"Экстремальная сибирская кругосветка"...
...должна завершиться сегодня, 6 ноября. Она финиширует в Кронштадте... Если ничего непредвиденного не случится.
Гендиректор "Металлурга" Андрей Денякин признал проблемы со льдом на "Арене Короленко", но расписался в бессилии.
Минфину Кузбасса не удалось получить коммерческие кредиты на 15 млрд рублей.
Довольны ли вы своим начальником?
За кого "болеете"?
Какое имя для младенца лучше - распространенное или редкое?
...
“Кузнецы” истории Кузбасса
В самом центре выставочного зала находится импровизированный костер - сложенные в пирамиду поленья, над которыми подвешен металлический чайник. В старину гостей шорцы принимали возле такого очага. Для них огонь - символ дома, уюта, семьи...
Очаг - это часть экспозиции выставки шорской культуры, проходящей в рамках фестиваля национальных культур “От сердца к сердцу”, организованного МБУ “Городской центр культуры и творчества”.
Татьяна Глебова, начальник управления культуры администрации Новокузнецка, отметила, что “возможность познания истории коренных народов Кузбасса должна привлечь внимание всех горожан”.
Экспонаты, представленные на выставке, отражают особенное мировоззрение народа, основанное на преклонении перед духами, одушевлении природы. Считается, что туурь, или бубен, занимает важное место в жизни шорцев, ведь этот ударный инструмент позволял шаману обращаться к духам, просить помощи. Но более важную роль играет огонь - символ семьи, домашнего очага. Поэтому в выставочном зале костер находится в центре. У такого очага обычно располагались куклы-обереги: “аба” - отец, “иче” - мать, “оол” - сын, “кыс” - дочь. Эти небольшие фигурки из ткани, напоминают младенцев в пеленках. Хозяйка дома должна была “подкармливать” кукол, чтобы задобрить духов.
По периметру зала расположены национальные костюмы, созданные для сцены по эскизам нарядов, хранящихся в кунсткамере Петра I. Свадебное платье невесты расшито тесьмой, бисером и мехом. Костюм жениха дополняет пояс с ножом “пичак”, лезвие которого заточено только с одной стороны, и своеобразными меховыми брелоками - подарками родственников избранницы.
Особую ценность представляют шкуры бурого медведя и барсука. Эти животные являются для шорского народа священными, именно поэтому они стали героями национального фольклора.
Первое упоминание о “профессиональных” занятиях шорцев встречается в грамоте Бориса Годунова от 20 января 1604 года: “В Томской вершине живут 200 человек кузнецов, делают доспехи и железца стрельные и котлы выковывают”. Не случайно население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы прозвали “кузнецами”. Отсюда пошли и названия: Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля, Кузнецкий бассейн. О том, что шорцы с давних времен занимались производством металла, говорит такой экспонат выставки, как железоделательная печь, созданная по прототипу, который хранится в музее-заповеднике “Кузнецкая крепость”. Для выплавки железа шорцы вырывали в земле неглубокую ямку, которую закрывали глиняной полусферической “крышкой”. В такую своеобразную печь закладывали руду и засыпали древесный уголь. С помощью мехов огонь раздували так, что температура поднималась выше 1000 градусов по Цельсию. В итоге первые кузнецкие металлурги получали крицу, которую потом проковывали, чтобы удалить остатки шлака, - и получалось чистое железо.
Известно также, что “кузнецы” были и прекрасными охотниками. Об этом свидетельствуют такие экспонаты, как лук, капкан для волков, а также лыжи, созданные более века назад. Делали их так: две тонкие деревянные доски обшивали лоскутами шкур с ног лошадей, ворсинки которых располагались в определенном направлении: лыжи могли скользить только вперед, движения “против шерсти” выполнялись, когда требовалось затормозить.
Гости, пришедшие на выставку, могли услышать песни, пословицы и стихи на шорском и русском языках. Среди них - произведение поэта Степана Торбокова, в котором нашла свое отражение мысль о единении шорского и русского народов, их дружбе “высокой пробы”.
Это речь шла о кузнецких (абинских) татарах, которых джунгары потом депортировали на Алтай. Причем тут шорцы?
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь