутся в нашу жизнь... Года два назад вместе с мамой другого ученика, очень уважаемой в своей сфере человеком, с большим трудом уговорили мальчика пойти хотя бы в вечернюю школу. Дети не ждут, когда общество приведет себя в норму, а сломанные судьбы не так быстро склеить... К сожалению, и прогнозы исследований социологов и педагогов по этой теме мало утешительны.

- Но это не значит...

- Конечно, не значит. И рук мы не опускаем. Каждый месяц каждая школа отслеживает процесс, подает сведения о детях, кто остается вне стен учебного заведения. Вот самые последние. Сегодня на учете таких детей 193. По каждому есть данные на семью. В большинстве случаев семьи малообеспеченные, неполные. А если полные, то папа "временно" не работает, или живет в другом месте, или пьет и ребенка не контролирует. Пометки о детях - "бродяжничает", "не хочет учиться", "задерживался милицией", "неуправляем", "находится в больнице № 12", "считается без вести пропавшим", "зачислен в училище с испытательным сроком", "решается вопрос об устройстве в приют". В официальных сведениях нет пометок, но в жизни нередко бывает, что педагоги и воспитатели, разыскивающие детей, обруганы нетрезвыми родителями, спущены с лестницы, покусаны собаками. Второй раз идти страшно.

- Какой-то алгоритм действий выработан?

- Первыми подключаются классный руководитель, социальный педагог, уполномоченный милиции, психолог. Далее --совещание у директора, школьный совет профилактики. Рассмотрение вопроса в районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. По линии соцзащиты действуют приюты, дневные центры реабилитации педагогически запущенных детей. В Кузнецке открыта школа лечебной педагогики - как раз для таких детей.

- Механизм есть, но ребенок - существо тонкое, хрупкое, сугубо индивидуальное...

- И требует каждый особого подхода. Мы заблуждаемся, когда относимся к ребенку как маленькому человеку, который только готовится жить. Он уже живет, и он особый. У взрослого есть прошлое, настоящее и он живет будущим. Ребенок будущего не понимает. И прошлого у него нет. "Расскажи, какой я маленький был!" Он живет здесь и сейчас. И он растет, не дожидаясь какой-то лучшей жизни.

Психологи призывают любить детей. Все просто. Какие бы ни были претензии к нему, ты его любишь, даже если весь мир от него отвернулся. Что имеем? Опросы показывают: если раньше, 20 лет назад, только восемь процентов родителей уже в начальной школе считали своего ребенка неудачником (?!), то сейчас их число возросло в четыре раза! Каждый третий не верит в свое дитя.

Вы посмотрите, детям приткнуться негде. Тусуются в чужих подъездах. Закрыв двери от воров, закрыли их для друзей своих детей. У них и выбора не остается. А ждут их курево и выпивка. Знаю маму, которая и пироги напечет, и из дома уйдет, чтоб не мозолить глаза молодым людям, и не считает за большой труд вымыть потом за ними пол. "Зато спокойна за сына и друзей его знаю".

Мы говорим правильные слова, а важнее не то, что говорим, а что он видит и чувствует за ними. Дети чутко угадывают фальшь. Не прощают пустых обещаний, ведь они живут ожиданием обещанного. Они сами порой себя понять не могут, и взрослые скупятся на внимание. Не получив отклика один, второй раз, закрываются... И мы ничем уже помочь ему не можем... Говорим: семья благополучная, все у них есть. Но разве счастье-несчастье семьи определяет только материальный достаток?!

- Школа может многое?

- Если в семье ребенку плохо, только школа может удержать его на плаву. Ее функция гуманистическая. Принимай ребенка таким, какой он есть. Дай шанс, удержись от приговора. В конце концов учеба не самое главное. Лично мне улыбающийся троечник приятней плачущего отличника. Общеизвестна мысль: ученик не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Ребенок может не выучить задания, но в ходе урока поучаствовать в коллективном поиске. Я преподаю литературу, и на уроках говорим обо всем на свете. Вот где важно свое мнение. А дома и не задают вопросов: а как ты думаешь? Что считаешь правильным?

К сожалению, педагоги-ученые прогнозируют снижение воспитательной роли художественной литературы и искусства. Их роль, полагают они, возьмут на себя комиксы.

- Но, может быть, жизнь оспорит суровый вердикт?

- Жизнь подбрасывает такое, о чем и в худшие времена нам не снилось. Я имею ввиду акты вандализма на кладбище, совершенные подростками в двух кузбасских городах. А вот телеграмма, пришедшая из департамента образования. В десятидневный срок нам предписано составить план работы по профилактике подобных случаев, провести родительские собрания и т.д. и т.п. Явление новое. Дети другие, очень резко отличающиеся от предыдущих поколений. Но формы работы до боли знакомые...

И все же жизнь выпрямляется. Медленно, с зигзагами, но процесс восстановления идет. Появились семьи с очень трепетным отношением к детям. И новые школы. И очень талантливые дети... Кстати сказать, та девочка, о которой я упоминала вначале. К учебе вернулась, школу с серебряной медалью окончила. Сейчас сама преподает. Семья тогда очень мобилизовалась. Все силы ребенку отдали.

Беседовала Лариса Савицкая.

28.09.2005
Просмотров: 609 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь