Уголь мало-помалу сдаёт позиции.
На фоне общего снижения угледобычи в Новокузнецком районе вновь разгорается конфликт крупного бизнеса с противниками засилья угольных разрезов. В конце прошлой недели стало известно о приговоре заместителю главы Минэнерго РФ (экс-губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв возглавляет данное министерство уже около года) по угольной промышленности Сергею Мочальникову.
Этот колоритный мужчина, самый высокопоставленный гость новокузнецкой выставки "Уголь России и майнинг" в 2024 году, признался в преступной деятельности, покаялся, сотрудничал со следствием и получил весьма мягкое наказание - полтора года колонии-поселения.
В отличие от Мочальникова ряд других фигурантов, в числе коих еще один экс-замминистра энергетики Анатолий Яновский (между прочим, в прошлом новокузнечанин) вину не признают. Им приговор пока не вынесен. По версии следствия, обвиняемые систематически похищали бюджетные средства, выделяемые на работы по ликвидации угольных шахт и разрезов. Для этого в Минэнерго РФ предоставлялись документы с ложными сведениями об объемах выполненных работ.
По предварительным данным, которые назывались ранее, ущерб от действий чиновников в сговоре с подрядчиками составил порядка 500 миллионов рублей, отмечает "Коммерсант".
Еще один скандал, связанный с угледобычей, получил свое развитие на прошлой неделе.Речь об Апанасовском разрезе в Новокузнецком районе, близ поселков Апанас, Ананьино и Алексеевка. Том самом, что расположен в непосредственной близости к населенным пунктам (менее километра и до Ананьино, и до Алексеевки). Прекратив свою деятельность более десяти лет назад, по идее, он не должен был бы ее возобновлять, тем более, что срок действия лицензии истек, а выдавать новую Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) отказалось.
К тому же о поддержке требований сельчан по недопущению добычи угля в этом месте заявляло руководство и областной, и районной администраций. Но около месяца назад, в конце марта, новые собственники ООО "Разрез Апанасовский", подав в арбитражный суд на Роснедра, добились признания неправомерным отказа в выдаче лицензии. Что должно понудить федеральную структуру выдать угольщикам новую лицензию и тем самым санкционировать возобновление добычи угля. Однако на выходных стало известно, что Роснедра подали апелляцию на решение арбитражного суда. Со слов одного из активистов Сергея Шереметьева, "глава Новокузнецкого района Андрей Шарнин на встрече с жителями уверил, что правительство Кузбасса войдёт в этот суд третьим лицом". Также сельчане попытались усилить позицию Роснедр своим обращением в поддержку недопущения выдачи лицензии. Ссылаясь, в частности, на "краснокнижные" кандыки, которые будут уничтожены в случае, если угледобыча под Апанасом все-таки начнется.
Между тем, со сбытом угля всё весьма печально.На фоне торговых ограничений и экономического спада аналитики недавно вновь ухудшили прогноз цен на угольную продукцию. Эксперты NEFT Research пересмотрели прогноз относительно перспектив рынка энергетического угля на 2025-2026 годы, снизив ожидаемый уровень цен на 13-15%. При этом в первом квартале 2025-го мировые котировки энергетического угля уже снизились на 10-15%. Напомним, что и до трамповских новаций положение со стоимостью и перспективами сбыта угля из Кузбасса оценивалось с глубокой грустью. В марте председатель правительства Кузбасса Андрей Панов сообщил, что "...в настоящее время ситуация для угольной промышленности очень сложная... Во-первых, продолжается снижение мировых цен на уголь, а во-вторых, идет укрепление курса рубля, что всегда ведет к снижению прибыли для экспортеров. Также на ухудшение ситуации влияет рост себестоимости добычи, связанный с дорогими кредитами, санкциями и ростом стоимости обслуживания техники. Для понимания: за прошлый год средняя себестоимость добычи выросла на 25-40%. Естественно, что больше всего от этих трудностей страдают небольшие компании. Но и крупному бизнесу приходится непросто".
Около десятка угледобывающих предприятий нашего региона приостановили свою деятельность, и если не находятся в стадии ликвидации, то весьма от нее близки. Стоит ли в такой ситуации "раскручивать" остановленные разрезы, да еще и в такой близости от жилья и при сопротивлении со стороны населения?..
А ведь, вспомним, в советское время отношение и к угольной отрасли, и к самим угольщикам было совсем другим.Горняков прославляли, за соцсоревнованием и рекордами добычи следили, а присказка "даёшь стране угля" расценивалась как что-то позитивное и солидное. Во-первых, в то время три четверти угля в Кузбассе добывалось закрытым способом, в шахтах, и лишь около четверти - на разрезах. Да и объемы были в 2-3 раза ниже, соответственно, тогдашний ущерб природе не шел в сравнение с нынешним - с огромными пылящими карьерами и безжизненными отвалами, постоянным наступлением на природу и на населенные пункты, с отбиранием у людей жизненного пространства, дорог, загаживанием воздуха и воды. Во-вторых, при СССР выгодоприобретателями от успешной работы отрасли в некоторой степени становились все проживающие в регионе. Велось активное жилищное строительство, благоустраивались территории, развивалась инфраструктура - за три десятилетия в Новокузнецке возвели четыре моста через Томь!
Сейчас же практически все средства на развитие оседают в Кемерове, и связаны эти "денежные дожди" преимущественно с федеральным финансированием, а не отчислениями от шахт и разрезов.
Золотые "сливки" с добываемых миллионов тонн "черного золота" в новейшей истории утекают в карманы собственников бизнеса, которые нередко даже не известны широкой публике. При этом загаживание природы и засилье в отношении людей, проживающих в Кузбассе, на порядок выше, чем прежде. В течение четырех десятков лет в Новокузнецком районе, самом истерзанном разрезами и разрезиками, не проведено ни одной полноценной рекультивации угледобывающих предприятий. Знаю, что районную администрацию, которая сама ранее предоставила такую информацию, бесит это упоминание. Но слова из песни не выкинешь.И мелкими рекультивационными работами, смахивающими на "показуху" под телекамеры, полноценную многоэтапную рекультивацию не заменишь. Экономического стимула для рекультиваций пока нет от слова "совсем" - эти работы масштабны, затратны, но не приносят никакого дохода. Есть простой и эффективный способ изменить ситуацию - создать независимый от предприятия фонд рекультивации, деятельность которого была бы "прозрачной", а средства застрахованы. Наполнять этот фонд должны отчисления с каждой тонны добытого угля. А аккумулированные деньги расходовать надлежит исключительно на рекультивацию после отработки запасов - с восстановлением природной среды. Тогда даже в случае ликвидации предприятия рекультивация будет проведена. Казалось бы, прими соответствующие законы - и действуй. Однако забота о будущем, сохранение среды обитания и человеческой популяции, видимо, не входит в число приоритетов нынешнего российского государства.
Знаменитый британский премьер-министр Уинстон Черчилль как-то сказал (в одной из версий перевода), что "капитализм - это неравное распределение блаженства, социализм - это равное распределение убожества".
К сожалению, мастер афоризмов не дожил до наших дней и не дал определения тому строю, что сложился в современной России. Полагаю, мистер Черчилль мог бы с полным основанием определить суть того, что нынче творится, "неравным распределением убожества". Как минимум, на уровне нашего региона. А как максимум - на уровне нашей страны. |
Комментарии читателей: